Урок русского языка «Приставка» (3 класс)
Технологическая карта урока (09.11.2017г.)
Предмет, класс |
Русский язык, 3 «Б» класс МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Орска». |
Учитель |
Рыжкова Елена Михайловна |
Тема урока |
Что такое приставка? Как найти в слове приставку? |
Цель деятельности учителя |
познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой. |
Тип урока |
урок открытия новых знаний. |
Планируемые |
Предметные: создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова; обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала. Метапредметные: познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия. Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемный, метод самоконтроля; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах |
Оборудование |
Компьютер, телевизор, карточки с заданиями, наглядность, таблицы. |
Организационная структура урока
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Формирование УУД |
Деятельность обучающихся |
Цель–мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
(Слайд 1) Эмоциональный настрой. Я очень рада видеть вас И для меня уже награда Сияние ваших умных глаз Я знаю каждый в классе гений Но без труда и ум не впрок Скрестите шпаги ваших мнений, Мы начинаем наш урок. - Настроение у меня на начало нашего урока просто замечательное и я хочу подарить вам интересный урок. Но , наверное, всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу.(Слайд 2) Покажите cмайлики. Зеленый - у кого настроение отличное и они хотят работать, жёлтый - работать буду, но без особого желания и красный те, кто пока не хотят работать. - Покажите друг другу карточки. Я думаю, гостям тоже будет интересно. - Положите их на стол. - Работать на уроке мы будем с листами самооценки. Не забывайте оценивать себя на каждом этапе. |
Личностные УУД Коммуникативные УУД |
Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу |
II этап. Актуализация знаний Цель- актуализировать знания |
Чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума». – Какую большую тему мы изучаем сейчас на уроках русского языка? - Назовите части слова, с которыми мы уже познакомились.( поезд на доске) - Без какой части слово не может существовать? ( без корня) - Что такое корень? (общая часть родственных слов) - Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова) - Что такое окончание? (изменяемая часть слова) - Для чего служит окончание? ( для связи слов в предложении) Индивидуальная работа. (карточки) * Прочитайте предложения, выпишите из них однокоренные слова, выделите корень. Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых. *К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?. Запишите пары слов, выделите корень. Игра, письмо, свет, сад.
|
Познавательные: - применять на практике учебные знания Регулятивные: — распределять обязанности для выполнения учебного задания в паре. |
Диалог с учителем Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Четыре ученика работают по карточкам, остальные фронтально. |
III. Постановка учебной задачи.
|
III этап. Самоопределение деятельности Постановка и решение проблемы: ( Слайд 4) - На столах у вас лежат карточки оранжевого цвета для работы в паре . -Прочитайте. Игра ,море , добрый, вода, перелёты. (Слайд 3) - Верно, ли утверждение что все слова в карточке состоят только из корня и окончания. ( нет) - В каком слове есть лишняя часть? - Кто знает как она называется? ( приставка) - Кто сформулирует тему нашего урока? (ПРИСТАВКА) - Какую цель мы поставим перед собой? ( формирование знаний о приставке) - Какие задачи нам нужно решить в течении урока? Задачи урока : узнать, все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок.
|
Регулятивные: - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные: — формулировать собственное мнение; — формулировать речевое высказывание. - использование критериев для обоснования своего суждения |
1) Определение темы Формулируют тему и цель урока Приставка значимая часть слова 2) Постановка цели урока -формирование знаний о приставке Задачи : узнать, все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. |
Минутка чистописания. |
- Начнём работу с минутки чистописания.(Слайд5) - С какой целью мы проводим эту работу на уроке? - Сделаем зарядку для пальчиков. Наши руки сжались тесно Что такое интересно В руки мы бинокль возьмём А потом их развернём 1,2,3,4,5 Будем с лёгкостью писать. - Посмотрите , как я украсила слово, которое называет тему нашего урока. Запишите этот узор себе в тетрадь. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! -Оцените себя.
|
Регулятивные: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности; овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений |
Оценивают свою работу |
IV. Построение проекта выхода из затруднений. |
1) Работа в группах.( Слайд 6) - А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем исследовать новую часть слова. - Работать мы будем по группам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка. - Вспомним правила работы в группе. На карточках слова: 1 группа: ушёл, зашёл, вышел 2 группа: завернул, вывернул, свернул 3 группа: зашить, перешить, дошить 4 группа: уехал, заехал, выехал, приехал. 5 группа: укрыл, закрыл, прикрыл ,открыл. 6 группа: прибежал, забежал, убежал, выбежал Вопросы: - Что такое приставка? Приставка – это ____________________ - Где находится? Находится _______________________________ - Для чего служит? Служит _________________________________ - Как обозначается? Обозначается ______ 2) Защита работы - Как вам проверить, правильно ли вы провели исследование? Что вам поможет? (учебник) А дежурный по словарю найдет понятие слова приставка в толковом словаре. (Слайд 7) - Какое значение имеет это слово? ( приставить или присоединить к чему -нибудь; часть слова) - Сколько оно имеет значений? - Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные) Работа по учебнику . - Откройте учебники на с. 84, найдите понятие, прочитайте. Правильно. ли мы сформулировали понятие?( Слайд 8) - Что нового вы узнали из учебника? (обозначение приставок) - С какой задачей мы справились? Зажжём зелёный огонёк. На с.85 прочитаем хором приставки и запомните их написание: они всегда пишутся одинаково. Встаньте из-за парт. Настало время отдохнуть. Физкультминутка.(Слайд9) С при – приставкою присесть, С по – приставкою подняться, С под – подпрыгнуть, подмигнуть, С по –приставкой посмеяться, С вы – вытягиваем руки, С о – опустим их опять. Вот и всё настало время С за – зарядку завершить |
Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Личностные умения: - Проявлять интерес к изучению темы - проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время работы. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять самопроверку учебного задания; — контролировать своё поведение Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; — строить понятные для партнёра высказывания; — использовать речь для регуляции своего действия; — адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению; — формулировать речевое высказывание. Познавательные: -систематизировать и углубить свои представление о приставке |
Диалог с учителем Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение Формулируют правила по опорным словам. Работать с информацией, представленной в учебнике. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, Оценивать свою работу. |
V.Закрепление знаний Цель - научиться находить приставки в словах |
- Выполним на с.85 упражнение 154 самостоятельно. Образуйте с помощью приставок новые глаголы, запишите, выделите приставку. Первый ряд работает у доски цепочкой. Остальные сверяются с доской. - С любым словом составьте предложение. - ребята какое предложение было более удачным. Работа в парах. На карточках розового цвета текст. (Слайд10) Вставьте подходящие по смыслу приставки: …ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края. Фронтальная проверка. (Слайд11) Оцените свою работу ладошками Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть. Физкультминутка (для глаз). Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где же дверь и где окно, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. С какой новой частью слова мы познакомились сегодня на уроке? - Вернемся к нашим задачам. Как же найти приставку в слове?. Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове. Работа в мини группах у доски. Как найти приставку: Подбери однокоренные слова Выдели корень Отметь ту часть слова перед корнем, которой различаются слова. 4.Назови приставку Работа с загадками 1 пара Работа над загадками - Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите в словах приставки. Не спорю — не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще. (Подберёзовик.) Тонкий стебель у дорожки. На конце его - серёжки. На земле лежат листки - Маленькие лопушки. Нам он - как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.) Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, Зовусь я — ... (подосиновик).
Весь класс самостоятельно в ТПО с.45 №109 Проверка (Слайд 12) - Какую задачу решили?
(На основе алгоритма нахождения приставки в слове дома выполните задание 155 с.85 А для любознательных есть особое задание: Составить и записать два предложения, употребив в них глаголы с приставками.)
|
Регулятивные: - ориентироваться в разных способах выполнения заданий. - умение оценивать свою работу на уроке Познавательные: -систематизировать и углубить свои представления о приставке; -развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией. Коммуникативные: - в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе. |
Работают с информацией, представленной в учебнике. Один ребёнок работает у доски. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Девять детей работают в мини группах у доски, 1 пара выполняет индивидуальное задание, остальные самостоятельно в ТПО Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Оценивать правильность выполнения заданий |
VI этап Осознание и осмысление учебной информации. |
Работа с разноуровневыми карточками. Слайд 13 Уровень 1. Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки: Кричать - …, кипеть - …, дрожать - …, говорить - … . Уровень 2. С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите: Читал - …, строил - …, шил - …, смотрел - … . Уровень 3. Как сказать одним словом? -Соединить с помощью клея два листа бумаги. -Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки. - Соединить с помощью веревки. Проверка |
Оценивать правильность выполнения заданий |
|
VII этап. Рефлексия учебной деятельности Цель - научить осознавать свои достижения |
- Вернёмся к началу урока. - Над какой темой работали весь урок . Достигли поставленной цели ? - Решили все задачи? А теперь докажите что вы достигли цели урока? Дополните предложение: Сегодня на уроке ( Слайд 15) Я узнал… Я научился… Мне удалось… Мне понравилось… Мне было интересно… Мы подвели итог урока. - Ребята мы сегодня отмечали свои достижения в листах самооценки. - А теперь поднимите руки те у кого по всем пунктам стоят плюсы. - Теперь встаньте те у кого 1-2 ошибки - Кто допустил больше ошибок. - Надеюсь мне удалось вам подарить интересный урок. - А вы теперь просигнализируйте ладошками с каким настроением вы закончили урок. - Спасибо за урок. Вы меня сегодня порадовали. |
Личностные - следование в поведении моральным нормам Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять самооценку работы на уроке Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; - использовать критерии для обоснования своего суждения |
1) Подведение итогов урока Делают вывод: Постановка цели урока -формирование знаний о приставке Задачи узнали, все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научились находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Домашнее задание |
Домашнее задание (Слайд16) Всем: с.85 упр.155 Для любознательных: Составить и записать два предложения, употребив в них глаголы с приставками. |
. |
Яюс Татьяна Юрьевна