Урок русского языка «Приставка» (3 класс)

3
1
Материал опубликован 12 November 2017

Технологическая карта урока (09.11.2017г.)

Предмет, класс

Русский язык, 3 «Б» класс МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Орска».

Учитель

Рыжкова Елена Михайловна

Тема урока

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Цель деятельности учителя

познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Тип урока

урок открытия новых знаний.

Планируемые
образовательные результаты

Предметные:

создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;

обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемный, метод самоконтроля; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах

Оборудование

Компьютер, телевизор, карточки с заданиями, наглядность, таблицы.


 


 


 

Организационная структура урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Формирование УУД

Деятельность

обучающихся

I этап. Организационный

Цель–мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

(Слайд 1)

Эмоциональный настрой.

Я очень рада видеть вас

И для меня уже награда

Сияние ваших умных глаз

Я знаю каждый в классе гений

Но без труда и ум не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы начинаем наш урок.

- Настроение у меня на начало нашего урока просто замечательное и я хочу подарить вам интересный урок. Но , наверное, всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу.(Слайд 2)

Покажите cмайлики. Зеленый - у кого настроение отличное и они хотят работать, жёлтый - работать буду, но без особого желания и красный те, кто пока не хотят работать.

- Покажите друг другу карточки. Я думаю, гостям тоже будет интересно.

- Положите их на стол.

- Работать на уроке мы будем с листами самооценки. Не забывайте оценивать себя на каждом этапе.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу

II этап. Актуализация знаний

Цель- актуализировать знания

Чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».

Какую большую тему мы изучаем сейчас на уроках русского языка?

- Назовите части слова, с которыми мы уже познакомились.( поезд на доске)

- Без какой части слово не может существовать? ( без корня)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)

- Что такое окончание? (изменяемая часть слова)

- Для чего служит окончание? ( для связи слов в предложении)

Индивидуальная работа. (карточки)

* Прочитайте предложения, выпишите из них однокоренные слова, выделите корень.

Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых.

*К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?.

Запишите пары слов, выделите корень.

Игра, письмо, свет, сад.


 

Познавательные:

- применять на практике учебные знания

Регулятивные:

распределять обязанности для выполнения учебного задания в паре.

Диалог с учителем

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Четыре ученика работают по карточкам, остальные фронтально.

III. Постановка учебной задачи.

 

III этап. Самоопределение деятельности

Постановка и решение проблемы: ( Слайд 4)

- На столах у вас лежат карточки оранжевого цвета для работы в паре .

-Прочитайте.

Игра ,море , добрый, вода, перелёты. (Слайд 3)

- Верно, ли утверждение что все слова в карточке состоят только из корня и окончания. ( нет)

- В каком слове есть лишняя часть?

- Кто знает как она называется? ( приставка)

- Кто сформулирует тему нашего урока? (ПРИСТАВКА)

- Какую цель мы поставим перед собой? ( формирование знаний о приставке)

- Какие задачи нам нужно решить в течении урока?

Задачи урока : узнать, все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок.


 

 

Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение;

формулировать речевое высказывание.

- использование критериев для обоснования своего суждения

1) Определение темы

Формулируют тему и цель урока

Приставка значимая часть слова

2) Постановка цели урока

-формирование знаний о приставке

Задачи

: узнать, все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок.

Минутка чистописания.

- Начнём работу с минутки чистописания.(Слайд5)

- С какой целью мы проводим эту работу на уроке?

- Сделаем зарядку для пальчиков.

Наши руки сжались тесно

Что такое интересно

В руки мы бинокль возьмём

А потом их развернём

1,2,3,4,5

Будем с лёгкостью писать.

- Посмотрите , как я украсила слово, которое называет тему нашего урока. Запишите этот узор себе в тетрадь.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

-Оцените себя.

 

Регулятивные: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений

Оценивают свою работу

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

1) Работа в группах.( Слайд 6)

- А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем исследовать новую часть слова.

- Работать мы будем по группам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.

- Вспомним правила работы в группе.

На карточках слова:

1 группа: ушёл, зашёл, вышел

2 группа: завернул, вывернул, свернул

3 группа: зашить, перешить, дошить

4 группа: уехал, заехал, выехал, приехал.

5 группа: укрыл, закрыл, прикрыл ,открыл.

6 группа: прибежал, забежал, убежал, выбежал

Вопросы:

- Что такое приставка? Приставка – это ____________________

- Где находится? Находится _______________________________

- Для чего служит? Служит _________________________________

- Как обозначается? Обозначается ______

2) Защита работы

- Как вам проверить, правильно ли вы провели исследование? Что вам поможет? (учебник)

А дежурный по словарю найдет понятие слова приставка в толковом словаре. (Слайд 7)

- Какое значение имеет это слово? ( приставить или присоединить к чему -нибудь; часть слова) - Сколько оно имеет значений? - Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные)

Работа по учебнику .

- Откройте учебники на с. 84, найдите понятие, прочитайте. Правильно. ли мы сформулировали понятие?( Слайд 8)

- Что нового вы узнали из учебника? (обозначение приставок)

- С какой задачей мы справились? Зажжём зелёный огонёк.

На с.85 прочитаем хором приставки и запомните их написание: они всегда пишутся одинаково. Встаньте из-за парт.

Настало время отдохнуть.

Физкультминутка.(Слайд9)

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершить

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Личностные умения:

- Проявлять интерес к изучению темы

- проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время работы.

Регулятивные умения:

выполнять учебное действие в соответствии с планом;

выполнять

самопроверку учебного задания;

контролировать своё поведение

Коммуникативные умения:

формулировать собственное мнение;

строить понятные для партнёра высказывания;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению;

формулировать речевое высказывание.

Познавательные:

-систематизировать и углубить свои представление о приставке

Диалог с учителем

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение

Формулируют правила по опорным словам.

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

Оценивать свою работу.

V.Закрепление знаний

Цель - научиться находить приставки в словах

- Выполним на с.85 упражнение 154 самостоятельно.

Образуйте с помощью приставок новые глаголы, запишите, выделите приставку. Первый ряд работает у доски цепочкой. Остальные сверяются с доской.

- С любым словом составьте предложение.

- ребята какое предложение было более удачным.

Работа в парах. На карточках розового цвета текст. (Слайд10) Вставьте подходящие по смыслу приставки: …ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края. Фронтальная проверка. (Слайд11)

Оцените свою работу ладошками

Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка (для глаз).

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где же дверь и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

С какой новой частью слова мы познакомились сегодня на уроке?

- Вернемся к нашим задачам. Как же найти приставку в слове?. Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.

Работа в мини группах у доски.

Как найти приставку:

Подбери однокоренные слова

Выдели корень

Отметь ту часть слова перед корнем, которой различаются слова.

4.Назови приставку

Работа с загадками 1 пара

Работа над загадками

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите в словах приставки.

Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик.)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - серёжки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я — ... (подосиновик).


 

Весь класс самостоятельно в ТПО с.45 №109

Проверка (Слайд 12)

- Какую задачу решили?

 

(На основе алгоритма нахождения приставки в слове дома выполните задание 155 с.85

А для любознательных есть особое задание: Составить и записать два предложения, употребив в них гла­голы с приставками.)

 

Регулятивные:

- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке

Познавательные:

-систематизировать и углубить свои представления о приставке;

-развивать умение находить  способ действия, при решении учебной задачи  формировать  навыки  работы с информацией.

Коммуникативные:

- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему

решению при работе в паре и группе.

Работают с информацией, представленной в учебнике.

Один ребёнок работает у доски.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Девять детей работают в мини группах у доски, 1 пара выполняет индивидуальное задание, остальные самостоятельно в ТПО

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Оценивать правильность выполнения заданий

VI этап

Осознание и осмысление учебной информации.

Работа с разноуровневыми карточками. Слайд 13

Уровень 1.

Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки:

Кричать - …, кипеть - …, дрожать - …, говорить - … .

Уровень 2.

С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - …, строил - …, шил - …, смотрел - … .

Уровень 3.

Как сказать одним словом?

-Соединить с помощью клея два листа бумаги.

-Соединить  два куска ткани с помощью иголки и нитки.

- Соединить с помощью веревки.

Проверка

 

Оценивать правильность выполнения заданий

VII этап. Рефлексия учебной деятельности

Цель - научить осознавать свои достижения

- Вернёмся к началу урока.

- Над какой темой работали весь урок

. Достигли поставленной цели ?

- Решили все задачи?

А теперь докажите что вы достигли цели урока?

Дополните предложение:

Сегодня на уроке ( Слайд 15)

Я узнал…

Я научился…

Мне удалось…

Мне понравилось…

Мне было интересно…

Мы подвели итог урока.

- Ребята мы сегодня отмечали свои достижения в листах самооценки.

- А теперь поднимите руки те у кого по всем пунктам стоят плюсы.

- Теперь встаньте те у кого 1-2 ошибки

- Кто допустил больше ошибок.

- Надеюсь мне удалось вам подарить интересный урок.

- А вы теперь просигнализируйте ладошками с каким настроением вы закончили урок.

- Спасибо за урок. Вы меня сегодня порадовали.

Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Регулятивные умения:

выполнять учебное действие в соответствии с планом;

выполнять самооценку работы на уроке

Коммуникативные умения:

формулировать собственное мнение;

- использовать критерии для обоснования своего суждения

1) Подведение итогов урока

Делают вывод:

Постановка цели урока

-формирование знаний о приставке

Задачи

узнали, все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научились находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Домашнее задание

Домашнее задание (Слайд16)

Всем: с.85 упр.155

Для любознательных: Составить и записать два предложения, употребив в них гла­голы с приставками.

.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хороший урок!На мой взгляд, метапредметных результатов на один урок много.

17 November 2017