Урок технологии с элементами сказки «Гуси-лебеди» по теме «Подготовка швейной машины к работе» (5–7 класс)
Государственное автономное общеобразовательное учреждение
Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 9, с. Ивановка»
Разработала: Большова Г.Л.,
учитель трудового обучения,
1 квал. категории.
январь 2019 г.
Представленный урок направлен на повышение уровня мотивации учения, познавательную активность учащихся, формирование профессиональных умений по швейному делу. Урок имеет коррекционно-развивающую направленность, представляет собой сложную дидактическую систему и разработан в соответствии с современными требованиями.
Тема урока выбрана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и календарно-тематическим планированием по предмету, раздел «Бытовая швейная машина с электроприводом».
Тип урока по дидактическим целям – урок формирования и закрепления знаний и умений. Для усиления мотивации обучающихся урок проводится в нетрадиционной форме – урок- сказка «Гуси – лебеди».
Урок традиционно начинается с организационного момента, где учитель мотивирует обучающихся на активную работу. Основная часть урока направлена на закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках, с элементами сказки «Гуси – лебеди». В ходе основной части урока учитель закрепляет, обобщает знания обучающихся по разделу «Машиноведение».
Коррекционная направленность урока реализуется в использовании специальных упражнений по развитию и коррекции психических функций обучающихся: развитие умения классифицировать, концентрировать внимание, запоминать и воспроизводить увиденное, анализировать и обобщать.
В ходе урока учитель работает над сохранением и укреплением здоровья обучающихся, что выражено в использовании специальных упражнений для укрепления зрения с помощью схемы зрительно-двигательных траекторий. Количество видов деятельности, их чередование позволяет предупредить утомляемость обучающихся, сохранить активное учебное поведение в течение всего урока.
Конспект урока
Урок-сказка "Гуси- лебеди ".
Цель: Закрепление знаний и умений, полученных на уроках профессионально-трудового обучения, при изучении бытовой швейной машины.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, полученные на уроке профессионально-трудового обучения по разделу “Машиноведение”.
Способствовать коррекции памяти, внимания, мышления, речи.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, любовь к народному творчеств.у
Организационный момент:
Приветствие, отмечаем отсутствующих.
Вводная часть.
Девочки! Сегодня у нас необычный урок, мы проведем урок в загадочную и волшебную страну - сказку. Здесь мы закрепим знания и умения, полученные на уроках профессионально-трудового обучения, при изучении бытовой швейной машины, при помощи которой мы будем шить наши будущие изделия.
Теоретическая часть (слайд 1)
Все вы знаете сказку «Гуси – лебеди»? Кто написал эту сказку?
А назовите героев этой сказки.
Одеть героев сказки в костюмы.
Итак, мы отправляемся в сказку.
В одной деревне у батюшки с матушкой были дочка Аленушка и сынок маленький Иванушка. И вот однажды собрались родители на работу в поле. (слайд 2)
- Слушай, дочка – сказала мать.
- Остаешься ты за хозяйку до вечера. Будь умницей, за братцем присматривай, со двора не убегай.
Ушли родители, а девочка и забыла, что ей наказывали.
Посадила братца на травку, а сама побежала на улицу гулять. (слайд 3)
- пока Аленушка гуляет, мы тоже поиграем в «Загадки». (Слайд 4-5)
А тут налетели гуси –лебеди, подхватили Иванушку, унесли на сильных крыльях. (слайд 6)
Вернулась Аленушка, а братца нет. Кинулась искать – нигде нет! Звала, звала, слезами заливалась – братец не откликнулся. Побежала в чистое поле – только и успела вдалеке гусей – лебедей заметить, скрылись они за темным лесом.
Про гусей – лебедей давно люди говорили, что они детей воруют и уносят их в неизвестную страну к Бабе Яге.
Нам надо помочь Аленушке в какую страну унесли гуси Иванушку ? (слайд 7)
Машиноведение
- И сейчас мы вспомним виды приводов у швейных машин. (слайд 8)
- Молодцы!
Догадалась Аленушка, что гуси украли ее братца, бросилась вдогонку. Видит стоит печка. (слайд 9)
-Скажи мне печка , куда гуси – лебеди полетели?
- Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
- Нет, у моего батюшки пшеничные не переводятся! Печь ей не сказала, где гусей искать.
Побежала Аленушка дальше, встретилась ей яблонька. (слайд 10)
-Яблонька, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
-Съешь моего кислого лесного яблочка – скажу.
-Нет, у моего батюшки в саду от сладких ветки ломятся!
Бежит Аленушка дальше, попалась ей на пути молочная речка – кисельные берега. (слайд 11)
- Не знаешь ли ты, речка, куда гуси – лебеди полетели?
Попей моего киселя с молоком – скажу.
Не буду, у моего батюшки и сливки некуда девать!
Долго бегала Аленушка по лесам, по полям, а только увидела на поляне избушку на курьих ножках. В ней Баба –яга печку топит. На пруду гуси – лебеди отдыхают, а под окошком сидит Иванушка, играет золотыми яблочками. (слайд 12)
Чтобы забрать Иванушку нам надо вспомнить устройство машинной иглы. (слайд 13)
Карточки- задания
-Подкралась сестра тихонько, схватила братца и унесла. А гуси всей стаей кинулись вдогонку: вот-вот догонят, куда деваться?
Бежит молочная речка – кисельные берега. (слайд 14)
- Речка- матушка, спрячь меня!
- Выполнишь задание - спячу!
(слайд 15)
“Правила т/б и санитарно – гигиенические требования”
Для того, чтобы приступить к работе на швейной машине, что вы должны знать? (правила безопасной работы на швейной машине)
Сейчас я проверю, как вы усвоили правила безопасной работы на швейной машине, я буду задавать вопросы по ТБ при работе на швейной машине, а вы должны правильно ответить на эти вопросы.
ПОЧЕМУ необходимо проверять перед работой, не осталось ли в изделии булавок и иголок?
(Для того, чтобы не пораниться иглой и чтобы игла не попала под лапку).
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ держать пальцы рук близко к лапке?
(Чтобы не поранить пальцы рук).
ДЛЯ ЧЕГО свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди?
(Для того, чтобы хорошо видеть изделие и строчку, которую шьем).
КОГДА можно приступать к работе на швейной машине?
(После того, как проверили, правильно ли заправлена швейная машина и убрали лишние предметы со стола).
КАК должен стоять стул по отношению к игле на швейной машине?
(Напротив игловодителя).
ЗАЧЕМ снимать ногу с педали заправляя нитку в иглу?
(Чтобы не поранить руки, при случайном нажатии на педаль).
Молодцы девочки, вы хорошо знаете правила безопасной работы на швейной машине.
Физминутка (Пяточка – носочек)
-Продолжаем сказку дальше:
Речка спрятала сестру и брата под бережок, гуси мимо пролетели. Вышла Аленушка, поблагодарила речку и опять побежала.
А гуси вернулись, летят навстречу. Что делать?
Подбежала Аленушка к Яблоньке (слайд 16)
- Яблонька, спрячь меня!
Выполни задание – спрячу!
Выполнение практической работы по подготовке швейной машины к работе.
Заправить верхнюю нить. (слайд 17)
Яблонька заслонила ветками детей, гуси пролетели.
Вышла Аленушка и опять бежит с братцем, а гуси тут как тут, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут!
Еле –еле добежала Аленушка до печки. (слайд 18)
-Печка, матушка спрячь меня1
-Выполнишь задание – спрячу.
Намотка ниток на шпульку. (слайд 19)
-Выполнили задание, Аленушка спряталась в печь. Гуси полетали, полетали, покричали – покричали и ни с чем улетели.
-Добралась Аленушка с братцем домой, а тут и отец с матерью с поля воротились. (слайд 20)
А Аленушка обещала впредь всегда их слушаться.
Заключительная часть урока:
Подведение итогов:
В какой стране мы с вами сегодня побывали?? (Стране Машиноведение)
-Что мы вспомнили? (Правила Техники Безопасности)
-Отгадав загадки , что вы вспомнили? (Инструменты и приспособления)
-А на практической части чем занимались? (Последовательность заправки верхней нити)
Итог: (слайд 21)
“Вот и подошло к концу наш урок. Вам понравилось? Вы показали хорошие знания по машиноведению, справились с практической работой.
Если же рассуждать о чем данная сказка, то она о том, что необходимо слушаться своих родителей, чтобы не попадать в различные неприятности.
Урок закончен.
Приложение 1
Н | И | | Е | М | Е |
В | И | Ш | Е | Д | А | О |
Приложение 2
Приложение №3
Приложение 4
Приложение 5
ГАД – КИ –ЗА
Приложение 6