12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ермолаева Татьяна Валерьевна27448
Работаю в общеобразовательной школе учителем технологии и музыки. Увлекаюсь рукоделием и цветоводством.
Россия, Ярославская обл., Ярославский МР, п. Ивняки
Материал размещён в группе «Учителя технологии»

Методическая разработка

урока по предмету «Технология»

для обучающихся 5 классов



автор-составитель

учитель технологии

МОУ Ивняковской СШ ЯМР

Ермолаева Татьяна Валерьевна



Пояснительная записка

Основными целями примерной основной образовательной программы, основанной на федеральном государственном образовательном стандарте, является достижение обучающимися планируемых результатов. Для достижения данных целей нами разработан ряд уроков, в которых представлены возможные способы формирования планируемых результатов.

В данной работе представлены 4 урока по предмету «Технология» для 5 класса из раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» по темам «Швейные работы, выполняемые вручную» и «Швейные работы, выполняемые на швейной машине».

Для формирования таких коммуникативных универсальных учебных действий, как организация учебного взаимодействия в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом) в данном разделе выбрана групповая форма работы, которая заключается в создании коллекции швейных изделий. На первом уроке обучающиеся объединяются в группы по 3 – 4 человека (в зависимости от общего количества детей). В процессе изучения моделирования, обучающиеся создают эскиз коллекции швейных изделий и ее описание.

Для формирования основ читательской компетенции в данном разделе используется технологический процесс пошива коллекции, который составляется учителем, ввиду отсутствия данных умений у обучающихся. На основе данного текста обучающиеся анализируют, сопоставляют, обобщают и предоставляют информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно – символической форме (таблиц, графических схем).

Так же программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у обучающихся технологического мышления, схемой которого является: потребность – цель – способ – результат. Поэтому, для достижения данной цели, урок строиться в соответствии с этой схемой: определяется потребность, ставить цель, способ достижения цели и результат.

В тексте курсивом выделены примечания для учителя.

Тема: «Швейные работы, выполняемые на швейной машине»

1 урок

Ход урока

Этап актуализации знаний (7 минут)

На этом уроке продолжается работа с описанием Технологического Процесса пошива фартука. Перед началом урока, учитель раздает обучающимся карточки.

Задание №1. Групповое (5 мин.) Соотнести наименование работ с их содержанием и применением. Распределить карточки по группам. Приложение№1.

Результатом выполнения обучающимися задания №1 является следующая таблица:

Наименование работ

Содержание работы

Область применения

1

Стачать

Соединить две детали примерно равных по величине или два среза одной детали машинной строчкой.

Стачать две детали обтачки, две части оборки.

2

Настрочить

Соединить две детали машинной строчкой, наложив одну деталь изнаночной стороной на лицевую сторону другой детали.

Настрочить карман на нижнюю часть фартука.

3

Притачать

Соединить мелкую деталь с крупной или основной деталью машинной строчкой.

Притачать оборку или детали пояса к нижней части фартука

4

Застрочить

Закрепить подогнутый край детали машинной строчкой.

Застрочить верхний край кармана, низ и боковые стороны фартука.

5

Обтачать

Соединить машинной строчкой две детали или два среза одной детали с последующим их выворачиванием на лицевую сторону.

Обтачать нагрудник, обтачать детали пояса.

После выполнения задания каждая группа обучающихся предлагает свой вариант разделения слов на группы. Затем учитель вместе с обучающимися обсуждают полученные варианты и делают общий вывод. Так как, при выполнении задания могут возникнуть ошибки, после обсуждения учитель выдает обучающимся таблицу с правильно выполненным заданием (Приложение №1). А также, вывешивает таблицу на доске (Приложение №6). Затем оценить выполнение работы, поставив соответствующий балл в графу задание №3 оценочного листа. (Приложение №7).

Этап определения темы и цели урока (5 минут)

Учитель: Исходя из этой информации, о чем сегодня пойдет речь?

Обучающиеся: О швейных работать, выполняемых на швейной машине.

Учитель: Следовательно, чем эта фраза будет являться для нас сегодня?

Обучающиеся: Темой урока.

Тема: Швейные работы, выполненные на швейной машине.

Учитель: Можно сказать, что, выполнив это задание, мы получили всю необходимую информацию по теме?

Обучающиеся: Нет.

Учитель: Следовательно, что у нас возникает?

Обучающиеся: Потребность в знаниях о швейных работах, выполненных на швейной машине.

Потребность: Знания.

Учитель: В процессе чего мы можем получить знания?

Обучающиеся: В процессе деятельности.

Учитель: Какой деятельности?

Обучающиеся: Теоретической и практической.

Учитель: Что будет являться показателем, того что в процессе той или иной деятельности мы эти знания получили?

Обучающиеся: Результат.

Учитель: В чем будет выражаться результат?

Обучающиеся: В таблице – теоретическая деятельность, образцы машинных швов – практическая.

Учитель: Что еще необходимо сформулировать для успешного достижения результата?

Обучающиеся: Цель и шаги достижения ее.

Учитель: Сформулируйте цель и шаги.

Цель: Создание образцов швейных работ, выполняемых на швейной машине.

Шаги достижения цели.

Изучить информационные источники

Оформить их в таблицу

Выполнить образцы по инструкционной карте.

Этап изучения нового материала (15 минут)

Задание №2. Групповое (10 мин). Прочитать текст. Преобразовать полученную информацию в таблицу. Текст: «Виды машинных швов». Приложение №2

Данное задание можно иметь несколько уровней сложности.

Уровень 1. После прочтения обучающимися текста можно выдать им шаблон таблицы и карточки, которые они сначала раскладывают в соответствующие графы, затем проверяют вместе с учителем и вклеивают в таблицу.

Уровень 2. Обучающиеся читают текст. В ходе прочтения текста дети определяют, о чем идет речь, сколько столбцов может быть в таблице и заполняют ее.

Уровень 3. Сначала выдать обучающимся только карточки, из которые они должны сложить в таблицу. После этого выдать текст, по которому обучающиеся проверят правильность выполненной работы.

Итак, таблица готова. Затем оценить выполнение работы, поставив соответствующий балл в графу задание №2 оценочного листа. (Приложение №7)

Случайно, у учителя из бумаг выпадает конверт!!!

Обучающиеся вскрывают конверт и обнаруживают в нем кроссворд, на повторение пройденного материала, а также, решив кроссворд обучающиеся узнают ключевое слово, которое является переходным моментом к практической части.

Задание №3. Индивидуальное (5 мин). Реши кроссворд. Приложение № 3

Затем оценить выполненное задание, поставив соответствующий балл в графу задание №1 оценочного листа. (Приложение №7). При оценивании обучающиеся обмениваются листками и вместе с учителем проверяют правильность выполненной работы: 6 – 8 правильных ответов – 2 балла; 4 – 5 правильных ответов – 1 балл; 3 правильных ответа – 0 баллов.

Ключевым словом кроссворда является «сундучок». Обучающиеся ищут сундучок, который спрятан в классе (физкультминутка). В сундучке находятся образцы швов, выполненных на швейной машине.

Этап закрепление нового материала (18 минуты)

Задание №4. Групповое (5 мин). Определить вид шва, выполненных на швейной машине. Обсудить как он выполняется и провести аналогию с образцами, выполненными вручную.

Учитель: Если образцы работ, выполненных вручную совпадают, то мы можем их использовать для выполнения работ на швейной машине? Почему?

Обучающиеся: Потому, что работы, выполненные вручную являются первым этапом при обработке изделия.

Учитель: Итак, теоретический результат получен и закреплен. К чему мы можем переходить?

Обучающиеся: К практической части урока.

Учитель: Какое оборудование необходимо для выполнения практической работы?

Обучающиеся: Швейная машина.

Учитель: Прежде чем, приступить к работе с оборудованием, что необходимо знать?

Обучающиеся: ТБ при работе на швейной машине.

Задание №5. Прочитать ТБ при работе на швейной машине. Затем обсудить технику безопасности всем классом. (5 мин). Приложение № 4

После обсуждения ТБ при работе на швейной машине учитель выдает текст каждому ученику, в котором дается определение понятию влажно – тепловой обработки, оборудование для ее проведения, терминология ВТО и техника безопасности. Информация обсуждается всем классом (8 минут). Приложение № 5

2 урок

Этап самостоятельной работы (35 минут)

Задание №6. Выполнить образцы машинных швов по инструкционной карте.

Критерии оценивания (они же требования к выполнению машинных швов):

Машинную строчку прокладывают точно по намеченной контурной линии

Машинную строчку закрепляют в начале и в конце.

Край ткани подогнут ровно

Строчка проложена на одном расстоянии по всей длине от края

Оцениваем работу и выставляем оценки за задание № 4 в оценочном листе. Готовые образцы, обучающиеся вклеивают в таблицу задания №1, в графу «образец».

Учитель: Итак, подводим итог практической деятельности. Достигнут ли результат практической деятельности? Образцы выполнены? Термины усвоены?

Обучающиеся: Да.

Для закрепления материала учитель еще раз показывать образцы и спрашивает их название.

Учитель: Можем мы сказать, что описание технического процесса пошива фартука нам стало доступно?

Обучающиеся: Да.

Учитель: Следовательно, мы можем приступать к работе с описанием технологического процесса пошива фартука.

Этап подведения итогов (5 минут)

Подсчитываем общее количество баллов за урок. Максимальное количество баллов 8. Подсчитав баллы, мы можем сказать насколько каждый из обучающихся усвоил материал. Далее учитель спрашивает у каждого сколько у него баллов, что не получилось и что ему необходимо подтянуть и как он будет это делать.

Затем обучающиеся убирают рабочее место (5 минут). На этом урок закончен. До свидания.

В качестве творческого домашнего задания можно предложить обучающимся оформить схему по темам «Виды машинных швов» и «Влажно – тепловая обработка». Пример выполнения данного задания приведен в приложении № 8.

Приложения

Приложение №1

Таблица «Терминология работ, выполняемых на швейной машине»

Наименование работ

Содержание работы

Область применения

1


Стачать

Соединить две детали примерно равных по величине или два среза одной детали машинной строчкой.

Стачать две детали обтачки, две части оборки.

2



Настрочить

Соединить две детали машинной строчкой, наложив одну деталь изнаночной стороной на лицевую сторону другой детали.

Настрочить карман на нижнюю часть фартука.

3


Притачать

Соединить мелкую деталь с крупной или основной деталью машинной строчкой.


Притачать оборку или детали пояса к нижней части фартука

4


Застрочить

Закрепить подогнутый край детали машинной строчкой.



Застрочить верхний край кармана, низ и боковые стороны фартука.

5



Обтачать

Соединить машинной строчкой две детали или два среза одной детали с последующим их выворачиванием на лицевую сторону.

Обтачать нагрудник, обтачать детали пояса.



Карточки для выполнения задания №1


Стачать

Соединить две детали примерно равных по величине или два среза одной детали машинной строчкой.

Стачать две детали обтачки, две части оборки.


Настрочить

Соединить две детали машинной строчкой, наложив одну деталь изнаночной стороной на лицевую сторону другой детали.

Настрочить карман на нижнюю часть фартука.


Притачать

Соединить мелкую деталь с крупной или основной деталью машинной строчкой.


Притачать оборку или детали пояса к нижней части фартука


Застрочить

Закрепить подогнутый край детали машинной строчкой.


Застрочить верхний край кармана, низ и боковые стороны фартука.


Шаблон для выполнения задания №1

Терминология работ, выполняемых на швейной машине.


Наименование работ,

выполняемых вручную

Содержание работы

Область применения

Образец

1

Сметать

Соединить две или несколько деталей, примерно равные по величине, а также два среза одной детали прямыми стежками.


Сметать бретель, пояс, детали обтачки, части оборки


2

Наметать

Соединить две детали прямыми стежками наложив одну деталь изнаночной стороной на лицевую сторону другой детали.


Наметать карман на нижнюю часть фартука.


3

Приметать

Соединить мелкую деталь с крупной деталью прямыми стежками



Приметать обтачку, оборку, косую бейку


4

Заметать

Закрепить подогнутый на изнаночную сторону край детали прямыми стежками



Заметать низ изделия, боковые срезы, складки.


Приложение №2

Текст «Виды машинных швов»

Для соединения деталей, обработки срезов и отделки изделий используются различные виды швов. Шов – это место скрепления двух деталей с помощью строчки.

Машинные швы подразделяются на три группы: соединительные, краевые, отделочные.

К группе соединительных швов относятся: стачной шов взаутюжку, стачной шов вразутюжку, которые применяются для соединения двух деталей примерно одинаковых по размеру. Стачной шов вразутюжку используется для соединения частей оборки. Схематическое обозначение шва взаутюжку t1624996918ab.jpg. Схематическое обозначение шва вразутюжку t1624996918ac.png.

Накладной шов применяется для соединения двух деталей путем накладывания одной на другую. Например, для настрачивания кармана на изделие. Схематическое обозначение шва t1624996918ad.jpg.

К группе краевых швов относятся: шов вподгибку с открытым срезом применяется для обработки внутренних срезов деталей. Схематическое обозначение шва t1624996918ae.jpg . Шов вподгибку с закрытым срезом применяется для обработки срезов. Схематическое обозначение шва t1624996918af.jpg.

Таблица «Виды машинных швов»

Группа швов

Вид шва

Схематическое обозначение швов

Область применения

1.





Соединительные швы

Стачной шов взаутюжку



t1624996918ab.jpg

Притачивание бейки к основной детали фартука

Стачной шов вразутюжку


t1624996918ac.png

Стачивание деталей оборки

Накладной шов



t1624996918ad.jpg

Настрачивание кармана

2.




Краевые швы

Шов вподгибку с открытым обработанным срезом

t1624996918ae.jpg

Обработка низа фартука оборкой, обрезного края оборки

Шов вподгибку с закрытым срезом

t1624996918af.jpg

Обработка нижнего и боковых срезов фартука

3.

Отделочные швы





Карточки для выполнения задания №2





Соединительные швы

Стачной шов взаутюжку



t1624996918ab.jpg

Притачивание бейки к основной детали фартука

Стачной шов вразутюжку



t1624996918ac.png

Стачивание деталей оборки


Накладной шов



t1624996918ad.jpg

Настрачивание кармана




Краевые швы

Шов в подгибку с открытым обработанным срезом

t1624996918ae.jpg

Обработка низа фартука оборкой, обрезного края оборки

Шов в подгибку с закрытым срезом

t1624996918af.jpg

Обработка нижнего и боковых срезов фартука

Отделочные швы




Шаблон для выполнения задания №2

Виды машинных швов

Группа швов

Вид шва

Схематическое обозначение швов

Область применения

1.

Соединительные швы

Стачной шов взаутюжку




Притачивание бейки к основной детали фартука

Стачной шов вразутюжку




Стачивание деталей оборки


Накладной шов




Настрачивание кармана

2.

Краевые швы

Шов в подгибку с открытым обработанным срезом


Обработка низа фартука оборкой, обрезного края оборки

Шов в подгибку с закрытым срезом

Обработка нижнего и боковых срезов фартука

3.

Отделочные швы








Приложение № 3. Кроссворд

Фамилия Имя_______________________________________________класс_____________


Кроссворд

По вертикали:




5.







7.


2.








8.






1.


3.

4.


6.




























t1624996918ah.gif





























Сырые материалы, предназначенные для дальнейшей обработки.

Совокупность средств и условий, позволяющих получить желаемый результат.

Отбеленная ткань, на которую нанесен рисунок (напечатан).

Нить, идущая вдоль кромки.

Сочетание или объединение чего – либо.

Результат труда конструктора

Способность ткани впитывать влагу

Специалист, результатом труда которого является выкройка.

По горизонтали:

Ключевое слово





5.с





о


7.г


2.р


в

и

е


о

г

8.з

с


к

р

а

1.с

у

3.н

4.д

у

6.ч

о

к

ы

р

а

о

п

е

с

р

р

с

б

л

н

р

к

о

ь

ы

и

е

о

т

о

й

е

t1624996918aj.gif

в

в

с

е

п

щ


н

а

т

ж

и

и

а

я

ь


ч

к

я


н



о

с

т

ь

Кроссворд

По вертикали:

1.Сырые материалы, предназначенные для дальнейшей обработки.

2.Совокупность средств и условий,

позволяющих получить желаемый результат.

3. Отбеленная ткань, на которую нанесен

рисунок (напечатан).

4.Нить, идущая вдоль кромки.

5.Сочетание или объединение чего – либо.

6.Результат труда конструктора

7.Способность ткани впитывать влагу

8.Специалист, результатом труда которого

является выкройка.

По горизонтали:

Ключевое слово

Приложение №4

ТБ при работе на швейной машине

Перед началом работы уберите волосы под косынку

Убрать от машины посторонние предметы

Во время работы не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.

Руки держать на безопасном расстоянии от движущейся иглы

При появлении запаха гари и дыма вынуть вилку из розетки.

После окончания работы выключить машину, положить лоскуток ткани под лапку, опустить иглу, а затем лапку. Работа завершена.



_____________________________________________________________________________



ТБ при работе на швейной машине

Перед началом работы уберите волосы под косынку

Убрать от машины посторонние предметы

Во время работы не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.

Руки держать на безопасном расстоянии от движущейся иглы

При появлении запаха гари и дыма вынуть вилку из розетки.

После окончания работы выключить машину, положить лоскуток ткани под лапку, опустить иглу, а затем лапку. Работа завершена.

__________________________________________________________________



ТБ при работе на швейной машине

Перед началом работы уберите волосы под косынку

Убрать от машины посторонние предметы

Во время работы не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.

Руки держать на безопасном расстоянии от движущейся иглы

При появлении запаха гари и дыма вынуть вилку из розетки.

После окончания работы выключить машину, положить лоскуток ткани под лапку, опустить иглу, а затем лапку. Работа завершена.


Приложение № 5.

ВТО.

Влажно – тепловая обработка – это процесс обработки деталей швейного изделия для придания им определённой формы с использованием влаги, тепла и давления.

Оборудование для ВТО:

Утюг с терморегулятором и пароувлажнителем,

Утюжильная доска,

Проутюжильник

Диэлектрический коврик

Терминология ВТО

Наименование работ

Содержание работ

Область применения

1

Заутюжить

Отогнуть припуски шва на одну сторону и закрепить их при помощи утюга

Заутюжить обрезной край обтачки, нижний срез изделия

2

Разутюжить

Разложить припуски шва в разные стороны и закрепить их при помощи утюга

Разутюжить припуски шва стачивания детали

3

Приутюжить

Прижимая шов или сгиб детали утюгом уменьшить их толщину

Приутюжить обработанный срез изделия бейкой

4

Отутюжить

Удалить все замины в готовом изделии

Отутюжить готовое изделие


ТБ при работе с утюгом.

Перед началом работы необходимо проверить исправность шнура, корпуса вилки.

Включать и выключать утюг следует сухими руками

Выполняя влажно - тепловую обработку изделия следует стоя на резиновом коврике

Необходимо следить за тем, чтобы шнур утюга не касался его подошвы

По окончании работы следует выключить утюг и поставить на специальную подставку


Приложение № 6.

Инструкционная карта выполнения машинных швов

Стачной шов вразутюжку

Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, уровнять срезы, сколоть булавками

Стачать по намеченной линии, делая в начале и в конце строчки закрепку.

Припуски на шов разутюжить.

Стачной шов взаутюжку

Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, уровнять срезы, сколоть булавками

Стачать по намеченной линии, делая в начале и в конце строчки закрепку.

Припуски на шов заутюжить на одну сторону.


Шов вподгибку с открытым срезом

Подогнуть край ткани на изнаночную сторону, сколоть, заметать.

Проложить строчку (застрочить) на расстоянии 0,5 см от сгиба.

Шов приутюжить.


Шов вподгибку с закрытым срезом

Подогнуть край ткани на изнаночную сторону на 1 см

Подогнуть край ткани второй раз на 1 см, сколоть, заметать

Проложить строчку (застрочит) на расстоянии 0,1 – 0,2 см от первого сгиба.



Опубликовано в группе «Учителя технологии»


Комментарии (4)

Кияйкина Наталья Федоровна, 30.06.21 в 00:10 2Ответить Пожаловаться
Интересное содержание урока! Благодарю за ценный ресурс!
Горбачёва Марина Юрьевна, 30.06.21 в 06:11 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за помощь коллегам!
Елена Гаврииловна Гончарова, 30.06.21 в 13:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный и интересный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.