Урок ИЗО с презентацией «Выразительные средства графики. Первоцветы» (2–3 классы)
Конспект урока по теме:
«Выразительные средства графики. Первоцветы»
Преподаватель художественных дисциплин
высшей квалификационной категории
МБУ ДО «Уинская детская школа искусств»
Максимова Валентина Ивановна
Пояснительная записка.
Возраст детей – 8-9 лет, соответствующий второму году обучения художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 8(9) лет).
Также урок может быть использован для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы по предмету «Изобразительное искусство».
Предмет: «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Время: 45 минут.
Обоснование выбора данного занятия. Изучая выразительные средства графики, на занятиях по изобразительному искусству, дети учатся условности графического языка, обобщению действительности. Под условностью подразумевается отбор явных, характерных черт объекта и отказ от второстепенных маловыразительных его деталей. Это позволяет учащимся острее и внимательнее наблюдать натуру.
За основу работы в обучении детей выразительным средствам графики положен анализ работ выдающихся художников (Л.Киселевой, В.Серова, Пабло Пикассо, И.Филя и др.), что помогает в решении целого ряда технических задач. Дети, опираясь на зрительные впечатления, сами приходят к выводам на уроке, что позволяет им легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме занятия.
Данное занятие является неотъемлемой частью курса обучения и направлено на развитие творческого мышления обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные: проявят интерес к новым видам деятельности.
Предметные: научатся сравнивать картины по заданным критериям; представлять информацию в устной форме; систематизировать полученные знания в свете новой информации о выразительных средствах графики и приемах изобразительной деятельности при изображении растительных форм.
Метапредметные: научатся определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации.
Формирование УУД:
Личностные УУД: стремится к овладению приемами творческого самовыражения; через практическую работу старается понять свойства линии, точки, пятна на основе изучения растительных форм, на примере первоцветов.
Предметные УУД: активно овладевает необходимыми приемами работы с графическими материалами: маркер, тушь и гелиевая ручка; овладевает умениями применять различные выразительные средства для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа.
Регулятивные УУД: оценивает результат своего труда.
Познавательные УУД: понимает значение выразительных средств графики в творческой деятельности и изобразительном искусстве.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать и слышать своего партнера по работе в группе; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Конспект урока
Тема: «Выразительные средства графики. Первоцветы».
Тип занятия: комбинированный урок.
Вид занятия: рисование по памяти и представлению.
Цель: познакомить с выразительными средствами графики и через практическую работу помочь учащимся понять свойства линии, точки, пятна на основе изучения растительных форм, на примере первоцветов.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с выразительными средствами графики;
активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу;
формировать у учащихся умения чувствовать и определять красоту линий и пятен, форму, пространственное положение изображаемых объектов;
Развивающие:
развивать умение обмениваться мнениями, слушать и слышать своего партнера по работе в группе;
развивать умения применять различные выразительные средства для достижения своего замысла; умения и навыки в выборе композиционных приемов при заполнении пространства; умение работать без предварительного рисунка;
развивать способности к творческому самовыражению; образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к природе.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование для учителя:
Оборудование |
мультимедийное оборудование; магниты |
Наглядно-демонстрац. материал |
презентация; раздаточные карточки для учащихся, информационные карточки на доску. |
Муз.ряд |
Музыка для фона Fly With Me |
Оборудование для учащихся:
бумага белая ф А4 и бумага тонированная для граттажа ф А4, черные маркеры разной толщины, царапки; листы для упражнений. |
Ход урока:
№ слайда |
Содержание урока |
Время |
сл.2 |
1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в удивительный и прекрасный мир творчества. В этот солнечный весенний день так и хочется поделиться со всеми хорошим настроением. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок. |
1 мин |
сл.3 |
- Я предлагаю вам отгадать загадки: У тетрадного листочка И у сахара кусочка, И у соли, и у мела Цвет какой бывает? (белый) Этот цвет темнее ночи, И его ты знаешь точно (чёрный цвет) |
|
сл.4 |
- Что чаще всего обозначают белым цветом? (все светлое, чистое, торжественное, ясное, доброе) |
|
сл.5 |
- А черным? (печальное, тревожное, злое) - Где в природе мы можем встретить черный и белый цвет? |
|
сл.6 |
- Всегда ли мы бережно относимся к природе? (нет: бросаем мусор, губим цветы) - Каким цветом можно обозначить такие поступки? (черным) |
|
сл.7 |
- Так давайте же сделаем так, чтобы в наших поступках всегда преобладал белый цвет – цвет чистоты, нежности и доброты! |
|
сл.8 |
2. Постановка темы и цели урока. - Как вы думаете, можно рисовать только белым и черным цветом? - В каком виде изобразительного искусства художники работают черным и белым цветом? (графика) - Что такое «графика»? (вид изобразительного искусства, основой которого является рисунок, выполненный графическими материалами) - Слово «графика» в переводе с греческого означает «пишу», «черчу», «рисую». - Какие графические материалы вы знаете? (карандаши, маркер, тушь, гелиевая ручка, уголь, сангина, пастель и т.д.) |
2 мин |
сл.9 |
- Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Попытайтесь сформулировать тему урока (рисование черным и белым цветом; в гости к графике и т.п.) - Тема нашего урока «Выразительные средства графики». Сегодня мы с вами поговорим о белом и черном цвете, рассмотрим картины художников-графиков и познакомимся с выразительными средствами графики. |
|
3. Беседа по теме урока. Знакомство с выразительными средствами графики через анализ творческих работ художников-графиков Работа в группах: (приложение 1) - Рассмотрите изображения, расположенные на ваших столах. Выполните задание, указанное на карточках. На работу - 1 минута. |
12 мин |
|
сл.10 |
Группа №1: Что вы можете сказать о работах? Какое выразительное средство использовали художники? (На картинах изображена зима, падающий снег. На одной работе преобладает белый цвет, на двух других – черный. Художники в работе использовали только точку. На работах Л.Киселевой точки мелкие, на работе И.Филя точки разные – где-то мелкие, где-то крупные. Пейзажи кажутся причудливыми, таинственными). ВЫВОД: Выразительное средство графики – ТОЧКА. (вывешивают информационную карточку на доску) |
|
Работа с упражнением: «Точка и ее характер»: Спокойная точка: давайте попробуем ее простучать, как будет вести себя спокойная точка? Теперь попытайтесь нарисовать ее. Озорная точка: простучите. Попытайтесь нарисовать Уставшая точка: простучите. Попытайтесь нарисовать ВЫВОД: Какой вывод вы сделали о ТОЧКЕ, как выразительном средстве? (Точки могут быть мелкими и крупными, располагаться редко или очень близко друг с другом и от этого меняется характер работы, ее настроение. Если точки располагать в движении (друг за другом) - это даёт нам ощущение линии. Расширяясь и расползаясь на плоскости листа, она превращается в пятно). |
||
сл.11 |
Группа №2: Что вы можете сказать о работах? Какое выразительное средство использовали художники? (Это образ девочки-весны и образ девочки-зимы. За основу работы художник взял линию. На одной работе – линии легкие, плавные, на другой – колючие, острые). ВЫВОД: Выразительное средство графики – ЛИНИЯ. (вывешивают информационную карточку на доску) |
|
Работа с упражнением: «Линия и ее характер»: - Линии бывают очень разные. У всего на свете есть характер. Например, у вас в классе есть ребята спокойные, со спокойным характером. Есть и другие – с драчливым и задиристым характером. У линии тоже бывает характер. Например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая линия, наоборот, все время скачет и прыгает по листу бумаги. Чтобы нарисовать такие линии, нужно на секунду представить себя линией, превратиться в нее, почувствовать ее характер. Давайте мы с вами потренируемся в изображении линий. Сонная линия (замедляя голос): покойная-преспокойная линия. Она медленно движется по листу бумаги, еле-еле слышно. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. А кто, ребята, хочет изобразить эту линию пластикой движения? Выходите к доске! Колючая линия: давайте представим ее, как она будет выглядеть на бумаге. Радостная, веселая линия: как ее нарисовать? Как заставить двигаться руку, чтобы она нарисовала веселую линию? ВЫВОД: Какой вывод вы сделали о ЛИНИИ, как выразительном средстве? (Линии могут быть разными и от этого зависит настроение работы). |
||
сл.12 |
Группа №3: Что вы можете сказать о работах? Какое выразительное средство использовали художники? (В работах преобладает белый или черный цвет. Цвет ложится пятном, растекаясь по листу). ВЫВОД: Выразительное средство графики – ПЯТНО. (вывешивают информационную карточку на доску) |
|
Работа с упражнением: «Пятно и его характер»: - Пятна тоже бывают разные. Доброе: какой у него будет силуэт? (округлый, текучий, волнистый и т.п.) Злое: теперь силуэт изменится? (колючий, острый, резкий, большой и т.п.) ВЫВОД: Какой вывод вы сделали о ПЯТНЕ, как выразительном средстве? (Пятна очень похожи на силуэт фигуры или объекта, словно это его тень. Силуэт пятна и его размер могут передавать характер и настроение в работе). |
||
сл.13 |
- Могут ли эти выразительные средства встретиться на одной картине? «Тихая улочка» (да, они дополняют друг друга) |
|
сл.14 |
- Итак, какие выразительные средства используют художники-графики? (ТОЧКА, ЛИНИЯ, ШТРИХ). - Ребята, это - секреты графики, которые помогают художнику сделать рисунок более выразительным. |
|
сл.15 |
ФИЗМИНУТКА Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
1мин |
сл.16 |
4. Продолжение беседы по теме урока. Первоцветы. - Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто прошел так тихо-тихо? И никто из вас не слышал, Как листок из почки вышел, И услышать не могли вы Как зеленые травинки, Сняв зеленые ботинки, Тихо вышли из земли. И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина. Это значит, это значит: Тише всех пришла…(Весна) http://www.liveinternet.ru/users/3019244/post123061107/ - Ребята, а вы любите весну? Почему? - Что принесла с собой весна? (проталины, ручьи, первые дожди, первоцветы и т.п.) |
1,5 мин |
сл.17 18 19 20 21 22 23 |
- Какие весенние цветы вы знаете? (подснежники, мать-и-мачеха, ландыши, тюльпаны, одуванчики, нарциссы, ирисы и др.) - Ребята, а вы знаете, что подснежники занесены а Красную книгу Прикамья. О чем это говорит? (нельзя срывать, находятся под охраной) - Каким цветом будет наш поступок, если мы нарвем целый букет подснежников, который погибнет через несколько дней? (черным) - Давайте постараемся, чтобы наши поступки были всегда хорошими, белыми и нам не было за них стыдно. |
|
сл.24 |
5. Практическая часть 5.1. Постановка задач практической работы учащихся - Сегодня я предлагаю вам нарисовать первоцветы в графике. - А вы когда-нибудь пробовали создавать рисунок в графике? - Кто уже хорошо владеет выразительными средствами графики и легко справится с заданием? Вы хотите этому научиться? - Продолжите фразы, сформулировав задачи, которые вы хотите поставить перед собой на практической части сегодняшнего урока? |
1 мин |
сл.25 |
- Для работы я предлагаю воспользоваться: черными маркерами разной толщины для работы на белом листе и палочками-царапками для работы на черном листе бумаги. - Вспомним технику безопасности при работе с острыми предметами: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть рядом сидящих. - Прежде чем приступить к работе, вспомните о правилах композиции (рисунок должен быть соразмерен листу, располагаться в центре, вся плоскость листа должна быть включена в работу). - Попытайтесь с помощью самых разных линий, точек, штрихов, пятен передать образ весны и просыпающихся первоцветов! |
23 мин |
6. Итог урока “Картинная галерея”. - Сейчас мы увидим, как на наших глазах появится картинная галерея. Я прошу каждую группу выйти и закрепить работы в рамочки. - Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими. |
1,5 мин |
|
сл.26 |
7. Рефлексия. - Что удивительного произошло для вас на уроке? - Что было самое интересное для вас? - Какие трудности у вас возникали? Почему? - Поднимите руки те, кому легко удалось решить проблему отсутствия других цветов на уроке. - Поднимите руки те, кому удалось реализовать поставленные задачи. - Как можно использовать полученные сегодня знания в дальнейшем? - Какой вывод вы сделали для себя на уроке? (что с помощью белого и черного цвета тоже можно создавать интересные творческие работы) |
2 мин |
сл.27 сл.28 |
Рисунок – это волшебство, и если ты постиг его, То волшебство не упусти – расти его! И сам расти! - Спасибо за работу. А ваши рисунки в подарок вам! |
|
Уборка рабочих мест |
Используемая литература и интернет-источники при подготовке конспекта урока:
Елисеев М.А. Материалы, оборудование, техника живописи и графики (серия “Студия художника»).- М.: Астрель, 2002.
Искусство рисунка /Сост. Г.В. Ельшевская.- М.: Сов.худ-к, 1990.
Соловьёва Б.А. Искусство рисунка.- Л.: Искусство, 1989.
http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4791
Приложение 1
Группа №1:
Группа №2:
Группа №3:
Приложение 2
Работы детей
Презентация "Выразительные средства графики. Первоцветы"
PPS / 11.51 Мб
11
Ватолина Светлана Анатольевна
Максимова Валентина Ивановна