Урок швейного дела в 5 классе коррекционной школы «Обработка срезов ткани. Носовой платок»
Урок профессионально – трудового обучения по профилю швейное дело
Класс: 5
Тема: Обработка срезов ткани. Носовой платок.
Цель: Практическое применение технологических приемов обработки срезов тканей.
Задачи:
Дидактические:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению носового платка;
закрепить умения и навыки по выполнению операций по обработке срезов носового платка.
Коррекционно-развивающие:
развивать познавательный интерес через систему упражнений, умение вести диалог;
коррекция зрительного восприятия на основе специальных упражнений,
коррекция мелкой моторики на основе системы упражнений,
коррекция глазомера;
профилактика гиподинамии.
Воспитательные:
формирование привычек бережливости и экономии;
воспитание культурно-гигиенических навыков.
Тип урока: повторительно - обобщающий;
Методы:
словесный (беседа, игра),
наглядный (образы готовых изделий, технологические карты),
практический.
Наглядные пособия:
образцы готовых изделий,
технологическая последовательность изготовления носового платка для доски;
технологическая последовательность изготовления носового платка для учащихся;
карточки с образцами швов;
коллекция носовых платков;
карточки зеленого и красного цвета для коррекционных упражнений;
Оборудование и материалы:
готовый крой носового платка,
бытовая швейная машина с электроприводом,
универсальная швейная машина 1022 кл.,
оборудование для ВТО,
инструмент для ручной обработки.
компьютер, проектор, экран, презентация к уроку
Словарь: растение хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, поперечный срез, долевой срез, краевой шов вподгибку с закрытым срезом.
Ход урока:
Этапы урока, задачи этапа |
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент Цель: Коррекция произвольного внимания; психологический настрой на работу 1.Приветствие, проверка готовности к уроку, 2. Коррекционное упражнение «Отгадай загадку»
II. Актуализация опорных знаний Цель: выявление и закрепление знаний обучающихся по теме; Коррекция связной речи, зрительного восприятия, процесса сравнения. 1.Объявление темы и задач урока.
2.Презентация «Из истории носового платка»
3. Повторение.
3. Анализ образцов
4. Коррекционное упражнение «Выбери шов»
5. Последовательность изготовления изделия (Работа с карточками)
6. Правила ТБ Игра « Да – нет».
III. Практическая работа Цель: отработка навыков выполнения операций по обработке срезов ткани; коррекция мелкой моторики. 1. Коррекционное упражнение. Массаж рук
2. Повторение последовательности работы
3. Вводный инструктаж
4. Самостоятельная работа детей. 5.Физминутка. Упражнение «Гора».
IV. Итог урока Цель: выявление типичных ошибок, проведение анализа работы; формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля; составление связного рассказа о ходе выполнения практического задания Уборка рабочих мест Оценка работы учащихся
Анализ работы класса. |
Добрый день всем, кто пришёл на наш урок! Встаньте ровно. Теперь тихонько садитесь. С хорошим настроением начинаем наш урок. Я уверена, что вы покажите хорошие результаты работы. Послушайте меня. Сейчас я загадаю вам загадки. Для того чтобы вы легко и быстро их отгадали, даю подсказку. Отгадка - это один из инструментов, приспособление или оборудование с помощью, которого шьются изделия. 1.Инструмент бывалый не большой, не малый. У него полно забот: он и режет, и стрижет. (Ножницы.) 2.Конь стальной, хвост льняной. (Игла.) 3.На пальце одном ведёрко вверх дном. (Наперсток.) 4.Я люблю прямоту и сама прямая. Сделать ровную черту всем я помогаю. (Линейка.) 5.То назад, то вперед ходит, бродит пароход. Остановишь - горе! Продырявит море! (Утюг.) 6.На поляне шерстяной пляшет тонконожка, из-под туфельки стальной выползает стёжка. (Швейная машина.) Молодцы! Отгадали все загадки, значит, вы хорошо знаете, какими инструментами, приспособлениями и оборудованием пользуются в нашей мастерской. Многие из них понадобятся вам сегодня при работе.
А чтобы узнать, какое изделие вы будете изготавливать, нужно найти его название в таблице. (если дети затрудняются, уточняю, искать название необходимо в каждой второй строке) Правильно, это носовой платок. Сегодня на уроке продолжим работу над нашим проектом «Маленький помощник – носовой платок». Вы покажите свои умения в обработке срезов ткани и изготовите носовой платок, а так же поделитесь теми сведениями из истории возникновения платка, которые вы подготовили самостоятельно.
Платок носовой - имеет очень давнюю историю, однако свою речь мы поведем вовсе не о том носовом платке, который мы привыкли носить в кармане.(предоставляю слово детям, подготовившим сообщения) Даша Носовой платок, как предмет гигиены, появился в древнем Египте, делали его из пергамента. Позже в Китае появились бумажные носовые платки. В Древнем Риме. Знатные горожане носили их на шее, плече или запястье. Это был кусок белой материи, предназначенный для вытирания лица или пальцев рук после принятия пищи. Прилюдно сморкаться в него считалось неприлично.. Анжелика На Востоке в Турции носовые платки были только у князей, которые их носили под кушаком (широким поясом). Бросить носовой платок в сторону человека (особенно женщины) было жестом, говорившим о высоком уважении. Алена В Европе носовой платок был символом романтической любви. Дамы часто держали его в руке, чтобы привлекать внимание кавалеров. Носовые платки были роскошью и использовались исключительно богатыми дамами. Они шились из тончайшего полотна, украшались кружевом или вышивкой. Такие платки были очень дорогими и стоили целое состояние. Платки были сильно надушены, чтобы скрыть запах пота, ведь вместо мытья рук было принято протирать кончики пальцев влажным платком. Татьяна На Руси носовые платки назывались ширинками. Их шили из кремовой шелковой ткани, они были квадратными по форме и украшались вышивкой. Вышивка красивой полосой располагалась по краям платка, выполнялась она разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом. Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала свое мастерство. По требованиям моды русскому дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Так, в гардеробе графа Н.П. Шереметьева числился 381 носовой платок. Карина На протяжении многих столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применяются только около 200 лет. С развитием промышленности модные предметы, дополнения, мелочи всякого рода стали производить в огромных количествах. С течением времени платки становились все проще. Вот так выглядят современные платочки. Носовой платок можно изготовить своими руками. И если сшить несколько платочков себе, тем более шить вы уже умеете, вы сэкономите деньги. А еще, если вы сошьёте себе носовые платки, вы еще лучше научитесь шить и израсходуете ненужные лоскутки, то есть найдёте им применение, и они не будут лежать без дела. Так что же такое носовой платок? (Носовой платок – это обработанный, сложенный квадратный кусок ткани, который можно носить в кармане или сумочке.) Для чего используют носовой платок? (Используется для личной гигиены, им можно чистить нос, вытирать руки, закрывать рот, нос, если кашляешь или чихаешь.) Давайте вспомним: - сколько основных деталей входит в состав кроя носового платка? (1) - какую форму имеет крой носового платка? (квадрат). -сколько сторон у платка? (четыре) -как называются срезы кроя носового платка? (поперечный и долевой срезы) - из каких тканей изготавливают носовые платки? (из хлопчатобумажных). - почему? (мягкие,легко стираются, хорошо утюжатся). - из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (хлопчатник) Дети! Обратите внимание на доску. Вам представлены несколько видов носовых платков. Чем они отличаются? (цветом, размером) Это платки для одного человека? (нет). Почему вы так считаете? (Это платки детские, женские, мужские) Какие виды обработки срезов мы используем при обработке срезов носового платка? (краевой шов в подгибку с закрытым срезом). У каждого из вас на столе лежат желтые конверты с образцами машинных швов. Выберите тот шов, которым вы будете пользоваться во время работы. Назовите выбранный шов. (Дети получают конверты с разным количеством образцов, более слабые – с тремя, сильные – с шестью видами швов) Вы уже знаете, что очень важно в пошиве изделий соблюдать последовательность в работе. Носовой платок вы уже шили и поэтому, сейчас самостоятельно попробуйте разложить по порядку карточки с пунктами технологической последовательности изготовления носового платка из розовых конвертов. (Раскладывают карточки последовательности пошива носового платка, я просматриваю). Посмотрите на доску. Я буду выставлять правильную последовательность изготовления носового платка. Исправьте допущенные ошибки. Объясните, как определить поперечные и долевые срезы? (поперечные срезы растягиваются, а долевые - нет) Прежде, чем приступить к работе, повторим правила ТБ. У вас на столе лежат сигнальные карточки. Они с одной стороны зеленые, с другой – красные. Буду зачитывать правило безопасной работы, если вы считаете, что я говорю правильно, то поднимаете карточку зеленой стороной, если нет, то красной. Будьте внимательны. 1.Сидеть надо, склонившись к машине пониже (нет) (в ходе урока буду следить за соблюдением посадки и правил); 2.Выполняя влажно-тепловую обработку работать, стоя на резиновом коврике (да). 3. Включать и выключать утюг сухими руками (да), берясь за шнур (нет); 3.Следить за правильным положением рук во время работы (да); 4.Сломанную иглу взять на память (нет). 5. Ножницы передавать лезвиями вперед (нет).
Ребята, перед началом работы давайте разогреем руки. Массаж пальцев от оснований к кончикам. Массаж ладоней костяшками пальцев, сжатых в кулак. Теперь разогреем руки, как бы мы пришли с мороза. Сегодня вы продолжите работу по пошиву носового платка. На прошлом уроке вы обработали поперечные срезы платка. Какую работу осталось выполнить? Обрабатать долевые срезы. Затем производится ВТО и складывание изделия. Приступайте к пошиву. (Дети пользуются разными видами оборудования.) Во время работы следите за посадкой за машиной, при пошиве -за шириной и ровностью шва, своевременно удаляйте нитки, после каждой операции производите ВТО. Во время работы оказываю помощь, исправляю типичные ошибки, слежу за выполнением правил ТБ. Встаньте. Опустите руки вниз, спину выровняйте, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: « Нет, сила во мне» и тянется вверх. «Мы обе сильные» - решили они. «Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих!» Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь, ведь половинки горы помирились! Сядьте.
Сейчас наведите порядок на своих местах. Давайте посмотрим ваши работы. Выберите самую качественную. Да, я согласна, что у ______ особенно аккуратно выполнена работа, ширина шва везде одинаковая, строчка проложена на расстоянии 1 мм от сгиба, закрепки ровные, нужной длины, изделие качественно отутюжено и правильно сложено. Все дети работали хорошо, старались, подготовили интересные сообщения. При пошиве платка технологические операции выполняли правильно. Соблюдали правила ТБ. Все получают хорошие и отличные оценки. Итак, вы научились изготавливать носовой платок. И теперь вы сможете самостоятельно сшить его. Носовой платок для дорогого человека можно еще украсить вышивкой. Можно вышить имя, смешную мордочку или забавную птицу! Вот только в народе существует примета: дарить носовые платки — к слезам. Как же быть? А очень просто: когда даришь платок, нужно взять в обмен мелкую монетку, копейку. Тогда слёз не будет. Только радость! |
Приложения
Обработка поперечных срезов платка |
Обработка долевых срезов платка |
Окончательная отделка изделия |
Влажно – тепловая обработка изделия |
Складывание платка |
Хлопчатобумажные ткани
Хлопчатник
Долевой срез
Поперечный срез
Шов вподгибку с закрытым срезом
а |
ж |
д |
х |
у |
р |
ь |
н |
о |
с |
о |
в |
о |
й |
в |
а |
л |
у |
г |
ц |
я |
п |
л |
а |
т |
о |
к |
ю |
1. Носовой платок, как предмет гигиены, появился в древнем Египте, делали его из пергамента. Позже в Китае появились бумажные носовые платки. В Древнем Риме. Знатные горожане носили их на шее, плече или запястье. Это был кусок белой материи, предназначенный для вытирания лица или пальцев рук после принятия пищи. Прилюдно сморкаться в него считалось неприлично.
2. На Востоке в Турции носовые платки были только у князей, которые их носили под кушаком (широким поясом). Бросить носовой платок в сторону человека (особенно женщины) было жестом, говорившим о высоком уважении.
3. В Европе носовой платок был символом романтической любви. Дамы часто держали его в руке, чтобы привлекать внимание кавалеров. Носовые платки были роскошью и использовались исключительно богатыми дамами. Они шились из тончайшего полотна, украшались кружевом или вышивкой. Такие платки были очень дорогими и стоили целое состояние. Платки были сильно надушены, чтобы скрыть запах пота, ведь вместо мытья рук было принято протирать кончики пальцев влажным платком.
4. На Руси носовые платки назывались ширинками. Их шили из кремовой шелковой ткани, они были квадратными по форме и украшались вышивкой. Вышивка красивой полосой располагалась по краям платка, выполнялась она разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом. Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала свое мастерство. По требованиям моды русскому дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Так, в гардеробе графа Н.П. Шереметьева числился 381 носовой платок.
5. На протяжении многих столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применяются только около 200 лет. С развитием промышленности модные предметы, дополнения, мелочи всякого рода стали производить в огромных количествах. С течением времени платки становились все проще. Вот так выглядят современные платочки.