План-конспект урока «Производство ткани» (5 класс коррекционной школы)

2
1
Материал опубликован 14 November 2015

Тема: «Производство ткани».

Цель урока: а) создание условий для формирования у учащихся новых понятий связанных с

процессом изготовления тканей в текстильном производстве, ознакомить

с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей;

б) развитие познавательных умений, аналитического мышления;

в) формирование положительного отношения к знаниям, уважения друг к другу.

 

Задача урока: научить определять нить основы и утка, их направления в тканях, различать

лицевую и изнаночную стороны ткани, полотняное переплетение.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен», лоскуты

хлопчатобумажных и льняных тканей, плакат «Схема получения

ткани на ткацком станке», карточки-схемы «Производство ткани»,

карточки-задания для выполнения лабораторных работ,

раздаточный материал «Определение лицевой и изнаночной

сторон ткани», лупы, клей, иглы.

Структура урока.

1. Организационный момент 2-3 мин.

2. Новый материал 20-25 мин.

3. Лабораторно-практическая работа 25 мин.

4. Практическая работа 15 мин.

5. Анализ, итог урока 5 мин.

6. Задание на дом 5 мин.

Ход урока.

Организационный момент: Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку, их эмоциональный

настрой на работу.

На доске: Материаловедение.

Производство ткани.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела

«Материаловедение».

Какое значение имеет это слово?

Как Вы его понимаете?

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Что вы уже знаете, что Вам известно о тканях?

С какой целью изучают этот раздел?

Цель урока: расширить имеющиеся знания о тканях,

Изучить процесс изготовления тканей в текстильном

производстве.

Обобщение ответов Швейное материаловедение изучает материалы, которые применяются для

учащихся швейных изделии.

Прежде чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства

материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов

будет зависеть внешний вид изделия, его конструкция, правила

эксплуатации.

Тканью человек пользуется с древних времен и мы не задумываемся,

когда шьем изделие, как получают ткани и из какого сырья.

Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом изготовления ткани

в текстильном производстве.

Цель урока: расширить имеющиеся знания о тканях;

изучить процесс производства тканей.

На доске термин: Сырьем для производства тканей служат волокна – это, маленькие,

Волокно тонкие тельца. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами

которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы

и конопли.

Вопрос: А из каких волокон производят ткани в наше время?

Текстильные волокна очень разнообразны:

(знакомство с классификацией, приложение 1). Запись в тетрадь.

Натуральные волокна создает сама природа, химические – создаются

человеком при помощи специальных машин.

В 5 классе мы познакомимся с натуральными волокнами растительного

происхождения – это хлопок и лен.

Демонстрация наглядных пособий «Хлопок» и «Лен».

Вопрос: Что Вы знаете о хлопке?

Обобщение ответов Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян одно-

учащихся летнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых странах.

Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период

Образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка колеблется от 5 до

50 миллиметров. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют

хлопок-сырец.

Вопрос: Что Вы знаете о льне?

Обобщение ответов Лен – однолетнее травянистое растение, которое дает волокно того же

учащихся названия. Волокно льна находится в стебле растения и может достигать

1 метра. Уборку льна производят в период ранней желтой спелости.

Вопрос: Как получить ткань из растений, что для этого необходимо сделать?

Познакомимся с процессом переработки хлопка и льна.

Работа в малых груп- Задание: используя наглядные пособия «Хлопок» и «Лен», карточки

пах – парами. «Процесс производства хлопчатобумажных и льняных тканей»

изучить последовательность обработки волокна, проанализировать и

выявить общее. Время выполнения 5 минут. (приложение 2).

Обобщение изученного Заготовка и первичная обработка волокна зависят от вида сырья,

далее технологический процесс одинаковый – прядение, ткачество,

отделка.

Рассмотрим подробнее: волокно разрыхляют – треплют – укладывают

На доске термин: в ленту – выравнивают, получают ровницу.

ровница Процесс, в результате которого из коротких тонких волокон получают

непрерывную нить называют прядением, а нить пряжей.

(запись в тетрадь)

Исторические сведения: Прялка на протяжении веков была принадлежностью крестьянского

дома. Была она деревянной, с узорами, вырезанными по дереву или

нарисованными. Веретена для нее тоже точили из дерева. От пряхи

требовалось и умение, и терпение, и усидчивость. Иначе нить получалась

неровная, непрочная. Полотно из такой пряжи выходило далеко не

первосортным. Отсюда и пословица «Какова пряха, такова на ней и

рубаха».

Зимними вечерами молодежь собиралась на посиделки. Девушки

приходили на них с прялками. На посиделках парни приглядывали себе

невест. Каждому хотелось, чтоб его суженая была и красивой и умелой,

работящей. Парни рассуждали: «Возьмешь дуру пряху, не сошьет мужу

рубаху», «Девка красива, да прясть ленива». Если девушка приглянулась

парню на этот случай бытовала пословица: «Прядись куделя на этой

неделе. На новой недосуг: может, замуж позовут».

Из пряжи изготавливают швейные нитки, ткани.

Основная профессия прядильного производства – прядильщик. Он

ликвидирует обрыв ровницы и пряжи, меняет катушки, выполняет

работу по уходу за оборудованием. Чтобы хорошо работать, прядильщик

должен знать требования, предъявляемые к пряже и ровнице.

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством . (запись

в тетрадь).

На доске термины: Ткань – это изделие, полученное на ткацком станке путем переплете-

ткань ния взаимно перпендикулярных продольных и поперечных нитей.

нить основы Продольные нити в тканях называются основными или основой.

нить утка Поперечные нити в тканях называются

уточными или утком. Неосыпающиеся края с двух сторон ткани

называются кромкой

Исторические Когда появился первый ткацкий станок неизвестно. В одном из

сведения: трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени

Бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму. Это были два

столба, врытые в землю. От одного к другому протягивали толстые

хлопковые нити – основу. Уток был намотан на палочку и с ее

помощью продевался через основу. В Древнем Египте предпочитали

горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал стоя. От

«стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок».

Современные ткацкие станки работают автоматически. Знакомство

со схемой получения ткани на ткацком станке. ( Демонстрация

пособия «Устройство ткацкого станка»). На ткацких станках работают

ткачи. Они обслуживают одновременно несколько станков. Ткач

должен знать требования, предъявляемые к ткани, ее пороки.

В процессе образования ткани на ткацком станке нити основы и утка

могут по-разному переплетаться между собой. Наиболее

распространенным является полотняное переплетение, которое

образуется переплетением основных и уточных нитей через одну.

(Демонстрация образца полотняного переплетения).

Работа с образцами Учащиеся получают образцы хлопчатобумажной ткани.

ткани. Задание: выполнить лабораторно-практическую работу.

Тема: Изучение отличительных признаков нитей основы и утка.

Работа в малых Задача: Сравнить нити основы и утка, исследовать их структуру,

группах. полученные данные записать в таблицу. Время выполнения

10 минут. (Приложение 3).

Вывод: нить основы – тонкая, гладкая, ровная, прочная;

нить утка – толстая, пушистая, неровная, менее прочная.

Нити основы и утка имеют различные свойства, это необходимо

учитывать при раскрое и изготовлении швейных изделий. Поэтому

нужно уметь определять направление нитей основы и утка в тканях.

Работа в малых Задание: выполнить лабораторную работу.

группах. Тема: Определение в ткани направления нитей основы и утка.

Задача: Выявить характерные особенности и свойства нитей основы

и утка, полученные данные записать в таблицу. Время

выполнения работы 10 минут. (Приложение 4).

Вывод: по основным нитям растяжение малое, звук звонкий, эти

нити направлены вдоль кромки;

по утку растяжение больше, звук глухой, нити направлены

поперек кромки.

На доске термин:

Cуровая Ткань снятая с ткацкого станка называется суровая. (Образец).

Вопрос: Что происходит с тканью дальше?

С какой целью это делают?

Обобщение ответов: Ткань подвергают отделки. Отделка ткани состоит из ряда

разнообразных процессов. Цель отделки – улучшение свойств ткани

и придание ее товарного вида.

Виды ткани по способу отделки: отбеленная (белая),

гладкокрашеная (голубая, розовая, зеленая), набивная (в цветочек),

пестротканая (в полоску, клетку). Демонстрация образцов ткани.

Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную.

Вопрос: Чем они отличаются?

Задание: выполнить лабораторно-практическую работу.

Тема: Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Задача: Определить признаки лицевой и изнаночной сторон

ткани по образцам. Время выполнения 5 минут.

Вывод: Характеристика сторон.

Лицевая сторона – четкий, яркий рисунок, блестящая поверхность,

длинный ворс, гладкая поверхность.

Изнаночная сторона – нечеткий, бледный рисунок, матовая

поверхность, короткий ворс, технические узелки на поверхности.

Итог урока:

Что нового Вы узнали на уроке?

Чему научились на этом уроке?

Какова была цель урока?

Достигли цели урока?

Какая часть материала вызвала у Вас затруднения?

Пригодится ли Вам в дальнейшем этот материал?

Собрать работы учащихся для проверки.

Домашнее задание: по желанию учащихся подготовить
сообщения о выращивании и переработке хлопчатника и льна,
о роли льняных и хлопчатобумажных тканей в развитии
декоративно-прикладного творчества русского народа.

Приложение 1

Приложение 2

Производство хлопчатобумажных тканей

Производство льняных тканей

Приложение 3

Лабораторно-практическая работа

Изучение отличительных признаков нитей основы и утка и их свойств

Оборудование: образец ткани, ножницы, лупа, клей, иголка.

Ход работы.

Возьмите образец ткани, выдерните нити с двух сторон и исследуйте их структуру и их свойства

Рассмотрите нити в лупу и отметьте их толщину, гладкость и прочность.

Определите прочность каждой нити.

Занесите данные в таблицу, приклейте образец нити

Название нити

Отличия по внешнему виду

Прочность

Толщина

Гладкость

Ровность

Нить основы

       

Нить утка

       

Приложение 4

Лабораторная работа

Определение в ткани направление нитей основы и утка

Оборудование: образцы тканей с кромкой и без нее, лупа.

Ход работы.

В ткани с кромкой определите направление нитей.

Растягивая образец по нити основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше.

Резко растягивая ткань (с хлопком), определите, в каком направлении звук будет звонким, а в каком – глухим.

Рассматривая ткань в лупу, определите по толщине и гладкости нити основы и утка.

По изученным признакам определите направление нитей основы и утка в ткани без кромки.

Заполните таблицу.

Направление нити

По степени растяжения

По кромке

По звуку

По виду нити

толщина

Гладкость

Нить основы

         

Нить утка

         
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Тема урока довольно объемна для восприятия учащимися,но урок разработан таким образом, чтобы теоретическая часть программного материала закрепилась практической работой. В изучении подобных тем это очень важно.Спасибо.

17 January 2016