Конспект урока истории «Сословия средневекового общества. Духовенство»

1
0
Материал опубликован 8 November 2015

Урок 11: «Сословия средневекового общества. Духовенство».

Цель урока:

  • Раскрыть сословный характер средневекового общества.
  • Способствовать формированию представления учащихся о понятии «сословие».
  • Отметить иерархичность устройства церкви и привилегии духовенства.

План изучения нового материала:

1. Понятие сословия, три сословия раннего средневековья.

2. Место духовенства в средневековом обществе, его привилегии.

3. Церковная иерархия.

4. Источники доходов церкви.

 

1. В начале урока учитель, вводя понятие «сословие», обращает внимание учащихся на то, что феодальное общество сословно. Учащиеся записывают в тетради определение этого понятия.

Сословия – это большие группы людей, которые отличаются друг от друга закрепленными за ними правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Сословия раннего средневековья: СХЕМА (в прикрепленном файле)

Духовенство – просит о милости и прощении грехов, напоминает о христианских заповедях (овцы);

Рыцарство - защищает от внешних врагов, проливает кровь за всех (собаки);

Крестьянство- работает, не покладая рук, обеспечивает всех материальными благами (быки).

В ходе обсуждения учащиеся делают вывод, что каждое сословие имеет свои задачи и ему определено место в обществе. В средневековом обществе считалось, что эти задачи перед каждым сословием поставил Бог и, если они не будут выполнять свои обязанности – общество распадется.

 

2. Определяя место духовенства в средневековом обществе, учитель подчеркивает, что первое (духовенство) и второе (рыцарство) сословия являлись привилегированными.

Привилегии – исключительное право, преимущество, предоставляемое кому-либо.

Духовенство – служители церкви, одно из главных сословий в средневековой Европе. В феодальном обществе духовенству и церкви отводилась самая почетная роль, поскольку они были посредниками между Богом и человеком. Монашество считалось идеальной формой жизни. Неслучайно, главными героями средневековых легенд был монах или святой.

Привилегии духовенства: СХЕМА (в прикрепленном файле)

 

3. К ХI веку христианская церковь являлась единой могущественной организацией, в которой сложилась иерархическая система.

Иерархия – расположение служебных званий в порядке их подчиненности.

Иерархия католической церкви (схема в прикрепленном файле).

Монах – посвятивший жизнь служению Богу, ушедший из мира.

Монашеский обет (обещание) предписывал:

  • отказ от личного имущества;
  • отказ от семейной жизни;
  • аскетический образ жизни (аскетизм – добровольное ограничение потребностей);
  • бесприкословное подчинение аббату – главе монастыря;
  • молитва 7 раз в сутки;
  • своим трудом обеспечивать себе жизнь.

Монахи проходили период «послушничества» и обряд посвящения – постриг.

Монашеские ордена – объединения монастырей с одинаковыми уставами и порядками (всего более 10 орденов).

Монашество сыграло важную роль в формировании средневековой европейской цивилизации. Монастыри стали центрами духовной культуры, хранителями веры и распространителями христианского учения.

 

4. В эпоху средневековья церковь являлась крупнейшим феодалом и всеми способами стремилась преумножить свои богатства

Источники доходов церкви: СХЕМА (в прикрепленном файле)

 

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 3 (1, 2, 3); (Б) - §§ 5, 30; (Бр)- §§ 8, 22, 23, сс.32-35, 228-233; (В) - §§ 2, 11; (Г) - § 4.1; (Д) - § 17; (К) - §§ 13, 17.

 

Урок 12: «Средневековое рыцарство».

Цель урока: Способствовать формированию представлений учащихся о рыцарстве как привилегированном сословии средневекового общества. Познакомить учащихся с особенностями рыцарской культуры.

План изучения нового материала:

Положение рыцарского сословия: собственность, привилегии, феодальная иерархия.

Замок – жилище феодала.

Рыцарство: этапы становления, посвящение.

Вооружение рыцарей.

Нравы и обычаи феодалов.

Рыцарская культура.

1. В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о сословиях средневекового общества. При этом он обращает внимание на положение двух привилегированных сословий – духовенства и рыцарства.

Рыцарство – военное сословие в средневековой Европе.

Учитель отмечает, что главным богатством в средние века являлась земля. За военную службу сеньоры, как правило, предоставляли рыцарям земельные владения – феод. Однако, не все рыцари являлись феодалами.

Феод – земля, дававшаяся на условиях военной службы в фактическое

наследственное владение.

Феодал – владелец феода.

Феодальная вотчина – большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

СХЕМА (в прикрепленнном файле)

Во время обсуждения привилегий феодалов целесообразно повторить с учащимися основные понятия: феодальная лестница, сеньор, вассал, их обязанности.

Важно подчеркнуть, что отношения держались на условиях вассального договора, в них торжествовала сила, которая была важнее верности.

 

2. Рассматривая вопрос о жилище феодала учитель может использовать рисунки в учебнике М.Ю. Брандта сс.146-147 и задание 60 в рабочей тетради Е.А.Крючковой на с.37.

Также, учитель может дать опережающее задание учащимся подготовить сообщения о замках средневековья. При этом учащиеся могут использовать дополнительную литературу: История средних веков.6 класс: книга для чтения под редакцией В.П.Будановой (сс.137-156), Энциклопедия для детей (издательство «Аванта+»), т.1, «Всемирная история».

Вопросы для обсуждения:

  1. Где и когда появились первые замки на территории Европы?
  2. В каких местах предпочитали возводить свои замки феодалы?
  3. Какой материал использовали при сооружении замков?
  4. С какой целью возводились замки?
  5. Назовите основные части замков феодала.
  6. Кто осуществлял управление хозяйственной жизнью в замке?
  7. Назовите художественные произведения, в которых дается описание средневекового замка.

 

3. Европейское рыцарство возникло в IX веке. Стать рыцарем было не так просто.

Три ступени воспитания рыцарей:

с 7 до 14 лет – паж;

с 15 до 20 лет – оруженосец;

в 21 год – рыцарь.

Порядок посвящения в рыцарство: СХЕМА (в прикрепленном файле)

 

4. В ходе работы над вопросом о вооружении рыцаря целесообразно обратить внимание учащихся на то, как с развитие ремесла и усовершенствованием техники меняется облик рыцарей, их доспехи и оружие.

Для закрепления материала можно сравнить изображения рыцарей ХI и ХIV веков в полном боевом облачении (задание 61 в рабочей тетради Е.А.Крючковой на с.38).

Раннее средневековье Позднее средневековье

 

5. Рассказ учителя о нравах и обычаях рыцарства может быть построен по плану:

рыцарский турнир – способ поддержания формы в мирное время (правила, награда);

охота, пиры;

кодекс рыцарской чести:

а) верность;

б) доблесть;

в) следование долгу и слову чести;

г) храбрость;

д) стремление к славе, подвигу;

е) щедрость;

ж) помощь слабым и бедным;

з) исполнение христианских заповедей;

и) куртуазность – искусство придворного поведения, умение держать

себя в обществе дам;

к) поклонение прекрасной даме.

При этом необходимо обратить внимание учащихся на несоответствие кодекса рыцарской чести и истинного поведения рыцарей.

 

6. Вопрос о рыцарской культуре можно предоставить учащимся для самостоятельного изучения. Рекомендуемая литература: История средних веков. 6 класс: книга для чтения под редакцией В.П.Будановой сс.157-166 («Принцесса Греза»).

При этом следует обратить внимание учащихся на понятия:

Трубадуры – южнофранцузские (провансальские) поэты, воспевавшие любовь

к прекрасной даме и рыцарскую доблесть.

Труверы – те, кто записывал древние и сочинял новые поэтические

сказания о подвигах героев («Песнь о Роланде», «Рыцари

Круглого стола и король Артур»).

Миннезингеры – немецкие поэты, воспевавшие, подобно провансальским,

любовь и доблесть рыцарей.

Менестрели – бродячие певцы, исполнявшие песни о любви и подвигах

рыцарей.

Дополнительно учащиеся могут ознакомиться с материалами о рыцарской геральдике (девизы и гербы). На основе полученных знаний учитель может предложить учащимся в качестве домашнего задания создать свой рыцарский герб с девизом и представить его на следующем уроке.

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 7; (Б) - §§ 34, 35, 54; (Бр) - § 16, 17,сс.145-160; (В) - § 12; (Г) - § 4.1, сс.91-97; (Д) - § 18;

(К) - § 14; (КнЧ) – сс.137-166, 234-250, 325-337.

 

Урок 13: «Средневековая деревня и её обитатели».

Цель урока: Способствовать формированию представлений учащихся об условиях жизни и труда крестьян. Раскрыть сущность натурального хозяйства и причины его господства в период раннего средневековья. Способствовать пониманию учащимися роли крестьянской общины в средневековом обществе.

План изучения нового материала:

Роль крестьян в средневековом обществе, деление на свободных и зависимых.

Крестьянская община.

Натуральное хозяйство, его причины.

Крестьянский двор. Жизнь и быт крестьян.

Черты феодального общества.\

1. В начале урока учитель может актуализировать знания учащихся, полученные ими на предыдущих уроках, о трех сословиях средневекового общества. Делая переход к рассмотрению третьего сословия, учитель обращает внимание учащихся на определение крестьянина средневековья.

Крестьянин – человек, пользующийся землей, работающий на себя и феодала, исполняющий феодальные повинности.

Учитель отмечает, что крестьяне составляли основную массу населения средневекового общества. Они выполняли конкретную роль в обществе - кормили короля, феодалов, духовенство, горожан.

В отличие от рабов, они были заинтересованы в результатах своего труда, имели свой дом, орудия труда, личную собственность. Только часть урожая они отдавали государству или феодалу.

СХЕМА (в прикрепленном файле)

 

2. Крестьянская община играла важную роль в средневековом обществе.

Учитель может выделить основные характерные черты и функции крестьянской общины:

  • жители одной или нескольких деревень;
  • во главе выбранный староста;
  • совместное пользование лугами, лесами, пастбищами и водами;
  • распределяла повинности между крестьянами;
  • круговая порука, взаимопомощь;
  • насильственный севооборот, регулировала порядок использования надельной земли;
  • имела общую казну;
  • решала все вопросы жизни в деревне;
  • общие праздники.

 

3. Натуральное хозяйство – это такой тип хозяйства, в котором почти всё необходимое для жизни производилось внутри поместья, продукты и вещи производились не для продажи, а для собственного потребления и содержания феодалов.

Причины господства натурального хозяйства:

  • у крестьян не было денег для покупок;
  • крестьянам нечего было продать – лишь бы себя прокормить;
  • в соседних деревнях производили то же самое;
  • если и были города, то маленькие – в них не так много покупателей.

При этом учитель отмечает, что крестьянам всё равно приходилось выменивать либо покупать отдельные виды товаров (например, соль). Поэтому полного господства натурального хозяйства не было.

 

4. В ходе рассмотрения вопроса о жизни и быте крестьян целесообразно обратить внимание учащихся на следующее:

СХЕМА (в прикрепленном файле)

Дом – деревянный, узкие окна без стекол, соломенная крыша, пол из глины.

В доме – одна комната на всех, стол и лавки, сундуки, открытый очаг.

Пища – каша, хлеб, овощи, сыр, бобы, рыба, мясо по праздникам, вино, пиво.

Одежда – самотканая из льна и шерсти.

женщины – туника с широкими рукавами и рабочая блуза;

мужчины – рубаха и полотняные штаны, кафтан на праздники.

Труд – с утра до ночи. Барщина 3-4 дня в неделю. Работа ручная. Переработка сельхозпродуктов и заготовка на зиму. Работа на своём поле, в огороде и саду. Собирательство в лесу. Домашние ремесла. Содержание домашнего скота (дело женщин).

Праздники – церковные (пасха) и народные (приход весны, свадьбы).

Религиозные представления – сочетание христианства с язычеством. Неграмотность. Суеверия. Магия.

Образ жизни, традиции и поверья крестьян как самого многочисленного сословия средневековья наложили неизгладимый отпечаток на всю средневековую цивилизацию.

 

5. В заключение урока учитель может предложить учащимся на основе полученных знаний самостоятельно выделить черты феодального общества. Обобщая их ответы, учитель отмечает:

Черты феодального общества:

  • Это аграрное общество – главное богатство – земля, главное занятие – сельское хозяйство.
  • Собственниками земли являлись светские и духовные феодалы.
  • Существование сеньориально-вассальных отношений.
  • Власть феодалов над крестьянами.
  • Сословие, которое трудится и всех кормит – крестьяне, бесправно.
  • Крестьяне пользовались землей, за что несли феодальные повинности.
  • Господство натурального хозяйства.
  • Это общество сословно и иерархично.
  • Хозяйство и сельскохозяйственная техника развивались медленно.

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 8; (Б) - §§ 32, 33; (Бр) - § 15; (В) - § 13; (Г) - § 4.1; (Д) - § 19; (К) - § 15;

(КнЧ) – сс.353-369.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.