Конспект урока истории «Сословия средневекового общества. Духовенство»
Урок 11: «Сословия средневекового общества. Духовенство».
Цель урока:
- Раскрыть сословный характер средневекового общества.
- Способствовать формированию представления учащихся о понятии «сословие».
- Отметить иерархичность устройства церкви и привилегии духовенства.
План изучения нового материала:
1. Понятие сословия, три сословия раннего средневековья.
2. Место духовенства в средневековом обществе, его привилегии.
3. Церковная иерархия.
4. Источники доходов церкви.
1. В начале урока учитель, вводя понятие «сословие», обращает внимание учащихся на то, что феодальное общество сословно. Учащиеся записывают в тетради определение этого понятия.
Сословия – это большие группы людей, которые отличаются друг от друга закрепленными за ними правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Сословия раннего средневековья: СХЕМА (в прикрепленном файле)
Духовенство – просит о милости и прощении грехов, напоминает о христианских заповедях (овцы);
Рыцарство - защищает от внешних врагов, проливает кровь за всех (собаки);
Крестьянство- работает, не покладая рук, обеспечивает всех материальными благами (быки).
В ходе обсуждения учащиеся делают вывод, что каждое сословие имеет свои задачи и ему определено место в обществе. В средневековом обществе считалось, что эти задачи перед каждым сословием поставил Бог и, если они не будут выполнять свои обязанности – общество распадется.
2. Определяя место духовенства в средневековом обществе, учитель подчеркивает, что первое (духовенство) и второе (рыцарство) сословия являлись привилегированными.
Привилегии – исключительное право, преимущество, предоставляемое кому-либо.
Духовенство – служители церкви, одно из главных сословий в средневековой Европе. В феодальном обществе духовенству и церкви отводилась самая почетная роль, поскольку они были посредниками между Богом и человеком. Монашество считалось идеальной формой жизни. Неслучайно, главными героями средневековых легенд был монах или святой.
Привилегии духовенства: СХЕМА (в прикрепленном файле)
3. К ХI веку христианская церковь являлась единой могущественной организацией, в которой сложилась иерархическая система.
Иерархия – расположение служебных званий в порядке их подчиненности.
Иерархия католической церкви (схема в прикрепленном файле).
Монах – посвятивший жизнь служению Богу, ушедший из мира.
Монашеский обет (обещание) предписывал:
- отказ от личного имущества;
- отказ от семейной жизни;
- аскетический образ жизни (аскетизм – добровольное ограничение потребностей);
- бесприкословное подчинение аббату – главе монастыря;
- молитва 7 раз в сутки;
- своим трудом обеспечивать себе жизнь.
Монахи проходили период «послушничества» и обряд посвящения – постриг.
Монашеские ордена – объединения монастырей с одинаковыми уставами и порядками (всего более 10 орденов).
Монашество сыграло важную роль в формировании средневековой европейской цивилизации. Монастыри стали центрами духовной культуры, хранителями веры и распространителями христианского учения.
4. В эпоху средневековья церковь являлась крупнейшим феодалом и всеми способами стремилась преумножить свои богатства
Источники доходов церкви: СХЕМА (в прикрепленном файле)
Домашнее задание:
Учебники:
(А) - § 3 (1, 2, 3); (Б) - §§ 5, 30; (Бр)- §§ 8, 22, 23, сс.32-35, 228-233; (В) - §§ 2, 11; (Г) - § 4.1; (Д) - § 17; (К) - §§ 13, 17.
Урок 12: «Средневековое рыцарство».
Цель урока: Способствовать формированию представлений учащихся о рыцарстве как привилегированном сословии средневекового общества. Познакомить учащихся с особенностями рыцарской культуры.План изучения нового материала:
Положение рыцарского сословия: собственность, привилегии, феодальная иерархия.
Замок – жилище феодала.
Рыцарство: этапы становления, посвящение.
Вооружение рыцарей.
Нравы и обычаи феодалов.
Рыцарская культура.
1. В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о сословиях средневекового общества. При этом он обращает внимание на положение двух привилегированных сословий – духовенства и рыцарства.
Рыцарство – военное сословие в средневековой Европе.
Учитель отмечает, что главным богатством в средние века являлась земля. За военную службу сеньоры, как правило, предоставляли рыцарям земельные владения – феод. Однако, не все рыцари являлись феодалами.
Феод – земля, дававшаяся на условиях военной службы в фактическое
наследственное владение.
Феодал – владелец феода.
Феодальная вотчина – большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.
СХЕМА (в прикрепленнном файле)
Во время обсуждения привилегий феодалов целесообразно повторить с учащимися основные понятия: феодальная лестница, сеньор, вассал, их обязанности.
Важно подчеркнуть, что отношения держались на условиях вассального договора, в них торжествовала сила, которая была важнее верности.
2. Рассматривая вопрос о жилище феодала учитель может использовать рисунки в учебнике М.Ю. Брандта сс.146-147 и задание 60 в рабочей тетради Е.А.Крючковой на с.37.
Также, учитель может дать опережающее задание учащимся подготовить сообщения о замках средневековья. При этом учащиеся могут использовать дополнительную литературу: История средних веков.6 класс: книга для чтения под редакцией В.П.Будановой (сс.137-156), Энциклопедия для детей (издательство «Аванта+»), т.1, «Всемирная история».
Вопросы для обсуждения:
- Где и когда появились первые замки на территории Европы?
- В каких местах предпочитали возводить свои замки феодалы?
- Какой материал использовали при сооружении замков?
- С какой целью возводились замки?
- Назовите основные части замков феодала.
- Кто осуществлял управление хозяйственной жизнью в замке?
- Назовите художественные произведения, в которых дается описание средневекового замка.
3. Европейское рыцарство возникло в IX веке. Стать рыцарем было не так просто.
Три ступени воспитания рыцарей:
с 7 до 14 лет – паж;
с 15 до 20 лет – оруженосец;
в 21 год – рыцарь.
Порядок посвящения в рыцарство: СХЕМА (в прикрепленном файле)
4. В ходе работы над вопросом о вооружении рыцаря целесообразно обратить внимание учащихся на то, как с развитие ремесла и усовершенствованием техники меняется облик рыцарей, их доспехи и оружие.
Для закрепления материала можно сравнить изображения рыцарей ХI и ХIV веков в полном боевом облачении (задание 61 в рабочей тетради Е.А.Крючковой на с.38).
Раннее средневековье Позднее средневековье
5. Рассказ учителя о нравах и обычаях рыцарства может быть построен по плану:
рыцарский турнир – способ поддержания формы в мирное время (правила, награда);
охота, пиры;
кодекс рыцарской чести:
а) верность;
б) доблесть;
в) следование долгу и слову чести;
г) храбрость;
д) стремление к славе, подвигу;
е) щедрость;
ж) помощь слабым и бедным;
з) исполнение христианских заповедей;
и) куртуазность – искусство придворного поведения, умение держать
себя в обществе дам;
к) поклонение прекрасной даме.
При этом необходимо обратить внимание учащихся на несоответствие кодекса рыцарской чести и истинного поведения рыцарей.
6. Вопрос о рыцарской культуре можно предоставить учащимся для самостоятельного изучения. Рекомендуемая литература: История средних веков. 6 класс: книга для чтения под редакцией В.П.Будановой сс.157-166 («Принцесса Греза»).
При этом следует обратить внимание учащихся на понятия:
Трубадуры – южнофранцузские (провансальские) поэты, воспевавшие любовь
к прекрасной даме и рыцарскую доблесть.
Труверы – те, кто записывал древние и сочинял новые поэтические
сказания о подвигах героев («Песнь о Роланде», «Рыцари
Круглого стола и король Артур»).
Миннезингеры – немецкие поэты, воспевавшие, подобно провансальским,
любовь и доблесть рыцарей.
Менестрели – бродячие певцы, исполнявшие песни о любви и подвигах
рыцарей.
Дополнительно учащиеся могут ознакомиться с материалами о рыцарской геральдике (девизы и гербы). На основе полученных знаний учитель может предложить учащимся в качестве домашнего задания создать свой рыцарский герб с девизом и представить его на следующем уроке.
Домашнее задание:
Учебники:
(А) - § 7; (Б) - §§ 34, 35, 54; (Бр) - § 16, 17,сс.145-160; (В) - § 12; (Г) - § 4.1, сс.91-97; (Д) - § 18;
(К) - § 14; (КнЧ) – сс.137-166, 234-250, 325-337.
Урок 13: «Средневековая деревня и её обитатели».
Цель урока: Способствовать формированию представлений учащихся об условиях жизни и труда крестьян. Раскрыть сущность натурального хозяйства и причины его господства в период раннего средневековья. Способствовать пониманию учащимися роли крестьянской общины в средневековом обществе.
План изучения нового материала:
Роль крестьян в средневековом обществе, деление на свободных и зависимых.
Крестьянская община.
Натуральное хозяйство, его причины.
Крестьянский двор. Жизнь и быт крестьян.
Черты феодального общества.\
1. В начале урока учитель может актуализировать знания учащихся, полученные ими на предыдущих уроках, о трех сословиях средневекового общества. Делая переход к рассмотрению третьего сословия, учитель обращает внимание учащихся на определение крестьянина средневековья.
Крестьянин – человек, пользующийся землей, работающий на себя и феодала, исполняющий феодальные повинности.
Учитель отмечает, что крестьяне составляли основную массу населения средневекового общества. Они выполняли конкретную роль в обществе - кормили короля, феодалов, духовенство, горожан.
В отличие от рабов, они были заинтересованы в результатах своего труда, имели свой дом, орудия труда, личную собственность. Только часть урожая они отдавали государству или феодалу.
СХЕМА (в прикрепленном файле)
2. Крестьянская община играла важную роль в средневековом обществе.
Учитель может выделить основные характерные черты и функции крестьянской общины:
- жители одной или нескольких деревень;
- во главе выбранный староста;
- совместное пользование лугами, лесами, пастбищами и водами;
- распределяла повинности между крестьянами;
- круговая порука, взаимопомощь;
- насильственный севооборот, регулировала порядок использования надельной земли;
- имела общую казну;
- решала все вопросы жизни в деревне;
- общие праздники.
3. Натуральное хозяйство – это такой тип хозяйства, в котором почти всё необходимое для жизни производилось внутри поместья, продукты и вещи производились не для продажи, а для собственного потребления и содержания феодалов.
Причины господства натурального хозяйства:
- у крестьян не было денег для покупок;
- крестьянам нечего было продать – лишь бы себя прокормить;
- в соседних деревнях производили то же самое;
- если и были города, то маленькие – в них не так много покупателей.
При этом учитель отмечает, что крестьянам всё равно приходилось выменивать либо покупать отдельные виды товаров (например, соль). Поэтому полного господства натурального хозяйства не было.
4. В ходе рассмотрения вопроса о жизни и быте крестьян целесообразно обратить внимание учащихся на следующее:
СХЕМА (в прикрепленном файле)Дом – деревянный, узкие окна без стекол, соломенная крыша, пол из глины.
В доме – одна комната на всех, стол и лавки, сундуки, открытый очаг.
Пища – каша, хлеб, овощи, сыр, бобы, рыба, мясо по праздникам, вино, пиво.
Одежда – самотканая из льна и шерсти.
женщины – туника с широкими рукавами и рабочая блуза;
мужчины – рубаха и полотняные штаны, кафтан на праздники.
Труд – с утра до ночи. Барщина 3-4 дня в неделю. Работа ручная. Переработка сельхозпродуктов и заготовка на зиму. Работа на своём поле, в огороде и саду. Собирательство в лесу. Домашние ремесла. Содержание домашнего скота (дело женщин).
Праздники – церковные (пасха) и народные (приход весны, свадьбы).
Религиозные представления – сочетание христианства с язычеством. Неграмотность. Суеверия. Магия.
Образ жизни, традиции и поверья крестьян как самого многочисленного сословия средневековья наложили неизгладимый отпечаток на всю средневековую цивилизацию.
5. В заключение урока учитель может предложить учащимся на основе полученных знаний самостоятельно выделить черты феодального общества. Обобщая их ответы, учитель отмечает:
Черты феодального общества:
- Это аграрное общество – главное богатство – земля, главное занятие – сельское хозяйство.
- Собственниками земли являлись светские и духовные феодалы.
- Существование сеньориально-вассальных отношений.
- Власть феодалов над крестьянами.
- Сословие, которое трудится и всех кормит – крестьяне, бесправно.
- Крестьяне пользовались землей, за что несли феодальные повинности.
- Господство натурального хозяйства.
- Это общество сословно и иерархично.
- Хозяйство и сельскохозяйственная техника развивались медленно.
Домашнее задание:
Учебники:
(А) - § 8; (Б) - §§ 32, 33; (Бр) - § 15; (В) - § 13; (Г) - § 4.1; (Д) - § 19; (К) - § 15;
(КнЧ) – сс.353-369.