Урок информатики в 10 классе на тему «Циклы в Pascal»
10 класс
Тема урока: "Циклы в Pascal"
Тип урока: Урок закрепления знаний
Цели урока:
− обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Циклы в Pascal»
− Повторить понятия простые и сложные проценты.
− Создать условия для развития УУД:
• Личностные УУД: мотивации к изучению Pascal через решение практических задач
• Регулятивные УУД: определять и формулировать цель для решения поставленной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей.
• Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; представлять выводы перед другими учащимися.
• Познавательные УУД: определение способов решения учебной задачи; представление информации в табличном и графическом виде; умение анализировать графический и табличный материал.
Планируемые результаты:
− Предметные результаты:
• обобщить знания циклов Pascal, проводить расчеты с помощью программ.
• сформировать у учащихся представление простых и сложных процентов по вкладам.
• сформировать у обучающихся умения сравнения условий по различным вкладам с целью выбора оптимального решения по накоплению.
− Метапредметные результаты:
• развитие самостоятельности при планировании действий по решению задачи;
• развитие познавательной;
• развитие способности к анализу, принятию решения и осознанного выбора;
• развитие умения создавать и анализировать таблицы и графики.
− Личностные результаты:
• развитие коммуникативной компетенции;
• развитие финансовой и правовой грамотности учащихся.
Материалы: таблица Excel, раздаточный материал, программная среда PascalABCnet.
| Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
2 | Нестандартное начало Цель: создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу, проверить готовность к уроку. 2. «Яркое пятно» Цель: заострить внимание на эмоциональных деталях урока, создать план работы на уроке и перейти к актуализации изученного. | Пусть этот урок принесет нам успехов, радость общения и хорошее настроение! На слайде вы видите различные картинки. Каким одним словом можно их объединить? Значит тема урока: . А теперь объедините высказывания этого слайда и предыдущего и сформулируйтецель урока. Применять эти знания в изучении последующих тем. Проверить …. Решить …. Написать .…. Сегодня мы работаем информационными листами, посмотрите на них, изучите. Всю нужную информацию, вы будете вносить в информационный лист. Оценивать себя и свою группу после каждого задания. | Рассуждают, отвечают Циклы Создание программ с помощью операторов цикла. Циклы. Программирование на Pascal. На слайде высказывания по которым надо определить тему урока Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить свои знания Изучают информационный лист |
3 | Повторение пройденного– 5 минут (3 балла, 2 балла, 1 балл ) «Тест - Операторы цикла» Кластер по этой теме Цель: актуализировать знания и подготовить к восприятию темы | Для того, чтобы закрепить теоретические знания, пройдите тест –онлайн. Ссылка на тест в закладках браузера. Вам отводится 3 минуты. Остальные, кто не имеет ПК, строят кластер у доски по теме Циклы. В циклах используются варианты ответов с единичным и множественным выбором, а также незаконченное предложение, ответом которого является ввод слова. После получения результатов, учащиеся анализируют ошибки. | Отвечают на теоретические вопросы теста по теме цикла; Результат заполняют в информационный лист. Дети, работающие у доски оценивают себя сами. |
4 | Решение примеров (10 минут) Прием: «Анализ программ на получение результата», «Анализ программ на ввод данных», «Лови ошибку» «Группировка» На решение 5 минут. Обсуждение 5 минут. | А теперь, напомни - те как мне, что у нас по плану урока дальше? В файле разноуровневые задания. Распределите ихмежду собой самостоятельно. Примеры содержат задания из Решу ЕГЭ по теме циклы: Сумма двух линейных функций, две линейные функции, системы счисления, анализ программ на ошибки. Через 5 минут учащиеся озвучивают свое решение и ответ. Проверяют свои ответы с другими, анализируют и обсуждают ошибки, делают выводы. Оценивают свой результат баллами. | Решение примеров. Распределяют задания. Решают. Листы с задачами и решением развешивают на доске систематизируя по типам: сумма двух линейных функций, две линейные функции, системы счисления, анализ программ на ошибки. Сверяют свои ответы с ответами в презентации. |
5. | Решение задачи. (5 баллов) Прием «Построение проблемы». Представление нового материала. Прием «Самостоятельное изучение» Решение проблемы 1 балл 2 балла Анализ ситуации Выводы: | Сейчас ваш труд на уроке оценивается баллами, а когда вы вырастите, то чем он будет оцениваться? Вы все обязательно станете успешными и будете получать достойную зарплату. У вас появятся накопления. Что же делать с накоплениями, чтобы не оказаться… ? Демонстрация отрывка из кинофильма Буратино с песней «Страна дураков» Почему Буратино оказался в этой ситуации? А что вы сделаете, чтобы увеличить накопленную сумму? Если мы хотим что-нибудь приобрести через какое-то время, то имеющуюся сегодня сумму надо сохранить, а лучше приумножить. По статистике более 70% инвестиций физических лиц находятся на депозитах (вкладах) в коммерческих банках. Посмотрите сколько предложений от банков по вкладам. Вам понятно что-то? Давайте разберемся. Достаньте из папки файл под номером 3. Работа с информационным листом Что вы знаете по теме вклады в банке. Перед вами два столбика: в левом понятие, в правом определение понятия. Предлагаю соединить понятия и определения по смыслу. А как раньше называли тех, кто одалживал деньги под проценты? А что раньше появилось ростовщичество или деньги? Для того чтобы разобраться в схеме начисления процентов, прочитайте краткий конспект. Отметьте, что непонятно. Чем отличается схема начисления процентов по вкладам? Впишите формулу, которая вам нужна для решения вашей задачи в таблицу «Этапы решения задач». Постройте блок-схему. Сравните ваш вариант с моим. Напишите программу для расчета накопленной суммы через 3 года по условию вашей задачи. Проанализируем полученные результаты. Какой способ начисления процентов наиболее оптимален? При каком сроке хранения вклада в банке сложные проценты наиболее эффективны? Выставляют баллы На какие данные надо обращать внимание при выборе кредита? Обращайте внимание на всю информацию на странице. Какой основной оператор в программе? | Зарплатой, деньгами. Ученики дают разные варианты ответов. Он хотел. Чтобы денег стало больше. От незнаний остался без денег. Дети предполагают. Учащиеся на отдельных листах расставляют соединительные линии и проверяем результат Ростовщики. Ростовщичество Учащиеся знакомятся В одном случае процент начисляется на первоначальную величину вклада. В другом – проценты начисляются на постоянно растущую основу (за счет прибавления ежемесячных процентов). Строят блок-схему Пишут программу. Вводят данные. Результат заносят в таблицу. Графики зависимости начисленных процентов от периода представляются на экране Ответы учащихся: Наиболее оптимален сложный процент. При малых сроках хранения (менее полугода) прибыль по обоим вкладам с равными годовыми % приблизительно равны. При более долгом сроке прибыль более высокая по вкладам со сложными процентами. Цикличность капитализации и выплат процентов. Оператор цикла |
5 | Домашнее задание | Проанализируйте условия вкладов в разных банках. Ответьте на вопрос. В какой банк вложить 10000000 руб,, если Вы хотите накопить денег на машину, которую планируете купить через 3 года и предполагаете ежемесячное пополнение вклада. Вы хотите вложить деньги и ежемесячно снимать проценты с капитализации. Вы планируете купить квартиру через 10 лет. | Записываю домашнее задание |
8 | Итоги урока, рефлексия Подведение итогов занятия, рефлексия Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности. Цель: Оценить работу группы и каждого ее члена на уроке и выявить степень усвоения темы | Подсчитайте баллы. Запишите их на последнем листе. Ответьте на вопросы в информационных листах. «Выбери верное утверждение» Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи…. 5) Иногда мне помогали участники группы… | Анализируют свою работу Анализируют работу каждого и работу в группах и парах. Заполняют листы самооценки говорят оценки учителю |
Использованная литература
Сайт Решу ЕГЭ https://inf-ege.sdamgia.ru/?redir=1
https://mylektsii.ru/5-117002.html
Сайт Босовой Л.Л. http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/