Урок информатики в 5 классе на тему «Хранение информации»
Автор: Лялюхова Наталья Николаевна, учитель информатики
Полное название учебного учреждения: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Осиновская средняя общеобразовательная школа»
Предмет: Информатика ( проблемно-эвристический урок)
Тема: Хранение информации
Класс: 5
Разработка урока выполнена в текстовом редакторе MS Word, презентация MS PowerPoint
Время реализации занятия:45 минут
Автор УМК Л.Л. Босова
Тип урока урок усвоения новых знаний
Методическая характеристика занятия:
Для урока используется технология РКМЧП, прием «Зигзаг», групповая форма работы, прием самооценки работы.
Технологическая карта урока
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
информация;
хранение информации;
память:
- память человечества;
- память человека;
- оперативная (внутренняя) память;
- долговременная (внешняя) память;
носитель информации;
файл;
папка
Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;
метапредметные – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;
личностные – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.
Решаемые учебные задачи:
1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации;
2) углубить и систематизировать представления о носителях информации;
3) рассмотреть понятия файла и папки
Метапредметные ожидаемые результаты:
учащиеся должны уметь
Организовывать поиск и отбор необходимой информации;
Самостоятельно анализировать и корректировать свои действия;
Самостоятельно организовывать работу в команде.
Используемые на уроке средства ИКТ:
Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация; видеоролик, ПК учащихся, информационные листы, листы-схемы, листы с заданиями, эталон с ответами и нормами оценок
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «Хранение информации»;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация «Хранение информации. Память» (135156);
2) анимация «Информация и ее носитель» (134874);
|
Этапы урока |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||||
1. |
Организационный (1 мин) |
- Настроить учеников на урок - Привлечь внимание детей. - Создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебный процесс. . |
Приветствует детей, проверяет готовность к уроку Проводит рефлексию в начале урока. - Добрый день ребята! Я очень рада вас всех видеть. Вы пришли с новыми силами, готовые получать новые знания. Но сначала я хочу проверить, как хорошо вы помните ранее изученный нами материал. И предлагаю это сделать с помощью игры «Да – нет». Условия игры такие: на экране будут последовательно появляться вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет». |
Приветствуют учителя, готовятся. |
Познавательные - формирование критического мышления — через решение проблемной ситуации. Личностные – процесс смыслообразование через самостоятельную формулировку темы урока, процесс самоопределения. Регулятивные – умение слышать мнение других через ответы на вопросы о теме урока, способах классификации, умение работать в группе обобщать ответы других, умение уходить от конфликтов. Коммуникативные – умение распределиться в группы по 4 человека. |
||||
2. |
Актуализация новых знаний (8 мин) |
-Актуализировать знания. -Организовать активный диалог |
Игра «Да – нет».
Предлагает посмотреть вводный видеоролик и вопросы
4. Как человек может поступить с полученной информацией? Все эти действия носят общее название – информационные процессы. На сегодняшнем уроке мы подробно остановимся на одном из них. Запишем тему нашего урока. |
Актуализируют свои знания. Поочередно выходят к экрану и отвечают на поставленные вопросы. Систематизируют ранее изученный материал. Формулируют тему урока Записывают тему урока |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация Познавательные: анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
||||
3 |
Изучение новых знаний и способов деятельности (12 мин) |
-Рассмотреть основной материал урока, - расширить кругозор учащихся |
Деление на группы по 4 человека, выбор порядкового номера, организация работы в новой группе. Дополнительные сведения можно найти в электронном приложении к учебнику. |
Работают в группе с информационными листами и электронными приложениями (приложение. 1 –информационные листы) |
Познавательные – умение отличать внутреннюю память от внешней, умение анализировать носители информации с точки зрения их использования, умение определять какой носитель необходим для хранения различных видов информации, умение отбирать, анализировать и систематизировать полученную информацию. Регулятивные - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта, умение преодолевать препятствие. Коммуникативные – уметь общаться при работе в группе, грамотно выражать свою мысль при работе с критериями оценивания. |
||||
4 |
Динамическая пауза (2 мин) |
||||||||
5. |
Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.(6 мин) |
-Установить правильность и осознанность усвоения нового материала, -выявить пробелы и скорректировать |
Для проверки учитель предлагает выполнить работу на листах – схемах (приложение 1 –информационные листы) |
Представление работы в своей группе. Оценка выступающего - командой. |
|||||
6 |
Практическая работа (8 мин) |
Создание условий для работы с листами -заданиями |
Выполнение задания для группы. (приложение 2- листы с заданиями) Прежде чем приступить к выполнению задания, напоминаю вам, что сначала мы внимательно читаем то, что написано в инструкциях и только потом выполняем. |
Работают в группе. Выполняют задания (приложение 2- листы с заданиями) |
Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: вступать в дискуссии, выражение своих мыслей, аргументация Познавательные : анализ, аналогия,, смысловое чтение, подведение под понятие. Регулятивные: целеполагание |
||||
7 |
Рефлексия Подведение итогов урока. (6 мин) |
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых |
Проводит рефлексию, анализирует результат: Сейчас я попрошу вас сделать самопроверку Посмотрите на слайды с ответами и оцените свою работу по предложенному эталону. (приложение 3) А также оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке. Слайд с вопросами: сегодня на уроке я понял…., теперь я знаю……, на уроке мне было…. |
Рефлексируют. Проводят самопроверку и самооценку По очереди, по желанию |
Познавательные - Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий. Регулятивные - Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Коммуникативные - Умение формулировать собственное мнение. |
||||
8 |
Информация о домашнем задании (2 мин) |
Обеспечить понимание содержания и способа выполнения домашнего задания. |
Формулирует домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению Базовый: § 5. Рабочая тетрадь №55, 57, 67. Повышенный: Выполнить задание: приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале. Наберите текст оригинальных поговорок в программе БЛОКНОТ или запишите в тетрадь. (Приложение 4) |
Записывают варианты домашнего задания |
Список использованных источников, в том числе интернет-ресурсы:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. ФГОС/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. ФГОС/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. ФГОС. Методическое пособие /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов. ФГОС /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013
Электронной приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса ( http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php).
Разработка урока Цопиной И. П. (http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-1-35.html#doc5)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.Информационные листы
Приложение №2. Листы задания для группы
Приложение №3. Самооценка работы
Приложение №4. Эталон с ответами
Приложение №5. Домашнее задание
Приложение №1
Информационный лист №1
Изучите информацию.
Найдите ответы на следующие вопросы:
Чем отличается память человека от памяти человечества?
Какие виды информации хранит в своей памяти компьютер?
Заполните пропуски в схеме.
Расскажите материал друг другу, обсудите, как это нужно сделать кратко и понятно
Расскажите по схеме в своей группе
Память человека и память человечества
Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память — самый первый инструмент хранения информации.
Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.
Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые а детельства прогдедгиих времён.
Человек научился хранить и звуковую информацию. Внач сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (напрнмй напевами), позднее — с помощью записи нот. В 1877 году здан первый прибор для записи и воспроизведения звука фонограф.
В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в \ги] кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохр нять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомш и пр.).
Современный компьютер может хранить в своей памяти ные виды информации: текстовую, графическую, числовую, вую и видеоинформацию.
Дополнительные сведения о том, как хранили информации можно найти в электронном приложении к учебнику.
ГРУППА № 1
1. Чем отличается память человека от памяти человечества?
Память человека |
Память человечества |
2.
Информационный лист №2
-
Изучите информацию.
Найдите ответы на следующие вопросы:
1) Что такое оперативная и долговременная память?
2) Что такое носитель информации?
3.Заполните пропуски в схеме.
4.Расскажите материал друг другу, обсудите, как это нужно сделать кратко и понятно
5.Расскажите по схеме в своей группе
Оперативная и долговременная память
Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти — «в уме». Вы помните свой домашний адрес, и: адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что держащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие носители информации — внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.
Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.
В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.
С давних времён до настоящего времени одним из основных носителей информации остаётся бумага.
Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:
технология изготовления бумаги достаточно проста и недорога;
даже тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;
бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.
Много интересной информации о носителях информации вы сможете узнать, познакомившись с материалами электронного приложения к учебнику.
Группа №2
1. Приведите примеры
Оперативная память |
Долговременная память |
-
Нарисуйте, каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего.
Информационный лист №3
Изучите информацию.
Найдите ответы на следующие вопросы:
1) Что такое файл?
2) Какие правила именования файлов нужно знать?
3.Заполните пропуски в схеме.
4.Расскажите материал друг другу, обсудите, как это нужно сделать кратко и понятно
5.Расскажите по схеме в своей группе
Файлы
Программы и данные хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок, ведомость и т. д.
Файл- это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем.
Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Собственно имя файлу придумывает тот, кто его создает. Делать это рекомендуется осмысленно, отражая в имени содержание файла. Имя файла может содержать до 255 символов; в нём можно использовать буквы латинского и русского алфавитов, пробелы и практически все символы, имеющиеся на клавиатуре.
Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Оно сообщает пользователю и компьютеру о том, какого типа информация хранится в файле и какой программой был создан этот файл. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. От имени расширение отделяется точкой.
! Имена файлов не могут содержать следующие символы:
\ / : * ? " < > |
Расширение указывает на тип информации, хранящейся в файле (тип файла):
txt, doc, rtf- текстовые документы
bmp, jpg, gif - графические файлы
wav, mp3 - звуковые файлы
avi, rap4 - видеофайлы
exe, com - программы, готовые к запуску.
Например, имя файла pacписаниe.txt говорит о том, что в файле содержится текстовая информация о расписании.
Много полезной информации вы сможете почерпнуть из видеолекции «Файлы и папки», размещённой в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).
Группа №3
1.
2.
Информационный лист №4
-
Изучите информацию.
Найдите ответы на следующие вопросы:
1) Что такое папка?
2) Какова система хранения файлов?
3.Заполните пропуски в схеме.
4.Расскажите материал друг другу, обсудите, как это нужно сделать кратко и понятно
5.Расскажите по схеме в своей группе
Папки.
Для систематизации файлов используют папки. Имя папки составляется по тем же правилам, что и имена файлов, но они не имеют расширений
На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов — десятки и даже сотни тысяч. Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки.
Папка — это контейнер для файлов.
Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки). Пусть, например, на жёстком диске компьютера записано несколько игр. Игра представляет собой набор файлов. Каждая игра хранится в отдельной папке, при этом все папки с играми для удобства могут быть вложены в одну общую папку с именем «Игры».
Много полезной информации вы сможете почерпнуть из видеолекции «Файлы и папки», размещённой в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).
Группа № 4
1.
2. Сравните систему хранения файлов с библиотекой
БИБЛИОТЕКА
ДИСК
шкаф
Вложенная папка
книга
Имя файла
Приложение №2
ЗАДАНИЕ №1
1. Выбери и подчеркни правильный ответ:
1) Человеческий мозг из многообразия сигналов выбирает ...
те, которые лучше видны и слышны
все сигналы одновременно
те, которые жизненно важны в данный момент
2) Воспринятая человеком информация хранится…
В памяти человека
В некоторых органах чувств
Во всех органах чувств одновременно
2. Распредели названия (соедини стрелками).
Графическая информация |
РИСУНОК СТИХОТВОРЕНИЕ ФОТО СХЕМА КАРТИНА ПИСЬМО СКАЗКА КНИГА ПОРТРЕТ |
Текстовая информация |
Подчеркни примеры звуковой информации:
Журчание ручейка
Вид на море
Вкус арбуза
Крик чайки
Запах краски
Плач ребенка
ЗАДАНИЕ №2
1. Прочитай текст и подчеркни носители информации.
Для записи звука могут применяться магнитные ленты, которые используются в магнитофонах, лазерные и магнитные диски, которые используются в компьютерах. Текстовую информацию можно хранить на бумаге, на лазерном или магнитном диске.
2.
ЗАДАНИЕ №3
1. В папке My game находятся файлы
My_game.exe
My_game.txt
My_game.bmp
My_game.avi
My_game.wav
Определите файл, в котором может быть записана инструкция к игре -___
Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру -___
Определите файл, в котором может храниться заставка к игре - ____
Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре - ____
Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре - ___
2. Придумайте имя файла, в котором может быть записана ваша любимая песня. Выделите собственно имя и расширение.
ЗАДАНИЕ № 4
Задание (на компьютере)
1) Создайте папку Children в папке Мои документы.
2) В папке Children создайте папки Primer1 и Primer2.
3) Сделайте копии папок Primer1 и Primer2.
4) Переименуйте копии папок Primer1 и Primer2 в Lesson1 и Lesson2.
5) Переместите папку Primer1 в папку Primer2.
6) Определите размер ваших папок.
7) Удалите вашу папку .
8) Очистите Корзину.
Приложение №3
Оцените свою работу на уроке
Ф. И. |
Оценка представления информации в группе |
Выполнение задания в группе |
Общая оценка |
Оценка учителя |
Приложение №4
ЗАДАНИЕ №1
1. Выбери и подчеркни правильный ответ:
1) Человеческий мозг из многообразия сигналов выбирает ...
те, которые лучше видны и слышны
все сигналы одновременно
те, которые жизненно важны в данный момент
2) Воспринятая человеком информация хранится…
В памяти человека
В некоторых органах чувств
Во всех органах чувств одновременно
2. Распредели названия (соедини стрелками).
Графическая информация |
РИСУНОК СТИХОТВОРЕНИЕ ФОТО СХЕМА КАРТИНА ПИСЬМО СКАЗКА КНИГА ПОРТРЕТ |
Текстовая информация |
Подчеркни примеры звуковой информации:
Журчание ручейка
Вид на море
Вкус арбуза
Крик чайки
Запах краски
Плач ребенка
ЗАДАНИЕ №2
1. Прочитай текст и подчеркни носители информации.
Для записи звука могут применяться магнитные ленты, которые используются в магнитофонах, лазерные и магнитные диски, которые используются в компьютерах. Текстовую информацию можно хранить на бумаге, на лазерном или магнитном диске.
2.
1
В папке My game находятся файлы
My_game.exe
My_game.txt
My_game.bmp
My_game.avi
My_game.wav
Определите файл, в котором может быть записана инструкция к игре (2 - текстовая информация).
Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру (1 - программа).
Определите файл, в котором может храниться заставка к игре (3 - графическая информация).
Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре (4 - видеоинформация).
Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре (5 - звуковая информация).
2. Придумайте имя файла, в котором может быть записана ваша любимая песня. Выделите собственно имя и расширение.
Пример:
В лесу родилась елочка.wav
Чунга-Чанга. mp3
Приложение №5
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Ниже приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале. Наберите текст оригинальных поговорок в программе БЛОКНОТ или запишите в тетрадь.
Компьютер – лучший друг.
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
По ноутбуку встречают, по уму провожают.
Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
Два раза подумай, один раз удали.
Бит байт бережёт.
Что из Корзины удалено, то пропало.
Семь бед – один «Reset» .