Урок информатики в 5 классе на тему «Хранение информации»

2
0
Материал опубликован 31 October 2018

Автор: Лялюхова Наталья Николаевна, учитель информатики

Полное название учебного учреждения: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Осиновская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: Информатика ( проблемно-эвристический урок)

Тема: Хранение информации

Класс: 5

Разработка урока выполнена в текстовом редакторе MS Word, презентация MS PowerPoint

Время реализации занятия:45 минут

Автор УМК Л.Л. Босова

Тип урока урок усвоения новых знаний

Методическая характеристика занятия:

Для урока используется технология РКМЧП, прием «Зигзаг», групповая форма работы, прием самооценки работы.

Технологическая карта урока

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

информация;

хранение информации;

память:

- память человечества;

- память человека;

- оперативная (внутренняя) память;

- долговременная (внешняя) память;

носитель информации;

файл;

папка

Планируемые образовательные результаты:

предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;

метапредметные – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;

личностные – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

2) углубить и систематизировать представления о носителях информации;

3) рассмотреть понятия файла и папки

Метапредметные ожидаемые результаты:

учащиеся должны уметь

Организовывать поиск и отбор необходимой информации;

Самостоятельно анализировать и корректировать свои действия;

Самостоятельно организовывать работу в команде.

Используемые на уроке средства ИКТ:

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация; видеоролик, ПК учащихся, информационные листы, листы-схемы, листы с заданиями, эталон с ответами и нормами оценок

 

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Хранение информации»;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) анимация «Хранение информации. Память» (135156);

2) анимация «Информация и ее носитель» (134874);

 

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный

(1 мин)

- Настроить учеников на урок

- Привлечь внимание детей.

- Создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебный процесс.

.

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку Проводит рефлексию в начале урока. - Добрый день ребята! Я очень рада вас всех видеть. Вы пришли с новыми силами, готовые получать новые знания. Но сначала я хочу проверить, как хорошо вы помните ранее изученный нами материал. И предлагаю это сделать с помощью игры «Да – нет». Условия игры такие: на экране будут последовательно появляться вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет».

Приветствуют учителя, готовятся.

Познавательные - формирование критического мышления — через решение проблемной ситуации. Личностные – процесс смыслообразование через самостоятельную формулировку темы урока, процесс самоопределения. Регулятивные – умение слышать мнение других через ответы на вопросы о теме урока, способах классификации, умение работать в группе обобщать ответы других, умение уходить от конфликтов. Коммуникативные – умение распределиться в группы по 4 человека.

2.

Актуализация новых знаний

(8 мин)

-Актуализировать знания.

-Организовать активный диалог

Игра «Да – нет».

 

Предлагает посмотреть вводный видеоролик и вопросы

      1. Что такое информация?

        Какие виды информации вы знаете?

        С помощью чего мы получаем информацию?

4. Как человек может поступить с полученной информацией?

Все эти действия носят общее название – информационные процессы. На сегодняшнем уроке мы подробно остановимся на одном из них.

Запишем тему нашего урока.

Актуализируют свои знания. Поочередно выходят к экрану и отвечают на поставленные вопросы. Систематизируют ранее изученный материал.

Формулируют тему урока

Записывают тему урока

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

Познавательные: анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

3

Изучение новых знаний и способов деятельности (12 мин)

-Рассмотреть основной материал урока,

- расширить кругозор учащихся

Деление на группы по 4 человека, выбор порядкового номера, организация работы в новой группе.

Дополнительные сведения можно найти в электронном приложении к учебнику.

Работают в группе с информационными листами и электронными приложениями

(приложение. 1 –информационные листы)

Познавательные – умение отличать внутреннюю память от внешней, умение анализировать носители информации с точки зрения

их использования, умение определять какой носитель необходим для хранения различных видов информации, умение отбирать, анализировать и систематизировать полученную информацию. Регулятивные - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта, умение преодолевать препятствие. Коммуникативные – уметь общаться при работе в группе, грамотно выражать свою мысль при работе с критериями оценивания.

4

Динамическая пауза (2 мин)

     

5.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.(6 мин)

-Установить правильность и осознанность усвоения нового материала,

-выявить пробелы и скорректировать

Для проверки учитель предлагает выполнить работу на листах – схемах

(приложение 1 –информационные листы)

Представление работы в своей группе.

Оценка выступающего - командой.

6

Практическая работа (8 мин)

Создание условий для работы с листами -заданиями

Выполнение задания для группы. (приложение 2- листы с заданиями)

Прежде чем приступить к выполнению задания, напоминаю вам, что сначала мы внимательно читаем то, что написано в инструкциях и только потом выполняем.

Работают в группе. Выполняют задания (приложение 2- листы с заданиями)

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: вступать в дискуссии, выражение своих мыслей, аргументация

Познавательные : анализ, аналогия,, смысловое чтение, подведение под понятие.

Регулятивные: целеполагание

7

Рефлексия Подведение итогов урока. (6 мин)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Проводит рефлексию, анализирует результат:

Сейчас я попрошу вас сделать самопроверку

Посмотрите на слайды с ответами и оцените свою работу по предложенному эталону. (приложение 3)

А также оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке.

Слайд с вопросами: сегодня на уроке я понял….,

теперь я знаю……,

на уроке мне было….

Рефлексируют.

Проводят самопроверку и самооценку

По очереди, по желанию

Познавательные - Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Регулятивные - Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Коммуникативные - Умение формулировать собственное мнение.

8

Информация о домашнем задании (2 мин)

Обеспечить понимание содержания и способа выполнения домашнего задания.

Формулирует домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению

Базовый: § 5.

Рабочая тетрадь №55, 57, 67.

Повышенный:

Выполнить задание: приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале. Наберите текст оригинальных поговорок в программе БЛОКНОТ или запишите в тетрадь. (Приложение 4)

Записывают варианты домашнего задания

 

Список использованных источников, в том числе интернет-ресурсы:

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. ФГОС/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. ФГОС/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013

Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. ФГОС. Методическое пособие /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013

Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов. ФГОС /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013

Электронной приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса ( http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php).

Разработка урока Цопиной И. П. (http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-1-35.html#doc5)


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1.Информационные листы

Приложение №2. Листы задания для группы

Приложение №3. Самооценка работы

Приложение №4. Эталон с ответами

Приложение №5. Домашнее задание

Приложение №1

Информационный лист №1

Изучите информацию.

Найдите ответы на следующие вопросы:

Чем отличается память человека от памяти человечества?

Какие виды информации хранит в своей памяти компьютер?

Заполните пропуски в схеме.

Расскажите материал друг другу, обсудите, как это нужно сделать кратко и понятно

Расскажите по схеме в своей группе

Память человека и память человечества

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память — самый первый инструмент хранения инфор­мации.

Существует память отдельного чело­века и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти от­дельного человека, содержит все зна­ния, которые накопили люди за время своего существования и которыми мо­гут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в кни­гах, запечатлены в живописных полот­нах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

Изобретённая в 1839 году фотогра­фия позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые а детельства прогдедгиих времён.

Человек научился хранить и звуковую информацию. Внач сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (напрнмй напевами), позднее — с помощью записи нот. В 1877 году здан первый прибор для записи и воспроизведения звука фонограф.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в \ги] кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохр нять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомш и пр.).

Современный компьютер может хранить в своей памяти ные виды информации: текстовую, графическую, числовую, вую и видеоинформацию.

Дополнительные сведения о том, как хранили информации можно найти в электронном приложении к учебнику.

ГРУППА № 1

1. Чем отличается память человека от памяти человечества?

 

Память человека

Память человечества

   
 

 

2.

 

Информационный лист №2

  1. Изучите информацию.

    Найдите ответы на следующие вопросы:

1) Что такое оперативная и долговременная память?

2) Что такое носитель информации?

3.Заполните пропуски в схеме.

4.Расскажите материал друг другу, обсудите, как это нужно сделать кратко и понятно

5.Расскажите по схеме в своей группе

Оперативная и долговременная память

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти — «в уме». Вы помните свой домашний адрес, и: адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что держащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не за­креплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие носители информа­ции — внешнюю память. Эту память можно назвать долговремен­ной.

Носитель информации — это любой материальный объект, использу­емый для хранения на нём информации.

В разное время носителями информации служили: камень, пер­гамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.

С давних времён до настоящего времени одним из основных но­сителей информации остаётся бумага.

Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

технология изготовления бумаги достаточно проста и недорога;

даже тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;

бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Много интересной информации о носителях информации вы сможете узнать, познакомившись с материалами электронного приложения к учебнику.

Группа №2

1. Приведите примеры

Оперативная

память

Долговременная

память

   
   
   
   
  1. Нарисуйте, каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего.

Информационный лист №3

Изучите информацию.

Найдите ответы на следующие вопросы:

1) Что такое файл?

2) Какие правила именования файлов нужно знать?

3.Заполните пропуски в схеме.

4.Расскажите материал друг другу, обсудите, как это нужно сделать кратко и понятно

5.Расскажите по схеме в своей группе

Файлы

Программы и данные хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, про­грамма, таблица, рисунок, ведомость и т. д.

Файл- это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначен­ная именем.

Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Собственно имя файлу придумывает тот, кто его создает. Делать это рекомендуется осмысленно, отражая в име­ни содержание файла. Имя файла может содержать до 255 симво­лов; в нём можно использовать буквы латинского и русского алфа­витов, пробелы и практически все символы, имеющиеся на клавиа­туре.

Расширение обычно автоматически задаётся программой, в кото­рой вы работаете. Оно сообщает пользователю и компьютеру о том, какого типа информация хранится в файле и какой программой был создан этот файл. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. От имени расширение отделяется точкой.

! Имена файлов не могут содержать следующие символы:

\ / : * ? " < > |

Расширение указывает на тип информации, хранящейся в файле (тип файла):

txt, doc, rtf- текстовые документы

bmp, jpg, gif - графические файлы

wav, mp3 - звуковые файлы

avi, rap4 - видеофайлы

exe, com - программы, готовые к запуску.

Например, имя файла pacписаниe.txt говорит о том, что в файле содержится текстовая информация о расписании.

Много полезной информации вы сможете почерпнуть из видеолекции «Файлы и папки», размещённой в Единой коллекции цифровых образова­тельных ресурсов (sc.edu.ru).

Группа №3

1.

2.

Информационный лист №4

  1. Изучите информацию.

    Найдите ответы на следующие вопросы:

1) Что такое папка?

2) Какова система хранения файлов?

3.Заполните пропуски в схеме.

4.Расскажите материал друг другу, обсудите, как это нужно сделать кратко и понятно

5.Расскажите по схеме в своей группе

Папки.

Для систематизации файлов используют папки. Имя пап­ки составляется по тем же правилам, что и имена файлов, но они не имеют расширений

На каждом компьютерном носителе информации может хранить­ся огромное количество файлов — десятки и даже сотни тысяч. Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки.

Папка — это контейнер для файлов.

Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки). Пусть, например, на жёстком диске компьютера записано несколько игр. Игра представляет собой на­бор файлов. Каждая игра хранится в отдельной папке, при этом все папки с играми для удобства могут быть вложены в одну общую папку с именем «Игры».

Много полезной информации вы сможете почерпнуть из видеолекции «Файлы и папки», размещённой в Единой коллекции цифровых образова­тельных ресурсов (sc.edu.ru).

Группа № 4

1.

2. Сравните систему хранения файлов с библиотекой

 

БИБЛИОТЕКА

ДИСК

 

 

шкаф

 

Вложенная папка

 

 

книга

 

Имя файла

 

Приложение №2

ЗАДАНИЕ №1

1. Выбери и подчеркни правильный ответ:

1) Человеческий мозг из многообразия сигналов выбирает ...

те, которые лучше видны и слышны

все сигналы одновременно

те, которые жизненно важны в данный момент

2) Воспринятая человеком информация хранится…

В памяти человека

В некоторых органах чувств

Во всех органах чувств одновременно

2. Распредели названия (соедини стрелками).

Графическая информация

РИСУНОК

СТИХОТВОРЕНИЕ

ФОТО

СХЕМА

КАРТИНА

ПИСЬМО

СКАЗКА

КНИГА

ПОРТРЕТ

Текстовая информация

Подчеркни примеры звуковой информации:

Журчание ручейка

Вид на море

Вкус арбуза

Крик чайки

Запах краски

Плач ребенка

ЗАДАНИЕ №2

1. Прочитай текст и подчеркни носители информации.

Для записи звука могут применяться магнитные ленты, ко­торые используются в магнитофонах, лазерные и магнит­ные диски, которые используются в компьютерах. Текстовую информацию можно хранить на бумаге, на лазер­ном или магнитном диске.

2.

 

 

 

ЗАДАНИЕ №3

1. В папке My game находятся файлы

My_game.exe

My_game.txt

My_game.bmp

My_game.avi

My_game.wav

Определите файл, в котором может быть записана инст­рукция к игре -___

Определите файл, который нужно открыть, чтобы запус­тить игру -___

Определите файл, в котором может храниться заставка к игре - ____

Определите файл, в котором может быть записан демон­страционный ролик к игре - ____

Определите файл, в котором может быть записано музы­кальное сопровождение к игре - ___

2. Придумайте имя файла, в котором может быть записана ваша любимая песня. Выделите собственно имя и расширение.

ЗАДАНИЕ № 4

Задание (на компьютере)

1)    Создайте папку Children в папке Мои документы.

2)    В  папке Children создайте папки Primer1 и Primer2.

3)    Сделайте копии папок Primer1 и Primer2.

4)    Переименуйте копии папок Primer1 и Primer2 в Lesson1 и Lesson2.

5)    Переместите папку Primer1 в папку Primer2.

6)    Определите размер ваших папок.

7)    Удалите вашу папку .

8)  Очистите Корзину.

Приложение №3

Оцените свою работу на уроке

Ф. И.

Оценка представления информации в группе

Выполнение задания в группе

Общая оценка

Оценка учителя

         
         
         
         

Приложение №4

ЗАДАНИЕ №1

1. Выбери и подчеркни правильный ответ:

1) Человеческий мозг из многообразия сигналов выбирает ...

те, которые лучше видны и слышны

все сигналы одновременно

те, которые жизненно важны в данный момент

2) Воспринятая человеком информация хранится…

В памяти человека

В некоторых органах чувств

Во всех органах чувств одновременно

2. Распредели названия (соедини стрелками).

Графическая информация

РИСУНОК

СТИХОТВОРЕНИЕ

ФОТО

СХЕМА

КАРТИНА

ПИСЬМО

СКАЗКА

КНИГА

ПОРТРЕТ

Текстовая информация

Подчеркни примеры звуковой информации:

Журчание ручейка

Вид на море

Вкус арбуза

Крик чайки

Запах краски

Плач ребенка

ЗАДАНИЕ №2

1. Прочитай текст и подчеркни носители информации.

Для записи звука могут применяться магнитные ленты, ко­торые используются в магнитофонах, лазерные и магнит­ные диски, которые используются в компьютерах. Текстовую информацию можно хранить на бумаге, на лазер­ном или магнитном диске.

2.

 

1

В папке My game находятся файлы

My_game.exe

My_game.txt

My_game.bmp

My_game.avi

My_game.wav

Определите файл, в котором может быть записана инст­рукция к игре (2 - текстовая информация).

Определите файл, который нужно открыть, чтобы запус­тить игру (1 - программа).

Определите файл, в котором может храниться заставка к игре (3 - графическая информация).

Определите файл, в котором может быть записан демон­страционный ролик к игре (4 - видеоинформация).

Определите файл, в котором может быть записано музы­кальное сопровождение к игре (5 - звуковая информация).

2. Придумайте имя файла, в котором может быть записана ваша любимая песня. Выделите собственно имя и расширение.

Пример:

В лесу родилась елочка.wav

Чунга-Чанга. mp3

Приложение №5

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ниже приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале. Наберите текст оригинальных поговорок в программе БЛОКНОТ или запишите в тетрадь.

Компьютер – лучший друг.

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

По ноутбуку встречают, по уму провожают.

Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Два раза подумай, один раз удали.

Бит байт бережёт.

Что из Корзины удалено, то пропало.

Семь бед – один «Reset» .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.