Урок информатики на тему «Процедуры и функции в Turbo Pascal» (11 класс)

2
0
Материал опубликован 21 August 2020

Процедуры и функции 11 кл
PPT / 81 Кб

/data/files/u1597984561.ppt (Процедуры и функции 11 кл)

 

Тема: «Процедуры и функции в Turbo Pascal» (11 класс)

Цель:

формировать единую систему понятий, связанных с понятиями процедуры и функции, а также учить применять подпрограммы при решении задач;

развивать память, внимание, логическое и алгоритмическое мышление;

воспитывать аккуратность, трудолюбие, уважение к товарищам.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: проектор, доска.

План урока:

Организационный этап (1 мин)

Проверка домашнего задания (7 мин)

Этап формирования основных понятий (12 мин)

Этап формирования умения применять полученные знания при решении задач (16 мин)

Подведение итогов урока (2 мин)

Информация о домашнем задании (2 мин)

Ход урока:

эт

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Здравствуйте, садитесь.

 

2

Что изучали на прошлом уроке?

Какие бывают процедуры и функции?

Какие процедуры и функции мы на прошлом уроке изучали?

Учитель вызывает двух учеников, чтобы они написали на доске структуру процедуры и функции.

После чего происходит обсуждение: верно – не верно предложена учеником структура, все ли указано, что такое локальные и глобальные переменные и т.д.

Что такое параметр?

 

 

 

Какие бывают параметры?

 

Где используются фактические параметры?

 

 

А где формальные?

 

Какие формальные параметры вы знаете?

 

Чем они отличаются друг от друга?

 

 

 

 

 

Вашим домашним заданием еще было указать в программе виды переменных и параметров.

Учитель спрашивает одного ученика по первой программе, и второго ученика – по второй задаче (проверяют, обсуждают)

Процедуры и функции

Встроенные и пользовательские.

Пользовательские

 

 

 

 

 

Параметр – это переменная, которой присваивается некоторое значение.

Формальные и фактические.

При вызове подпрограммы в главной программе.

В заголовке подпрограммы.

Параметры-значения и параметры-переменные.

Перед параметрами-переменными стоит var и при выходе из подпрограммы, их значения могут быть изменены.

3

Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Процедуры и функции в Turbo Pascal» (тема на экране). Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

Решим задачу.

Вычислить тангенс угла. (на экране)

Какая стандартная функция вычисляет тангенс угла?

Чтобы вычислить тангенс угла, что нужно знать?

Верно, давайте определимся, что величина угла определена в радианах. А как в программе получить значение угла?

Т. е. в программе будет три действия: ввод величины угла (какой оператор используется?), вычисление тангенса угла (какой оператор используется?), вывод результата (какой оператор используется?). Составьте программу самостоятельно (1 мин).

Программа появляется на экране по истечению времени.

Program tangens;

Var a,r:real;

Begin

Write(‘Vvedite velichinu ugla’);

Read(a);

r:=tan(a);

readln;

end.

Какая подпрограмма здесь используется?

 

Давайте представим, что такая функция не является стандартной. Как можно найти значение тангенса угла?

 

 

Скажите, чему равен тангенс угла?

 

Учитель пишет на доске Tan(a)=sin(a)/cos(a)

Как преобразуем программу, чтобы функция tan преобразовалась в пользовательскую?

 

Верно. В каком разделе программы будет находиться сама функция?

На экране

program tangens;

var a,c:real;

Function tan(t:real):real;

begin

tan:=sin(t)/cos(t);

end;

BEGIN

write('Vvedite velihinu ugla ');

read(a);

c:=tan(a);

writeln('Tangens etogo ygla raven ',c);

readln;

end.

Учитель задает вопросы ученикам: будут ли использоваться параметры? Какие? Где фактические параметры, где формальные? Какие переменные используются? Есть ли локальные переменные в функции? Почему можем значение функции присвоить переменной? Обратить внимание на то, что в функции при ее вычислении не указывается параметр.

После чего учитель показывает реализацию данной программы в среде Turbo Pascal((Ctrl+F9 и пошагово-F7). Вспомнить, формат вывода вещественного числа.

Запишите эту программу в тетрадь.

 

 

 

 

 

tan

Величину угла

 

Ввести с клавиатуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стандартная функция tan

 

 

Описать ее и сделать пользовательской

 

Отношению синуса этого угла к косинусу.

 

 

Опишем функцию в программе

 

В разделе описания.

4

Следующее задание. Преобразуйте программу вычисления выражения x2+y 2 , используя процедуру вычисления степени числа.

Запишите в тетрадь.

program summa;
var x,y,s1,s2,s,n:integer;

BEGIN
read (x,y,n);
s1:=1;
for i:=1 to n do
s1:=s1*x;

s2:=1;
for i:=1 to n do
s2:=s2*y;

s:=s1+s2;

writeln ('s=',s);
end.
 

Как вычисляется степень числа в программе?

 

Что используется?

Что такое s1? s2?

 

По условию нужно составить процедуру вычисления степени числа. Сколько параметров должно быть у этой процедуры?

 

Формальные параметры должны быть какого типа?

 

 

 

На экране.

program summa;
var x,y,s1,s2,s:integer;

 

procedure step(a:integer; var w:integer);
var i:integer;
begin
w:=1;
for i:=1 to n do
w:=w*a;
end;

Где будет вызываться процедура?

Сколько раз?

Сколько фактических параметров имеет процедура при ее вызове?

На экране:

program summa;
var x,y,s1,s2,s,n:integer;

procedure step(a:integer; var w:integer);
var i:integer;
begin
w:=1;
for i:=1 to n do
w:=w*a;
end;

BEGIN
read (x,y,n);

step (x,s1);
step (y,s2);
s:=s1+s2;

writeln ('s=',s);
end.
Запишите в тетрадь.

Давайте вручную выполним программу.

Учитель обращает внимание на параметры процедуры.

Задание. Преобразуйте программу вычисления выражения (x2+y 2)/(z+3)2 , используя процедуру вычисления степени числа.

Итак, процедуру вычисления степени числа мы разобрали. Как вычислить числитель у вас есть вопросы?

А как знаменатель?

Если переменной d присвоить значение z+3, то вызывая процедуру от параметра d и его степени s3, можем посчитать s3.

Как вычислить значение (x2+y 2)/(z+3)2 ?

Сколько раз будем вызывать процедуру?

Есть вопросы, как преобразовать программу?

Самостоятельно запишите программу, используя процедуру вычисления степени числа (2 мин).

По истечению времени учитель вызывает к доске ученика, чтобы он написал фрагмент программы.

Проверяют, обсуждают.

Затем учитель на экране показывает всю программу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умножением самого числа на себя n раз

Цикл for

Степень первого числа, степень второго числа

 

 

Два: само число и его степень

Параметр – значение: само число, параметр-переменная: его степень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В главной программе.

Два

 

Два: число и его степень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(S1+s2)/s3.

Три

 

5

Итак, ребята, чему учились мы на уроке?

 

Чем являются процедура и функция в программе?

А что такое подпрограмма?

 

 

 

 

 

 

 

Верно, чем отличаются процедуры от функций?

Сколько раз можно обратиться к подпрограмме?

Работать с процедурами и функциями.

Подпрограммой.

Подпрограмма - это часть программы, описывающая некоторый алгоритм, который можно многократно использовать, обращаясь к нему из различных точек программы

6

Запишите домашнее задание: повторить теорию по теме (будет небольшая самостоятельная работа) и составить программу вычисления выражения (x2+y 2) /(z+3)2, используя функцию вычисления степени числа

 

 

 

5

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.