Урок технологии по теме «Текстильные материалы из волокон животного происхождения» (7 класс)
Учитель технологии МКОУ СОШ №2 п.Жигалово
Андреева Ольга Михайловна
Урок технологии 7 класс
Тема урока: «Текстильные материалы из волокон животного происхождения»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Познакомиться с материалами из волокон животного происхождения
Методы построения урока: здоровьесберегающие, проблемное обучение, развивающее обучение.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения и технологией производства тканей из них
- развивающие: уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: воспитание у школьников любви к природе, экологической культуры;
Планируемые результаты:
Предметные знания: Распознавать волокна животного происхождения.
- познавательные:
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- анализ построения цепи рассуждения.
регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:- обсуждать информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственную работу.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Информационно-технологические ресурсы: учебник «Технология» 7 кл., В.Д. Симоненко, коллекция «шерсть», коллекция «шёлк».
Ход урока
1. Организационный момент
Взаимные приветствия учителя и обучающихся, организация внимания и внутренней готовности.
2. Актуализация знаний
- Здравствуйте, садитесь.
- На прошлом уроке вы изучили тему «Сервировка праздничного сладкого стола» Проверим, как вы усвоили тему предыдущего материала . Я предлагаю вам выполнить задание « Умел в гости звать- умей и гостей встречать»
Каждому учащемуся раздается учебное задание № 1 (на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии)
«УМЕЛ В ГОСТИ ЗВАТЬ - УМЕЙ И ВСТРЕЧАТЬ». Вы пригласили друзей на торжественное мероприятие. Каждому воспитанному человеку знакомы правила поведения за столом и правила приёма гостей. А вы знаете эти правила? Прочитайте вопросы, выберите верный вариант ответа.
1.За столом такого типа каждый обслуживает себя сам.
а) чайный стол; г) коктейль; б) кофейный стол; д) бокал шампанского.
в) холостяцкий ужин; е) фуршет.
2. У вас дома собрались гости, стол накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его ждать?
а) 5мин; б) 15 мин; в) 30 мин; г) 1 час; д) пока не придет.
3. Как поступить с полученными в подарок сладостями?
а) съесть, когда гости разойдутся; б) выставить на общий стол;
в) передарить кому-нибудь.
4. Вы находитесь в гостях и вдруг вспоминаете, что по телевизору началась очередная серия вашего любимого сериала. Можно ли попросить хозяев включить для вас телевизор?
а) можно; б) нельзя.
5. Должны ли хозяева представлять друг другу гостей, если они не знакомы?
а) Должны; б) не должны; в) гости сами представятся друг другу.
6. Когда можно сесть за праздничный стол?
а) Как только вошли в комнату; б) только после того, как сядут хозяева;
в) после приглашения хозяйки.
7. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и …
а) Заправляете за воротник; б) кладете на колени; в) кладете рядом с тарелкой.
8. Как вести себя, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
а) Гневно откажетесь; б) окажетесь, назвав причину отказа;
в) взять немного, поблагодарив.
Ответы внесите в таблицу
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ответ | | | | | | | | |
Проверьте себя по ключу.
Оцените себя по критериям, поставьте себе оценку:
Критерии оценивания | ||||
Количество набранных баллов | 1-3 | 4-5 | 6-7 | 8 |
Оценка | 4 | 5-6 | 7-8 | 9 |
Объясните, нужно ли знать правила этикета и почему?
Ключ:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ответ | е | б | б | б | б | в | б | в |
3. Изучение нового материала.
В 5 классе вы познакомились с натуральными волокнами растительного происхождения.
- Почему они называются натуральными?
Ответ: Они образуются в природе без вмешательства человека
- Сегодня мы с вами продолжим изучать волокна, но для начала отгадайте загадку (отгадка нам поможет сформулировать тему нашего урока)
Загадка: «По горам, по долам, ходят щуба да кафтан».
- О ком говорится в загадке?
- Волокна, какого происхождения можно получить от овцы?
Ответ: От овцы можно получить волокна животного происхождения, которые называются шерсть.
- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.
Ответ: «Натуральные волокна животного происхождения»
- Сформулируйте цель урока.
Ответ: Познакомиться с волокнами животного происхождения
- К натуральным волокнам животного происхождения относится- шерсть. Ткани из шерсти являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.
Шерсть - издавна известна людям. Это волосяной покров животных.
- Шерсть каких животных ещё использовали кроме овец?
Ответ: Шерсть собак, коз, верблюдов, лам, кроликов.
- Но всё же основную массу шерсти (95%) дают овцы.
- Как же получают шерсть?
Ответ: Шерстяной покров снимают специальными ножницами или машинками и получают руно.
- Что изготавливают из шерстяных волокон?
Ответ: Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани.
- К натуральным волокнам относится не только шерсть, но и шёлк. Шелк, а точнее, шелковая нить - это продукт деятельности тутового шелкопряда. Готовясь стать личинкой, шелкопряд начинает вить себе «рубашку» - кокон. Особая железа гусеницы вырабатывает полужидкую нить, которая застывает в воздухе. В Китае это насекомое известно с 3-го тысячелетия до нашей эры.
- Предлагаю вам разделиться на 2 группы для выполнения заданий « От овцы до кофты» и «От кокона до платья»:
Каждой группе раздается своё учебное задание № 2 (на формирование навыков самостоятельного приобретения знаний)
1 группе:
ОТ ОВЦЫ ДО КОФТЫ. Производство шерстяных тканей проходит множество этапов обработки, прежде чем превратится в тёплую благородную, шерстяную вещь. Прочитайте текст учебника («Технология» 7 кл., В.Д. Симоненко § 12 стр.56) «Технология производства шерстяных тканей». Используя учебную коллекцию «Шерсть» восстановите технологию производства шерстяных тканей. Прокомментируйте полученный результат.
2 группе:
ОТ КОКОНА ДО ПЛАТЬЯ. Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. Производство шелковых тканей проходит множество этапов обработки, прежде чем превратится в лёгкое, воздушное, нарядное платье. Прочитайте текст учебника («Технология» 7 кл., В.Д. Симоненко § 12 стр.57) «Технология получения шёлка». Используя учебную коллекцию «Шёлк» восстановите технологию производства шёлковых тканей. Прокомментируйте полученный результат.
5. Закрепление пройденного материала.
- Для закрепления материала предлагаю вам выполнить задание «Знаю, умею, могу»
Каждому учащемуся раздается учебное задание № 3 (на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии)
ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ. Дорогие семиклассницы! В пятом классе вы познакомились с натуральными волокнами. Сегодня на уроке вы продолжили изучение натуральных волокон. Обобщите знания по теме «Натуральные волокна». Заполните схему, вписав происхождение волокон и их название.
Текстильные волокна натурального происхождения.
Обменяйтесь работой с соседом по парте
Проверьте работу по ключу:
Оцените по критериям:
Нет ошибок- Я УСВОИЛА МАТЕРИАЛ!
1 ошибка- Я СТАРАЛАСЬ!
2-3 ошибки- Я МОГУ ЛУЧШЕ, НАДО ПОВТОРИТЬ.
Что получилось, не получилось, почему? Волокна какого происхождения вы выберите, для вязания зимних носок и почему?
Ключ
Текстильные волокна натурального происхождения.
6. Подведение итогов урока, рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Пригодится ли вам это в жизни? Где?
Оценивая работу школьников на уроке, отметить лучшие результаты и вместе с ними сделать выводы по изученному материалу.
А теперь продолжите фразу.
На уроке мне больше всего понравилась работа….
Мне удалось узнать…..
Я хочу больше узнать….
Мне не понравилось…….
7. Домашнее задание
1.Параграф 12 стр. 55-57
2. задание № 4 (на формирование навыков коммуникации)
НА ВЕС ЗОЛОТА. Появившийся в Римской империи шелк был настолько дорог, что ценился на вес золота и часто использовался как валюта в торговле, а носить его позволено было только очень богатым людям. Прочитайте русские пословицы: «Булат не гнётся, шёлк не сечётся, красно золото не ржавеет», «Стрела на излёте даже шёлк пробить не может», «Муж в долгу, а жена в шелку». Объясните смысл этих пословиц. Обсудите с родителями и сделайте вывод, какими же свойствами обладает шёлк. Выслушайте мнение других.
На выбор
3. Легенды о шёлке
4. История появления шерсти.