Урок технологии «Виды природных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам».
Урок технологии «Виды природных материалов.
Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам».
Технологическая карта урока технологии в 1 классе по программе «Школа России». Тип урока: открытие нового знания | ||||
Тема | «Виды природных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам». | |||
Цель | Организовать творческую деятельность первоклассников по освоению особенностей природных материалов при изготовлении изделия. | |||
Основное содержание темы, термины и понятия | Природные материалы, берёста, внешний вид | |||
Планируемый результат | Предметные умения | Метапредметные и личностные УУД | ||
Выбрать необходимые природные материалы и изготовить изделие «Ёжик» | Предметные: Знать: - виды природных материалов, их названия; Уметь: - определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий. - выбирать способы соединения природных материалов | Познавательные: - формулировать проблемы с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую – изделия, художественные образы. - делать выводы о достижении результата совместной работы; - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения изделия материалов; - учиться готовить рабочее место - выполнять практическую работу по выработанному плану, алгоритму; Коммуникативные: - развивать умения доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других; Личностные: - формировать мотивы, реализующие потребность в деятельности; Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - соблюдать последовательность действий на уроке, как залог успешного достижения результата. | ||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Основные технологии, методы и формы работы | Ресурсы | ||
«Математика» (понятие размер, количество, его значение др.), "Окружающий мир" (особенности внешнего вида ежа) | Технология проектной деятельности, проблемного обучения. Словесные (беседа, объяснение, разъяснение, инструктаж); наглядные (таблица, ТСО); практические (упражнения). Фронтальная, индивидуальная, групповая. | Мультимедийный проектор, компьютер Материалы и инструменты: коллекция природных материалов: мох, листья, ветки, камни, кора, берёста, шишки; ткань, бусинки, пластилин, клей, ножницы. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат | ||||||||||||
Организационный момент. | На парте всё в порядке? Молодцы, ребятки! | Готовят рабочие места, приветствуют учителя. | Организовать начало урока. | ||||||||||||
Актуализация знаний. Постановка проблемы. | – Мы побывали на экскурсии в нашем сосновом бору. Расскажите, что вас порадовало, удивило? (Пение птиц, шум ветра, высокие сосны, дробь дятла, мягкий мох…) – Как вы думаете, о чём шумели деревья, что хотели нам рассказать? – Что мы взяли с собой из леса, не причиняя ему вреда? (Опавшие листья, лежащие на земле шишки, мох, веточки, камни, хвоя, кора, семена). - Подумайте, к какой группе мы можем отнести эти предметы: инструменты, материалы? - Где мы взяли эти материалы? (в лесу у Природы) - Как мы можем назвать эти предметы вместе? (Природные материалы) - Какой урок у нас? Как могут пригодиться эти природные материалы на уроке технологии? | Формулируют ответы на проблемные вопросы; Делают обобщение: «Природные материалы». | Ведут учебный диалог, позволяющий осознать необходимость леса в жизни человека. Осознают эмоциональную атмосферу восприятия прекрасного. Определяют тематику урока. Осознают необходимость природных материалов на уроке технологии. | ||||||||||||
Постановка цели: | - Отгадайте, кто торопится из леса к вам на помощь: Он живёт в норе под ёлкой, - Какие особенные отличия этого лесного зверя – внешний вид? (Носит иголки, может свернуться клубком, острый носик, короткие лапки…) - Как вы думаете, что сегодня на уроке будем делать и с помощью каких материалов? Цель: изготовить ёжика из имеющихся природных материалов | Отгадывают загадку; Формулируют цель урока. Называют отличительные признаки ежа, знакомятся с понятием «внешний вид» | Формулируют цель урока. Определяют особенности внешнего вида ежа. | ||||||||||||
Пробное действие | - Проанализируйте природные материалы, которые есть у вас на партах. - Пофантазируйте, из каких природных материалов можно сделать туловище ежа? Почему? - Объясни, из какого природного материала легко сделать иголки ежу? Как вы думаете, результаты работы у вас будут одинаковые или разные? Почему? Готовы ли вы выполнять работу? Оценивание пробного действия - Что нам нужно сделать? – Удалось составить композицию? Почему? - Знаем, как соединять детали? – Справимся с работой или есть вопросы? | Выполняют пробное действие; Ставят проблему: Как выполнять работу. Как получить результат - ежа из имеющихся материалов? Как соединить природные материалы? | Участвуют в проблемном подводящем диалоге. Проговаривают затруднения при выполнении учебного пробного действия. Выявляют проблему урока. | ||||||||||||
Поиск информации: | - Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме? - Предлагаю вам просмотр презентации по теме «Изделие «Ёж» из природных материалов». - В этой презентации будет очень много информации, как можно сохранить большое количество информации? (записать в таблице) | Осознают и уточняют цель урока; Знакомятся с вариантами конечного результата | Уточняют цель, как выполнить изделие "ЕЖ" из природного материала, какие особенности при его выполнении нужно учитывать. Осознают важность источников информации при достижении определенной цели. Осознают важность заполнения таблицы для сохранения большого количества информации. | ||||||||||||
Проектирование и планирование | При просмотре презентации учитель организует подводящий диалог и заполнение таблицы. - Рассмотрите ёжика (слайд 2) - Рассмотрим внешний вид. Какой формы части тела? - Рассмотрим, какие природные материалы можно использовать для изготовления каждой отдельной части ежа: Опишите форму туловища (овальной формы, может быть круглой формы, если свернулся; носик вытянутый, тоненький) - Какой природный материал напоминает туловище с иголками? - Шишка: сосновая, еловая (слайд 3) - Как можно расположить шишку? - Рассмотрите ёжиков из шишки на слайде презентации. Какой материал использован для оформления мордочки? (пластилин, ткань, бусинки…) - Можно эти материалы назвать природными? - Какой природный материал можно ещё использовать для изготовления поделки «Ёж»? - Сколько листьев можно использовать для изготовления поделки? (слайд 4) - Как можно расположить листья? - Какой из природных материалов мы можем доработать до формы туловища ёжика? Каким способом? (Берёста, кора (слайд 5) – ножницами подрезать один из краёв, чтобы получился острый носик, другой край сделать округлой формы) - Рассмотрите слайд презентации: что такое «берёста»? (слайд 6) - Найдите на парте кору сосны и берёсту. - Какой из этих природных материалов легко резать? - Какой из природных материалов ещё можно использовать? (Камень - слайд 7) - Легко обработать камень? - Выберите один из камней нужной формы. Как изобразить на камне мордочку, ножки? (дорисовать) Рассмотрим иголки (острые) - Какой природный материал похож на острые иголки ежа? (хвоинки – слайд 8) - Сколько «иголок» необходимо нанизать на спинку ежу? - Какой способ соединения выберем для шишки и хвоинок; для листочка и хвоинок? - Какой из поделок, на слайде презентации, мы назовём объёмной? - Поделка, из каких материалов будет плоской? - Рассмотрите следующий слайд презентации (слайд 9). - Какой ещё материал, и какой формы поможет нам изобразить колючую шубку? (тонкие и остренькие листочки, семена) - Какая фигурка из представленных объёмная; плоская? Какие лапки у ежа? (маленькие) - Выберите те из природных материалов, которые по форме похожи на маленькие ножки ежа (семена, берёста, листочки, веточки). - Приложите «ножки» к «туловищу». Они подходят по размерам друг к другу? - Что и как можно изменить? Учитель заполняет таблицу с помощью детей.
- В чем помогла нам презентация? - Много ли информации вы получили из этой презентации. - Сумеете ли вы ее запомнить без напоминания. - А с таблицей легче будет? Почему? - Таблица получилась общая. Как вам она может помочь? - Опишите, как планируете выполнять работу. | Анализируют материал, заполняют вместе с учителем таблицу; Выбирают материал по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам; Предлагают варианты создания изделия, пытаются выделить самый оптимальный. | Анализируют особенности строения ежа, структурируют познавательную информацию и предлагают способы решения проблемы. | ||||||||||||
Составляют план работы, выбирают из таблицы нужные для выполнения своего изделия шаги. | Планируют работу в зависимости от поставленной учебной цели и собственного творческого замысла. | ||||||||||||||
Выполнение изделия | Помогает по необходимости | Изготавливают поделку в зависимости от поставленной учебной цели и собственного творческого замысла, с помощью таблицы. | Сличение с примерами в таблице, самоконтроль, саморегуляция, коррекция. | ||||||||||||
Контроль и оценка. Презентация работ. | - Какую цель ставили? Самооценка: – Удалось тебе выполнить композицию? - Что помогало в достижении цели? Покажите и расскажите о своём изделии (по таблице). – Ты справился с работой или есть недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? – Как бы ты оценил свою работу? - Выберите на шкале место, которое соответствует вашим действиям и результату. Взаимооценка: - Какое изделие понравилось? - Чем понравилась работа? Критерии: выбор природного материала, композиция, настроение. | Презентуют свою работу Оценивают себя по критериям Привлекаются к взаимооценке только понравившегося изделия | Выражают свои мысли. Самооценка и взаимооценка. |
Критерии:
1. Выбор материала
____________________________________________________
2. Самостоятельность
____________________________________________________
Паненкова Ирина Михайловна
Наталья Игоревна
Волкова Светлана Ивановна
Остапова Елена Васильевна