12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Романова Людмила Владимировна3561
Работаю учителем обслуживающего труда и технологии 23 года в г.Донецке (Донецкая Народная Республика). Квалиф.категория "Высшая", звание "Старший учитель". Проблема над которой работаю:"Развитие творческих способностей учащихся на уроках труда."
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону

6 класс

Тема урока: Конструкционные материалы и их выбор.

Цели урока:

Дидактическая - дать понятия о первичной обработке сырья - хлопка и льна, ознакомить с физико-механическими, гигиеническими и технологическими свойствами тканей. Научить определять физико-механические свойства волокон и их влияние на свойства тканей.

Развивающая - развивать цвето- и форморазличение, обратное мышление, память, развивать интерес к профессиям текстильного производства.

Воспитательная - воспитывать товарищескую взаимопомощь, дисциплинированность, творческую личность.

Оборудования и наглядные пособия: Коллекция «Хлопок», «Лен», схема получения льняной ткани, схема получения хлопчатобумажной ткани, таблица свойств тканей, лоскуты для опыта, карточки для входного контроля, задания на развитие внимания, образного мышления, призы, мультимедийное оборудование.

Тип урока: комбинированный

На доске слова для запоминания: лен, хлопок, крапива, конопля, джут, кенаф, пенька, рами, лубяные волокна, семенные волокна, целлюлозные клетки.

Профориентация: художник, колорист.

Межпредметные связи: биология: части растения; рисование: понятия «колорит», «цвет»; обслуживающий труд: производство тканей, народная вышивка (5 кл.)

СТРУКТУРА УРОКА

I.Организационный момент 1 мин.

II.Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация 2мин.

III.Сообщение темы, цели и задач урока 1 мин.

IV.Актуализация опорных знаний, умений, навыков 5 мин.

V.Сообщение новых знаний.................................................................. 10 мин.

VI.Закрепление новых знаний 7 мин.

VII.Лабораторно-практическая работа 15 мин.

VIII.Заключительный инструктаж 2 мин.

IX.Домашнее задание 1 мин.

X.Уборка рабочих мест 1 мин.

Ход урока

I.Организационный момент

Отметить отсутствующих

Проверить наличие спецодежды и готовность к уроку.

II.Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация.

Каждый день вы начинаете с того, что одеваетесь. Это стало для вас привычным делом. А задумывался кто-нибудь из вас, из чего сделана одежда? Кто её изготовил?

Давайте на минуту оглянемся вокруг, посмотрим друг на друга. И мы увидим, сколько разных вещей в мире сделаны из тканей! А сами ткани такие разнообразные - гладенькие и пушистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные, прочные, толстые и тонкие, похожие на паутинку. Как же текстильщикам удалось получить ткани с различными свойствами? Что влияет на свойства тканей? Об этом вы узнаете на уроке.

III.Сообщение темы, цели и задач урока.

Тема: (на доске)

Цель: (на доске)

Проблемный вопрос: От чего зависит прочность и сминаемость тканей?

IV.Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

Но, чтобы не заблудиться, в этом мире тканей нам нужны знания по материаловедению, которые вы получили в 5 классе.

Для проверки знаний предлагаю разбиться на 3 группы. Каждая группа получит свое задание.

1 группа - получает карточку «найди ошибку» надо определить правильно ли указано сырье для производства натуральных и химических волокон.

2 группа - получает задание, которое требует знаний по производству тканей. Определить последовательность изготовления тканей.

3 группа - должна определить на лоскутке ткани лицевую и изнаночную сторону, направление нити основы и указать его стрелкой.

V.Сообщение новых знаний (слайд№3-6).

Вы прекрасно справились с заданиями, и теперь мы можем отправиться в страну «Материаловедения»

Для начала немного истории, о которой нам расскажет (Ф.И)

Каким же образом из растений можно получить ткань? Какую часть растения берут для получения хлопчатобумажных тканей?

Хлопок получают из плодов хлопчатника, выращиваемого в южных странах (Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан и др.). Он является самым распространённым текстильным волокном. Из х/б пряжи изготавливают бельевые, платьевые, бытовые, трикотажные ткани, а из низших сортов изготавливают вату. Когда, появившиеся после цветения хлопчатника, коробочки созревают и раскроются, хлопок –сырец (содержимое коробочек) собирают и отправляют на хлопкоочистительные заводы для первичной обработки. Её основная задача – отделение волокон от семян и очистка их от различных примесей.

Хлопчатобумажные ткани характеризуются хорошей износоустойчивостью, значительной прочностью, достаточной устойчивостью к многократным растяжениям и изгибам, хорошей гигроскопичностью, красивым внешним видом.Изделия из хлопчатобумажных тканей быстро намокают и высыхают, хорошо стираются и гладятся при высоких температурах.

Лён. Для получения текстильных волокон выращивают также лён –долгунец. Убирают его с поля, выдёргивая растение с корнем. Собранный лён очёсывают (для удаления семенных коробочек), а стебли связывают в снопики и направляют на первичную обработку. Сначала лён мочат, чтобы разрушить клеющие (пектиновые) вещества и отделить лубяные пучки от неволокнистых тканей стебля. Полученную льняную солому (тресту) сушат, а затем мнут на мяльных машинах. При этом древесная часть стеблей ломается и сдвигается вдоль волокнистого слоя – остаётся лён –сырец. Он поступает на льнотрепальные машины, где его очищают от остатков древесных частей и разделяют на тонкие волокна. Это трёпанный лён, который используют для выработки наиболее тонкой пряжи. Она имеет очень долгую историю, которая уходит своими корнями за пять тысяч лет назад. В древности льняная ткань являлась показателем роскоши в Древнем Египте и на Ближнем Востоке, также данная ткань была популярна на берегах Каспийского и Черного моря. Лен считался частью земледелия на ныне швейцарских землях во времена Каменного и Бронзового века. Льняные нити использовались в плетении веревок для охоты и сетей для ловли рыбы, именно об этом поведали раскопки в старых швейцарских озерах. Издревле мастера добивались необыкновенного качества льняных изделий. Полотно получалось тонким, но крепким и носким, с характерным приглушённым блеском. В древние времена одежду, выполненную из льняной ткани, носили фараоны и их наместники. В христианстве, как и в древние времена, так и в настоящее время, льняные одежды считаются символом чистоты, поэтому священники носят одежду из чистого льна, без добавления других волокон. В древнем Египте полотна из льна были денежной единицей, также льняная ткань использовалась для погребения знати.

(Учащиеся работают с коллекциями, учитель демонстрирует у доски наглядные пособия коллекции «Хлопок», « Лён»)

VI.Закрепление новых знаний.(Работа в группах).

Блиц-опрос (за каждый правильный ответ учащиеся получают фишку, группа-победитель получает приз) (слайд№7-8).

1.Для изготовления тканей используются волокна таких растений как:

(лен, хлопок, крапива, конопля, джут)

2.На Руси лен называли... (северным шелком)

3.Родиной хлопка называли... (Южную Азию)

4.Ткань получается путем переплетения нитей ... и ... (основы и утка)

5.Волокна хлопка называют... (семенными)

6.Волокна льна называют... (лубяными)

7.Лен и хлопок объединяет то, что они состоят из ... (целлюлозных клеток)

8.Отделка ткани заключается в том, что ее... (отбеливают)

9.Волокна хлопка имеют длину от ... до ... мм (от 6 до 52 мм)

10.Волокна льна имеют длину от ... до ... мм (от 250 до 1000 мм)

11.Свойства волокна влияют на свойства ... (ткани)

12.На прочность тканей влияют... (прочность волокна)

13.Сминаемость тканей зависит от волокна (упругости)

VII.Лабораторно-практическая работа. (Работа в группах)(слайд9).

Определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

Оборудование: по одному образцу хлопчатобумажной ткани, препаровальная игла, рабочая коробка, тетрадь, таблица «сравнительная характеристика свойств волокон хлопка и льна». Сравнительная характеристика свойств хлопчатобумажных и льняных тканей

ХОД РАБОТЫ:

Определяя свойства волокон и тканей , сравните полученные данные с табличными.

Выньте из каждого образца с помощью препаровальной иглы по одной долевой линии, и определите, какая из них толще; разорвите каждую из нитей и определите, какая из них прочнее; распушите оборванные концы нитей и рассмотрите внешний вид волокон: блеск, тонину и извитость.

Возьмите 2 образца и определите на ощупь, какая из тканей мягче.

Сомните каждый образец ткани в руках, подержите его в таком состоянии примерно 30 сек., затем расправьте и определите, какая из тканей сминается сильнее

Проверьте осыпаемость нитей в тканях. Для этого препаровальной иглой вынимайте с края одну нить, затем две нити вместе и т.д. Определите, из какого образца вынимается больше нитей (эта ткань обладает большой осыпаемостью)

Ответьте на вопросы:

1.Какая ткань прочнее: хлопчатобумажная или льняная?

2.Какие свойства влияют на выбор тканей для зимней и летней одежды и почему из льняных тканей не шьют зимнюю одежду?

VIII.Заключительный инструктаж.

1.Подвести итоги урока.

2.Попросить учащихся сформулировать ответ на проблемный вопрос:

от чего зависит прочность и сминаемость тканей?

В результате исследования опытным путем, мы пришли к выводу,

что такие свойства тканей как сминаемость и прочность зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены.

Прочность тканей зависит от прочности волокон.

Сминаемость тканей зависит от упругости волокон.

Отметить лучшую группу, проанализировать работу остальных.

IX.Домашнее задание.

Читать параграф учебника.

Составить коллекцию тканей.

Для творческой группы: составить кроссворд.

X.Уборка рабочих мест.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.