План-конспект урока по дисциплине Строительные материалы. Тема «Физические свойства строительных материалов» (СПО)
Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Преподавателя Воронцовой Елены Станиславовны
Тема: Физические свойства строительных материалов
Место урока в учебном плане:
Урок № 4 в ОП 12 «Строительные материалы и изделия».
Тип урока: Освоение и закрепление знаний
Вид урока: практическая работа.
Цель: научить производить расчет влажности материала, пористости и объемной массы материала, водопоглощения материала по массе и по объему, рассчитывать теплопроводность и морозостойкость материала.
Задачи:
Образовательные:
- освоить методику расчета влажности материала, пористости и объемной массы материала, водопоглощения материала по массе и по объему, рассчитывать теплопроводность и морозостойкость материала.
Развивающие:
- развивать способность анализировать учебный материал, сопоставлять, выделять главное и второстепенное
- развитие способностей обучающихся к самообразованию; рече–мысленной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез; интеллектуальных способностей на уровне анализа и синтеза основных понятий;
- развитие любознательности, наблюдательности, сообразительности; образного мышления и технического кругозора, в т.ч. с опорой на жизненный практический опыт обучающихся.
Воспитательные:
- повышение познавательной активности учащихся на уроке;
- формирование у учащихся потребности самоконтроля;
- воспитывать культуру общения, речи (в том числе с использованием специальной терминологии), усидчивость, внимательность
Средства обучения:
-
-
-
интерактивная доска;
презентация к уроку «Физические свойства строительных материалов»
учебник Б.Ю. Барабанщиков «Строительные материалы и изделия».
-
-
План урока:
№ |
Этап урока |
Используемые методы |
Продолжительность |
1 |
Организационный момент |
5 мин |
|
2 |
Проверка домашнего задания |
Ответы на вопросы по теме задания, фронтальный опрос |
10 мин |
3 |
Решение задач |
Совместная работа |
40 мин |
4 |
Обсуждение решения |
Совместная работа |
10 мин |
5 |
Закрепление изученного материала |
Самостоятельная работа |
20 мин |
6 |
Определение домашнего задания |
Самостоятельная работа |
5 мин |
№ |
Работа преподавателя |
Работа студентов |
1 |
Организационный момент. Проверка присутствующих, заполнение журнала |
Подготовка к уроку |
2 |
Проверка домашнего задания. Проверка тетрадей |
Повторение пройденного материала |
3 |
Повторение главных физических свойств материалов |
Ответы на вопросы преподавателя |
4 |
Решение задач |
Участие в решении задач |
5 |
Организация самостоятельной работы |
Решение задач |
6 |
Выдача домашнего задания |
Запись задач |
Задача № 1.
Вычислить влажность строительного песка, если масса пробы влажного песка 600 г, а высушенного - 560 г.
Решение:
Влажность песка .
Задача № 2.
Образец камня в сухом состоянии весит 77 г, а после насыщения водой 79 г. Вычислить объемную массу и пористость, если его плотность 2,67 г/см3, а объемное водопоглощение 4,28%.
Решение:
Водопоглощение по массе .
Объемная масса .
Пористость .
Задача № 3.
Образец горной породы в виде цилиндра диаметром и высотой 15 см имел массу в сухом состоянии 6,9 кг. После водонасыщения образца масса его увеличилась до 7,4 кг. Истинная плотность горной породы 2,9 кг/м3, а средняя 2,6 кг/м3. Определить пористость горной породы и водопоглощение по массе и по объему.
Решение:
Пористость горной породы .
Объем образца
Водопоглощение образца по массе
Водопоглощение образца по объему
Задача № 4.
Рассчитать морозостоек материал конструкции или нет, если образец из него не имеет следов разрушения, а средний предел прочности при сжатии образцов после испытания на морозостойкость был 46 МПа, а предел прочности при сжатии аналогичных образцов в водонасыщенном состоянии до испытания на морозостойкость составил 52 МПа.
Решение:
Коэффициент морозостойкости материала
Задача № 5.
Вычислить теплопроводность кирпичной кладки, если через наружную стену из кирпича площадью 30 м2 за отрезок времени t = 24 часа проходит Q = 8900 кДж теплоты.
Решение:
Теплопроводность кирпичной стены
1 кДж = Вт/3,6 тогда 2,1/3,6 = 0,58 Вт/м°С.
Задания для самостоятельной работы.
Задача № 1.
Вычислить среднюю плотность образца горной породы неправильной формы, если при взвешивании на воздухе его масса была 120 г, а в воде 67 г. До погружения образца в воду его покрыли парафином. Масса парафинового образца равнялась 122,6 г. Плотность парафина 0,93 г/см3.
Задача № 2.
Материал в воздушно-сухом состоянии имеет среднюю плотность 1500 кг/м3, а влажность по массе 4%. Материал погрузили в ванну с водой и выдержали в ней до полного насыщения, после чего средняя плотность увеличилась до 1920 кг/см3.
Определить открытую пористость материала.
Литература
Барабанщиков, Ю. Г. Строительные материалы и изделия 2014..
А. Борисов. Справочник строителя. Полный комплекс строительных и отделочных работ для сдачи дома в эксплуатацию. 2007 г.
В. Н.Основи, Л.В.Шуляков, Д. С. Дубяго .Справочник по строительным материалам и изделиям. Ростов н/Д Феникс. 2005
Конспект урока составлен преподавателем Воронцовой Е.С.
__________________ Е.С. Воронцова