12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83581
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»



ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 12.88 Мб

Цель урока: знакомство с видами ниток и их свойствами, с технологией изготовления ишимского ковра.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать разновидность ниток, профессии, связанные с использованием ниток.

-уметь организовывать рабочее место для работы с пряжей для вязания, ножницами, картоном;

-вести наблюдения за различными цветосочетаниями, композициями;

-изготавливать изделие с опорой на план;

-составлять план предстоящей практической работы, работать по составленному плану;

-оценивать качество полученного изделия.

Метапредметные:

Регулятивные:

-формулировать цель деятельности на уроке;

-планировать практическую деятельность на уроке;

-осуществлять контроль точности выполнения операций;

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

-сравнивать особенности разных видов ниток;

-называть декоративно-художественные особенности разных ковров;

-самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные:

-включаться в диалог по теме урока;

-слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение.

Личностные:

-уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

-объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, результатов трудовой деятельности мастера.

Ход урока:

-Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?

-Вы узнали, как в старину изготавливались натуральные ткани.

-А без чего нельзя сшить или связать ни одно изделие?  Разгадайте ребус, он подскажет вам тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД 1.


v1676376615.JPG

-Тема урока «Виды ниток».

-Определите цель и задачи урока. Что бы вы хотели узнать о нитках?

-Вспомним виды ниток. Рассмотрите схему. Что по ней можно рассказать о видах ниток? СЛАЙД 2.


b1676376629.JPG

-Из чего производят натуральные нитки? (Показ хлопка, шерсти и льна).

-Как понимаете слово «смешанные» нитки? (Обычно смешанная пряжа содержит в себе в разном процентном соотношении волокна какой-то натуральной нити (шерсть, хлопок, и волокна синтетической нити).

-Какие нитки лучше: натуральные, синтетические или искусственные?

-Почему же тогда человек придумал и выпускает искусственные и синтетические нитки, ткани?

-Конечно, для удобства. Синтетические нитки более прочные. Ткани эти практически не мнутся, могут растягиваться.

-А как отличить синтетические нитки от натуральных?

-Представьте ситуацию: вы пришли в магазин, в котором надо выбрать нитки, чтобы связать теплые варежки. Как вы найдете на прилавке хорошие качественные нитки для вязания? (свободные высказывания детей с опорой на жизненный опыт).

-На каждом мотке пряжи есть этикетка.

СЛАЙД 3.


w1676376643.JPG

-Какая информация содержится на этикетке?

-По этикеткемы  можем узнать много информации: где произведена пряжа, сколько граммов в мотке, можно ли стирать и гладить вещи, связанные из этой пряжи и многое другое. А самое главное, там прописан состав пряжи. Пряжа, которую вы видите на экране на 100% состоит из акрила, это синтетические нитки. Подойдут ли эти нитки для вязания варежек?

-А что будете делать в ситуации, когда нет этикетки? Представьте, что у вас дома завалялся небольшой клубок пряжи без этикетки. Сможете ли вы определить, натуральные это нитки или синтетические?

-Давайте проведем практическую работу. На каждой парте лежит 2 нитки разного цвета. Одна из них полностью синтетическая, другая из натуральных ниток. Рассмотрите обе нитки, посовещайтесь в паре и определите, какая из них натуральная.

-К каким выводам вы пришли? (Делают выводы на основе проведенной практической работы).

-На глаз не всегда можно отличить шерстяную нить от синтетической. Но есть много способов узнать всю правду о пряже. Я познакомлю вас с двумя способами:

1. Положите ладонь на изделие, связанное из пряжи. Например, на варежку. Если онасвязана из чистой шерсти, то через пару минут вы почувствуете легкое тепло. Синтетика или смешанный состав пряжи не даст таких ощущений.

2. Самый распространенный способ распознавания натуральности ниток с помощью обычных спичек. Натуральная шерсть горит с образованием плотных шариков, которые при надавливании просто рассыпаются. Синтетика же, напротив, плавится как пластик.

-Давайте проверим обе нитки вторым способом.

(Проведение опыта)

-Опытным путем мы выяснили, какая из пряжи является натуральной.

-Мы подробно познакомились с нитками для вязания, но ведь существует еще большое количество разных ниток, имеющих разное назначение. Давайте выясним, для чего они предназначены и люди каких профессий их используют. (Учащимся даются пояснения по некоторым видам ниток. Бамбуковая нить - обладает природным антистатическим эффектом. Из нее изготавливается натуральная пряжа. Нить джутовая используется для производства мешковины)

СЛАЙДЫ 4-8


h1676376716.JPG
o1676376703.JPG
u1676376689.JPG
t1676376676.JPG
u1676376662.JPG

-Люди каких профессий используют нитки? (Швея, портной, технолог, закройщик, дизайнер, модельер, портной. Есть профессия вязальщик – это рабочий-специалист, который следит за режимами работы вязальной машины. Из джутовой нити делают не только мешковину, но и канаты, веревки. А рукодельницы изготавливают из нее корзинки, сумки и различные украшения для дома).

-Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной профессией- ковровщицы.

-Попробуйте догадаться, чем занимаются люди этой профессии.

-В городе Ишим возродилось ручное ковроткачество.В настоящее время в городе выпускают ковры из натуральной шерсти любых размеров и форм по индивидуальным заказам.


x1676376764.JPG

-Рассмотрите несколько ковров. Попробуйте определить технологию их изготовления. Вы увидите ковры, представленные в Тюменском музее имени И. Я. Словцова:

https://vsluh.ru/long/tyumen_kover/

https://vsluh.ru/long/tyumen_kover/#gallery_b5797-1

https://vsluh.ru/long/tyumen_kover/#gallery_b5797-2

https://vsluh.ru/long/tyumen_kover/#gallery_b5797-3

https://vsluh.ru/long/tyumen_kover/#gallery_b5797-4

-Как же изготавливают ишимские мастерицы свои ковры?

-На изготовление одного ковра у ковровщиц уходит около трех месяцев. Делают их из овечьей шерсти, а соединяется шерсть с помощью хлопчатобумажных ниток. Сначала пряжа запаривается, затем формируется в мотки, вручную нарезается на нити в зависимости от высоты ворса.

-Предлагаю вам попробовать себя в роли ковровщиц. Для выполнения работы вам понадобятся нитки для вязания, ножницы, клей и шаблон цветка.

- Сначала вы нарезаете ниточки на мелкие кусочки.Затем смазываете цветок клеем и приклеиваете кусочки ниток на шаблон. Серединку делаете одним цветом, лепестки другим. После того, как все цветочки будут готовы, мы разместим их на заготовке ковра (ватман, окрашенный в черный цвет). Итогом нашей работы станет «ишимский ковер».

Практическая работа.

https://www.youtube.com/watch?v=uHkh97Esri0&t=52s

Оформление проекта «Ишимскийковер».

Рефлексия деятельности.

-Ребята, выскажите свое мнение об уроке, начиная его одной из фраз, представленных на слайде:

Сегодня я узнал

Теперь я могу

Я научился

У меня получилось

Меня удивило

Урок дал мне для жизни

Мне захотелось


i1676376789.JPG

-Мне тоже захотелось поблагодарить вас за сплоченную творческую работу, результатом которой стал замечательный ковер, который украсит наш классный кабинет.

Источники:

https://upload.3dlat.com/uploads/3dlat.net_06_17_7d4b_13e309d34f313.png

https://fikiwiki.com/uploads/posts/2022-02/1645028911_27-fikiwiki-com-p-kartinki-dlya-detei-igolka-30.png

https://dzen.ru/a/Yrl0nhahoEyqy2PG

https://multiurok.ru/files/tekhnologiia-kakie-byvaiut-nitki.html

Фото с урока

​​​​​​​

k1676376955.jpg
a1676376946.jpg
b1676376937.jpg
s1676376928.jpg
w1676376919.jpg
e1676376910.jpg
j1676376901.jpg
r1676376891.jpg
m1676376882.jpg
i1676376873.jpg
k1676376863.jpg
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Журавлева Татьяна Анатольевна, 15.02.23 в 13:33 2Ответить Пожаловаться
Работа имеет большую методическую ценность. Все подробно описано, хороший зрительный ряд. Спасибо за работу!
Сорокина Светлана Валерьевна, 15.02.23 в 15:25 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку млей публикации, Татьяна Анатольевна. Урок прошел на одном дыхании, дети были в восторге. А это самое главное.
Варенцова Вера Анатольевна, 17.03.23 в 10:53 1Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, поздравляю с победой! Прекрасный урок!
Сорокина Светлана Валерьевна, 17.03.23 в 11:11 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Вера Анатольевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.