Внеклассное мероприятие на тему «Мир добра = Мир толерантности?» (5–8 классы)
Внеклассное мероприятие на тему:
«Мир добра = Мир толерантности?»
Цели:
рассмотрение понятия «толерантность» и ее роли в жизни современного общества;
• укрепление и понимание значительности мира и дружбы между представителями различных национальностей в среде одного класса, учебного заведения, города, области, государства и нашей планеты в целом;
• формирование чувства толерантности, внимания и почтения к иным государственным, национальным и социальным культурам.
Задачи:
образовательные:
познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
выявить особенности проявления толерантности;
сформировать правильное представление о толерантном поведении;
воспитательные:
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
воспитывать культуру общения и взаимопонимание;
развивающие:
способствовать развитию толерантного самосознания;
развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
создавать благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей учащихся класса;
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
ориентация в нравственном содержании и смысле - как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств - стыда, вины, переживания за других, сострадания, совести как регуляторов морального поведения;
снижение агрессии и конфликтности в коллективах классов.
Регулятивные УУД:
умение пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
выполнять действия в речевой и умственной форме;
Познавательные УУД:
осуществлять поиск информации;
осуществлять анализ предлагаемых объектов;
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
Форма проведения внеклассного мероприятия: игровая программа.
Целевая аудитория и время проведения: учащиеся начальных классов (3-4), средней школы (5 – 6). Так как 16 ноября проводится День толерантности, то целесообразно данное внеклассное мероприятие приурочить к этому событию.
Оборудование и оформление: пословицы на карточках, фигура человека, проектор, рисунки, карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки с буквами слова «толерантность».
Ход внеклассного мероприятия:
1.Организационный момент.
Сегодня, 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности. Кто знает, что обозначает слово «толерантность», попробуйте подобрать синонимы к этому слову и озвучить определение.
Сегодня мы с вами поговорим и постараемся выяснить:
Что значит быть толерантным?
Важно ли быть толерантным?
Какого человека можно называть толерантным?
Сегодня наше мероприятие пройдет в игровой форме. Но для этого вам нужно разделиться на команды. Дружная и сплоченная работа всех в одной команде – залог вашего успешного участия.
2. Активизация.
Символом толерантности я выбрала солнце.
Как вы думаете, почему? (Солнце одно и оно обогревает своим теплом всю Землю).
Чего не хватает у солнца?
На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и ваш лучик.
Игра «Давайте поприветствуем друг друга».
Учащимся нужно не только поприветствовать соседа, но и попробовать угадать, какой из указанных на слайде стран оно принадлежит.
сложить руки на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться (Россия);
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Первая разминка – придумайте небольшое представление своей команды по следующему плану – название нашей команды, что нас объединяет, чем мы все отличаемся, общее единое движение команды.Также у вас на столах есть листы бумаги и фломастеры. Вашим первым заданием будет изображение эмблемы своей команды в тематике нашего мероприятия.
2. Основной этап:
Задание 1. Представление команд.
- Что помогло вам выполнить быстро задание?
- Дети, в нашей школе учатся представители различных национальностей, различных религий, различного цвета кожи, глаз, волос – но все мы целое единое, вследствие чего готовы помогать и беречь друг друга, приятель приятеля и товарищ товарища.
Задание 2. У меня на доске житель планеты Земля. Не важно, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. У вас на столах написаны качества характера человека.
Работа в группах.
Обсудите в группах и выберите, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Милосердие Честность Чуткость Забота
Агрессивность Терпимость Доверие Деликатность
Смелость Злость Раздражительность Чуткость
Равнодушие Сотрудничество Сопереживание Эгоизм
Выбранные качества вывешивают на доску.
Какими качествами мы надели человека планеты Земля?
Какие карточки остались?
Зачитайте.
Задание 3.
В России живут представители более 180 национальностей. Чем отличаются люди разных национальностей? Есть ли у вас друзья или знакомые другой национальности? Мешает ли вам принадлежность друга к другой национальности дружить? Как вы думаете, связаны ли плохие поступки с национальностью человека, или же на совершение их влияет что-то другое?
У вас на столах лежат силуэты людей, по 5 штук на группу. Превратите их при помощи карандашей, фломастеров, красок в представителей разных национальностей. Что для этого нужно сделать?
После выполнения задания составляется общий хоровод дружбы, когда все силуэты соединяются за руки.
Задание 4. Ребята, а давайте выйдем из стен школы и посмотрим, что там в «большом мире»?
Из-за несчастного случая или болезни эти люди попали в тяжелое положение. Они, как и все остальные, нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи.
Что мы можем сделать, чтобы помочь таким людям? Является ли это проявлением толерантности? Составьте план добрых дел на месяц и по мере выполнения своих дел мы будем отмечать сердечками их выполнение. Планы вывешиваются на доску.
Задание 5. Для такого дабы существовать в мире и дружбе, люди условились, как надо себя вести, дабы всем было отлично. Выдумали критерии поведения, составили законы, коим все обязаны повиноваться. Они записали эти критерии в особом документе - Декларации прав человека. Мы пока не знакомы с текстом Декларации, но я предлагаю для вас составить собственную Декларацию прав человека нашего класса, в которую вы поместите правила поведения в классе, с которыми будут согласны все. Оговариваете в группах и выделите критерии поведения, дабы всем было отлично, комфортно и комфортабельно в классе.
Создание Декларации прав учащихся … класса…
- Дополним нашу декларацию мудростью народа – подберите пословицы и поговорки о дружбе. Какие еще пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? А песни?
Доброе слово лечит - | будешь и сам без беды. |
Кто любит добрые дела, | злое калечит. |
Делай добро другим | тому и жизнь мила. |
Худо тому | кто добра не творит никому. |
Задание 6. Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Сейчас мы все вместе их определим. У каждой группы на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность.
Качества:
• Бессердечность
• Терпимость, толерантность
• Конфликт
• Сострадание
• Прощение
• Вспыльчивость
• Желание что-нибудь создавать совместно
• Милосердие
• Злорадство
• Ложь
• Сотрудничество
• Уважение прав иных
• Раздражение
• Принятие иного человека таким, какой он есть
• Зависть.
А сейчас поднимите карточки, обозначающие качества, которыми обладает ваш друг.
Задание 7. Игра «А я считаю»... Она проводится для того, чтобы:
- осознать возможность сосуществования различных мнений;
- осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой - минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.
Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен - на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться.
Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):
- Лучше играть в баскетбол, чем кататься на лыжах.
- Играть «в компьютер» веселее, чем в лапту.
- Зима лучше лета.
Задание 8. Закончить наш творческий классный час я хочу проведением игры «Тайный друг». Вы вчера получили записку с именем своего тайного друга – подарите ему небольшой сувенир, который вы подготовили дома, обменяйтесь счастливыми мгновениями. Для этого в специально подготовленный ящик положи сюрприз, а затем мы его откроем и торжественно вручим каждому его подарок.
Мероприятие завершает стихотворение собственного сочинения в исполнении одного из учащихся.
Заповеди толерантного человека:
Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми, любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными; прощайте.
Будьте надёжными, честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Постарайтесь не судить человека за его оплошности, а понять, выслушать, ведь, возможно, у него были причины на данный поступок. Важно не исправить конкретный проступок, а избежать их в будущем.
Итог мероприятия:
- И всё это вам поможет жить в мире. Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.