Урок-беседа по чтению в 3 классе на тему «Добра желаешь — добро и делай!»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тип урока | урок усвоения новых знаний | ||
Вид урока | Урок-беседа | ||
ТЕМА УРОКА | «Добра желаешь – добро и делай!» | ||
цель урока | Научить детей анализировать литературное произведение | ||
планируемые личностные результаты образования | воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | ||
планируемые универсальные учебные действия | Регулятивные планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неудач, умение корректировать свои действия. | познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | коммуникативные умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения; формулирование и аргументация собственного мнения; умение работать в группе. |
планируемые предметные результаты | самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; самостоятельно формулировать главную мысль текста; находить в тексте материал для характеристики героя; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). | ||
оборудование для проведения урока | Учебник «Литературное чтение», автор: Г. С. Меркин, 3класс, часть 1, презентация, видео-фрагмент из мультфильма «Крошка Енот» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского), мультимедиа проектор, экран, компьютер, карточки. | ||
использованные образовательные ресурсы для проведения урока | «Литературное чтение» для 3 класса общеобразовательных организаций / Г.С. Меркин, Ф.Е. Соловьёва. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015.— 304с.— (Начальная инновационная школа) Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c. http://allforchildren.ru/poetry/author464-graubin.php (краткая биография о Г. Граубине). http://teacher.uz/methods/struktura-uroka-chteniya.html (структура урока чтения в начальной школе). http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/03/priemy-refleksii-na-urokakh-v (приемы рефлексии на уроках в начальной школе). http://www.zanimatika.narod.ru/Vospitanie_dobrota.htm (пословицы и поговорки о добре). https://ru.wikipedia.org/wiki (биография В. Я. Шаинского). https://www.youtube.com/watch?v=NBLssEOTEr8 (музыкальный видеоклип на песню «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот»). |
учебный (музыкальный) материал | время | содержание деятельности учителя и учеников |
1.Организационный этап | ||
Начинаем с чтения стихотворения: Прозвенел уже звонок. … | 1 | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, создание положительного эмоционального настроя учащихся. |
2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||
Как вы считаете, почему принято здороваться друг с другом и желать хорошего настроения? О чем это говорит?... | 3 | Учитель подводит учащихся к правильному формулированию темы урока через наводящие вопросы. |
3 этап. Актуализация знаний | ||
Ребята, на прошлом уроке мы с вами читали русскую народную сказку «Привередница». Была ли главная героиня сказки вежливой, доброй? … | 5 | Ответы на вопросы сказки по пройденной теме |
4 этап. Целеполагание и планирование | ||
Ребята, а какие добрые поступки вы делали? Давайте вспомним, героев произведения, которые делали добрые дела?... | 3 | Ученики вспоминают, какие добрые поступки они делали. Учитель задает наводящие вопросы. Ученики формулируют цель и задачи урока с помощью учителя. |
5 этап. Открытие нового знания | ||
5.1. Первичное усвоение новых знаний | ||
- Кто уже читал произведения Георгия Граубина? Может кто-то знаком с его творчеством? Итак, что нового вы узнали об этом авторе? -Ребята, давайте откроем учебники на страницу 20. Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?... | 7 | Знакомство с творчеством Г. Граубина, чтение стихотворения «Хорошее настроение», работа с названием стихотворения. |
5.2. Первичная проверка понимания | ||
- Встречались ли вам в стихотворении непонятные слова. Какие? Давайте вместе разберем их. … | 5 | Работа со словарем. Находим в тексте неизвестные слова, сначала дети пытаются сами определить значение этих слов. Пишут в тетрадях |
5.3. Первичное закрепление | ||
Кто такой персонаж? - На странице 21 имеется рисунок. Давайте вместе опишем этот рисунок, что же там изображено? Кто же здесь персонаж? А кто есть действующие лица? А какие вы знаете произведения, мультфильмы о добре, о добрых поступках? Давайте вспомним. Дети: отвечают. Учитель: Ребята, мы с вами посмотрим фрагмент из мультфильма. И вы мне скажете, как называется этот мультфильм, каким стало ваше настроение после просмотра. Почему? Слайд 4. (Видео фрагмент из мультфильма «Крошка Енот» музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского) Учитель: Ребята, вы просмотрели фрагмент из мультфильма, как называется мультфильм? Дети: «Крошка Енот». … | 12 | Вторичное чтение произведения, ответы на вопросы Просмотр мультфильма «Крошка Енот», ответы на вопросы. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление | ||
Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. … | 5 | Работа с новым термином «сравнение». Примеры сравнений в стихотворении, свои примеры. |
7 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||
«Шел по улице парнишка не спеша…» | 3 | Выразительное чтение учителем стихотворения |
8 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия) | ||
Меня удивило… Мне захотелось… Урок дал мне для жизни… | 2 | Ученики оценивают свою работу на уроке, используя рефлексивный экран |
Учитель:
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Я рада вас приветствовать. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
Как вы считаете, почему принято здороваться друг с другом и желать хорошего настроения? О чем это говорит?
Дети:
(о вежливости, о воспитанности…)
Учитель:
Ребята, на прошлом уроке мы с вами читали русскую народную сказку «Привередница». Была ли главная героиня сказки вежливой, доброй?
- О ком рассказывается в этой сказке?
- Как вы думаете, почему сказка так называется?
- Почему ни печка, ни яблоня, ни речка не помогли девочке в начале? (Потому что девочка не захотела попробовать ни пирожок, ни яблочко, ни молочка с киселём.)
- Почему они помогли девочке в конце сказки?
(Малашечка ласково обращалась к реке- реченька, к яблоне- яблонька, к печке- печенька).
- Расскажите: что произошло в избушке Бабы-Яги?
- Чем окончилась сказка?
- Как бы вы назвали эту сказку по- своему?
- Чему учит сказка «Привередница»?
Дети: (Надо быть вежливым, ответственным, добрым и т.д.)
Учитель: Ребята, а какие добрые поступки вы делали? Давайте вспомним, героев произведения, которые делали добрые дела?
Дети: отвечают, пытаются вспомнить.
Учитель: Вам стало от этого лучше на душе?
Дети: отвечают.
Учитель: Как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: отвечают.
Учитель: Правильно. Тема нашего урока: «Добра желаешь – добро и делай!».
Сегодня мы с вами прочитаем и проанализируем замечательное стихотворение, автором которого является Георгий Рудольфович Граубин.
- Кто уже читал произведения Георгия Граубина? Может кто-то знаком с его творчеством?
- Давайте же познакомимся с творчеством Георгия Граубина.
Слайд 1.
(Информация в учебнике)
- Итак, что нового вы узнали об этом авторе?
-Ребята, давайте откроем учебники на страницу 20. Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?
Чтение стихотворения про себя
- Встречались ли вам в стихотворении непонятные слова. Какие? Давайте вместе разберем их.
Слайд 2.
Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.
Слайд 3.
Теперь, когда мы разобрали непонятные слова, прочитаем стихотворение еще раз. И вы мне ответите на вопросы.
Повторное чтение
Кто такой персонаж?
- На странице 21 имеется рисунок. Давайте вместе опишем этот рисунок, что же там изображено? Кто же здесь персонаж? А кто есть действующие лица?
- А теперь, закрываем глаза и попытаемся вспомнить, какое доброе дело вы сделали сегодня, вчера. Отправимся в «Путешествие воспоминаний». Кто какие добрые дела сделал на этой неделе?
Дети: отвечают.
Учитель: Давайте в тексте найдем добрые поступки мальчика и прочитаем.
(Разбираем вопросы, имеющиеся в учебнике – 1, 2, 3, 5)
Учитель:
А какие вы знаете произведения, мультфильмы о добре, о добрых поступках? Давайте вспомним.
Дети: отвечают.
Учитель:
Ребята, мы с вами посмотрим фрагмент из мультфильма. И вы мне скажете, как называется этот мультфильм, каким стало ваше настроение после просмотра. Почему?
Слайд 4.
(Видео фрагмент из мультфильма «Крошка Енот» музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского)
Учитель: Ребята, вы просмотрели фрагмент из мультфильма, как называется мультфильм?
Дети: «Крошка Енот».
Учитель: Да, правильно. «Крошка Енот».
Учитель: Какого же настроения эта песня?
Учитель: А вы знаете, кто сочинил музыку, назовите композитора? (обычно дети затрудняются назвать фамилию композитора)
Учитель: (Портрет В. Шаинского и краткая информация о композиторе)
Беседа о жизни и творчестве В.Я. Шаинского.
Учитель: Сегодня, мы с вами поговорим о В.Я.Шаинском.
Ученик: Шаинский родился в городе Киев, в семье инженера. Музыкальные способности проявились рано. В возрасте 3-4 лет он мог безошибочно спеть «взрослую» песню или повторить слово в слово прочитанный родителями не стихотворный текст. Он тянулся к красивым звукам, мелодиям, которые уже в ранние годы воспринимались им как нечто живое. Пел песни, даже пытался играть на фортепиано. Одаренность мальчика была замечена с 10 лет.
Хорошая, глубокая содержательная песня вызывает добрые чувства.
Учитель: Перед вами три карточки. Надо определить настроение песни «От улыбки».
Учитель: Вы правы карточка № 2 - весёлое, радостное, игривое.
Учитель: Чего испугался крошка енот?
Дети: отвечают.
Учитель: Правильно отражения в воде.
Учитель: Что посоветовала мама?
Дети: «А ты не бери палку, а улыбнись тому, кто сидит в пруду» - посоветовала мама.
Учитель: Правильно, просто улыбнуться. Какое у него было настроение? (Веселое, радостное) – Покажите, как он радовался.
(Дети изображают радость.)
Учитель: Ребята, какая фраза из песни вам нравится? Можете пропеть.
Дети: исполняют песню.
Учитель: Правильно дружба начинается с улыбки, поделись улыбкою своей!
Улыбка совершает чудеса? Каким образом?
Дети:
Улыбка:
- поднимает настроение тому, кто улыбается, и тому, кому улыбаются;
- усиливает доверие людей друг к другу, служит взаимопониманию;
- служит целебной силе эмоционального состояния;
- гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть;
- делает жизнь людей красивой, радостной.
Учитель: Каким стало ваше настроение после просмотра? Почему?
- Чем эта песня близка стихотворению Г. Граубина?
Улыбка обладает чудесными свойствами. В поведении улыбка – прежде всего - сигнал вежливости, поэтому она обязательна при приветствии и в ходе вежливого разговора. Главные строчки в песне – поделись улыбкою своей и она к тебе не раз еще вернется. Это значит что, только распространяя позитив на всех знакомых людей, вы сможете надеяться, что они так же отплатят и вам, начнут улыбаться окружающим и весь мир преобразится в лучшую сторону. Чудесная сила заключается в улыбке! Это и подтвердил герой стихотворения – мальчишка. Он улыбался прохожим, дарил людям добро, потому что у него было просто хорошее настроение. За что окружающие были ему рады.
Письменная работа.
Учитель:
Откройте рабочие тетради на страницу 11. Выполните задание №3
Слайд 5.
Задание №2.
(помогал, на улице, добро, поднимали)
Учитель: Давайте вспомним, что такое сравнение?
Дети: отвечают.
Учитель:
Слайд 6.
-Что такое сравнение?
- Приведите, пожалуйста, примеры.
- Выполним задание №4
- Выполните задание №5 (самостоятельно).
Учитель:
- Чем мы с вами сегодня занимались на уроке?
- Что нового вы узнали?
- С произведением какого автора мы познакомились? Как называется это произведение?
- С музыкой какого композитора познакомились?
- Как вы думаете, почему важно для человека хорошее настроение. Что его создает?
(Выразительное чтение стихотворения учителем)
Выучить стихотворение наизусть.
Слайд 7. Рефлексия