Урок-беседа по чтению в 3 классе на тему «Добра желаешь — добро и делай!»

4
0
Материал опубликован 23 October 2019

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Тип урока

урок усвоения новых знаний

Вид урока

Урок-беседа

ТЕМА УРОКА

«Добра желаешь – добро и делай!»

цель урока

Научить детей анализировать литературное произведение


планируемые личностные результаты образования

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

планируемые универсальные учебные действия

Регулятивные

планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неудач, умение корректировать свои действия.

познавательные

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

коммуникативные

умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения; формулирование и аргументация собственного мнения; умение работать в группе.

планируемые

предметные результаты

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

оборудование для проведения урока

Учебник «Литературное чтение», автор: Г. С. Меркин, 3класс, часть 1, презентация, видео-фрагмент из мультфильма «Крошка Енот» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского), мультимедиа проектор, экран, компьютер, карточки.

использованные образовательные ресурсы для проведения урока

«Литературное чтение» для 3 класса общеобразовательных организаций / Г.С. Меркин, Ф.Е. Соловьёва. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015.— 304с.— (Начальная инновационная школа)

Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

http://allforchildren.ru/poetry/author464-graubin.php (краткая биография о Г. Граубине).

http://teacher.uz/methods/struktura-uroka-chteniya.html (структура урока чтения в начальной школе).

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/03/priemy-refleksii-na-urokakh-v (приемы рефлексии на уроках в начальной школе).

http://www.zanimatika.narod.ru/Vospitanie_dobrota.htm (пословицы и поговорки о добре).

https://ru.wikipedia.org/wiki (биография В. Я. Шаинского).

https://www.youtube.com/watch?v=NBLssEOTEr8 (музыкальный видеоклип на песню «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот»).





























ПЛАН УРОКА

учебный (музыкальный) материал

время

содержание деятельности учителя и учеников

1.Организационный этап

Начинаем с чтения стихотворения:

Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок

1

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, создание положительного эмоционального настроя учащихся.

2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Как вы считаете, почему принято здороваться друг с другом и желать хорошего настроения?

О чем это говорит?...

3

Учитель подводит учащихся к правильному формулированию темы урока через наводящие вопросы.

3 этап. Актуализация знаний

Ребята, на прошлом уроке мы с вами читали русскую народную сказку «Привередница». Была ли главная героиня сказки вежливой, доброй? …

5

Ответы на вопросы сказки по пройденной теме

4 этап. Целеполагание и планирование

Ребята, а какие добрые поступки вы делали? Давайте вспомним, героев произведения, которые делали добрые дела?...

3

Ученики вспоминают, какие добрые поступки они делали. Учитель задает наводящие вопросы. Ученики формулируют цель и задачи урока с помощью учителя.


5 этап. Открытие нового знания

5.1. Первичное усвоение новых знаний

- Кто уже читал произведения Георгия Граубина? Может кто-то знаком с его творчеством? Итак, что нового вы узнали об этом авторе?

-Ребята, давайте откроем учебники на страницу 20. Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?...

7

Знакомство с творчеством Г. Граубина, чтение стихотворения «Хорошее настроение», работа с названием стихотворения.


5.2. Первичная проверка понимания

- Встречались ли вам в стихотворении непонятные слова. Какие? Давайте вместе разберем их.

5

Работа со словарем. Находим в тексте неизвестные слова, сначала дети пытаются сами определить значение этих слов. Пишут в тетрадях


5.3. Первичное закрепление

Кто такой персонаж?

- На странице 21 имеется рисунок. Давайте вместе опишем этот рисунок, что же там изображено? Кто же здесь персонаж? А кто есть действующие лица?

А какие вы знаете произведения, мультфильмы о добре, о добрых поступках? Давайте вспомним.

Дети: отвечают.

Учитель:

Ребята, мы с вами посмотрим фрагмент из мультфильма. И вы мне скажете, как называется этот мультфильм, каким стало ваше настроение после просмотра. Почему?

Слайд 4.

(Видео фрагмент из мультфильма «Крошка Енот» музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского)

Учитель: Ребята, вы просмотрели фрагмент из мультфильма, как называется мультфильм?

Дети: «Крошка Енот».

12

Вторичное чтение произведения, ответы на вопросы

Просмотр мультфильма «Крошка Енот», ответы на вопросы.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

5

Работа с новым термином «сравнение». Примеры сравнений в стихотворении, свои примеры.

7 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

«Шел по улице парнишка не спеша…»


3

Выразительное чтение учителем стихотворения

8 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Меня удивило…

Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

2

Ученики оценивают свою работу на уроке, используя рефлексивный экран























ХОД УРОКА

Учитель:

Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.

Я рада вас приветствовать. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

Как вы считаете, почему принято здороваться друг с другом и желать хорошего настроения? О чем это говорит?

Дети:

(о вежливости, о воспитанности…)

Учитель:

Ребята, на прошлом уроке мы с вами читали русскую народную сказку «Привередница». Была ли главная героиня сказки вежливой, доброй?

- О ком рассказывается в этой сказке?

- Как вы думаете, почему сказка так называется?

- Почему ни печка, ни яблоня, ни речка не помогли девочке в начале? (Потому что девочка не захотела попробовать ни пирожок, ни яблочко, ни молочка с киселём.)

- Почему они помогли девочке в конце сказки?

(Малашечка ласково обращалась к реке- реченька, к яблоне- яблонька, к печке- печенька).

- Расскажите: что произошло в избушке Бабы-Яги?

- Чем окончилась сказка?

- Как бы вы назвали эту сказку по- своему?

- Чему учит сказка «Привередница»?

Дети: (Надо быть вежливым, ответственным, добрым и т.д.)

Учитель: Ребята, а какие добрые поступки вы делали? Давайте вспомним, героев произведения, которые делали добрые дела?

Дети: отвечают, пытаются вспомнить.

Учитель: Вам стало от этого лучше на душе?

Дети: отвечают.

Учитель: Как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем говорить?

Дети: отвечают.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока: «Добра желаешь – добро и делай!».

Сегодня мы с вами прочитаем и проанализируем замечательное стихотворение, автором которого является Георгий Рудольфович Граубин.

- Кто уже читал произведения Георгия Граубина? Может кто-то знаком с его творчеством?

- Давайте же познакомимся с творчеством Георгия Граубина.

Слайд 1.

t1571852456aa.gif

(Информация в учебнике)

- Итак, что нового вы узнали об этом авторе?

-Ребята, давайте откроем учебники на страницу 20. Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

Чтение стихотворения про себя

- Встречались ли вам в стихотворении непонятные слова. Какие? Давайте вместе разберем их.

Слайд 2.

t1571852456ab.gif

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

Слайд 3.

t1571852456ac.gif

Теперь, когда мы разобрали непонятные слова, прочитаем стихотворение еще раз. И вы мне ответите на вопросы.

Повторное чтение

Кто такой персонаж?

- На странице 21 имеется рисунок. Давайте вместе опишем этот рисунок, что же там изображено? Кто же здесь персонаж? А кто есть действующие лица?

- А теперь, закрываем глаза и попытаемся вспомнить, какое доброе дело вы сделали сегодня, вчера. Отправимся в «Путешествие воспоминаний». Кто какие добрые дела сделал на этой неделе?

Дети: отвечают.

Учитель: Давайте в тексте найдем добрые поступки мальчика и прочитаем.

(Разбираем вопросы, имеющиеся в учебнике – 1, 2, 3, 5)

Учитель:

А какие вы знаете произведения, мультфильмы о добре, о добрых поступках? Давайте вспомним.

Дети: отвечают.

Учитель:

Ребята, мы с вами посмотрим фрагмент из мультфильма. И вы мне скажете, как называется этот мультфильм, каким стало ваше настроение после просмотра. Почему?

Слайд 4.

(Видео фрагмент из мультфильма «Крошка Енот» музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского)

t1571852456ad.gif

Учитель: Ребята, вы просмотрели фрагмент из мультфильма, как называется мультфильм?

Дети: «Крошка Енот».

Учитель: Да, правильно. «Крошка Енот».

Учитель: Какого же настроения эта песня?

Учитель: А вы знаете, кто сочинил музыку, назовите композитора? (обычно дети затрудняются назвать фамилию композитора)

Учитель: (Портрет В. Шаинского и краткая информация о композиторе)

Беседа о жизни и творчестве В.Я. Шаинского.

Учитель: Сегодня, мы с вами поговорим о В.Я.Шаинском.

Ученик: Шаинский родился в городе Киев, в семье инженера. Музыкальные способности проявились рано. В возрасте 3-4 лет он мог безошибочно спеть «взрослую» песню или повторить слово в слово прочитанный родителями не стихотворный текст. Он тянулся к красивым звукам, мелодиям, которые уже в ранние годы воспринимались им как нечто живое. Пел песни, даже пытался играть на фортепиано. Одаренность мальчика была замечена с 10 лет.

Хорошая, глубокая содержательная песня вызывает добрые чувства.

Учитель: Перед вами три карточки. Надо определить настроение песни «От улыбки».

Учитель: Вы правы карточка № 2 - весёлое, радостное, игривое.

Учитель: Чего испугался крошка енот?

Дети: отвечают.

Учитель: Правильно отражения в воде.

Учитель: Что посоветовала мама?

Дети: «А ты не бери палку, а улыбнись тому, кто сидит в пруду» - посоветовала мама.

Учитель: Правильно, просто улыбнуться. Какое у него было настроение? (Веселое, радостное) – Покажите, как он радовался.

(Дети изображают радость.)

Учитель: Ребята, какая фраза из песни вам нравится? Можете пропеть.

Дети: исполняют песню.

Учитель: Правильно дружба начинается с улыбки, поделись улыбкою своей!

Улыбка совершает чудеса? Каким образом?

Дети:

Улыбка:

- поднимает настроение тому, кто улыбается, и тому, кому улыбаются;

- усиливает доверие людей друг к другу, служит взаимопониманию;

- служит целебной силе эмоционального состояния;

- гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть;

- делает жизнь людей красивой, радостной.

Учитель: Каким стало ваше настроение после просмотра? Почему?

- Чем эта песня близка стихотворению Г. Граубина?

Улыбка обладает чудесными свойствами. В поведении улыбка – прежде всего - сигнал вежливости, поэтому она обязательна при приветствии и в ходе вежливого разговора. Главные строчки в песне – поделись улыбкою своей и она к тебе не раз еще вернется. Это значит что, только распространяя позитив на всех знакомых людей, вы сможете надеяться, что они так же отплатят и вам, начнут улыбаться окружающим и весь мир преобразится в лучшую сторону. Чудесная сила заключается в улыбке! Это и подтвердил герой стихотворения – мальчишка. Он улыбался прохожим, дарил людям добро, потому что у него было просто хорошее настроение. За что окружающие были ему рады.

Письменная работа.

Учитель:

Откройте рабочие тетради на страницу 11. Выполните задание №3

Слайд 5.

t1571852456ae.gif

Задание №2.

(помогал, на улице, добро, поднимали)

Учитель: Давайте вспомним, что такое сравнение?

Дети: отвечают.

Учитель:

Слайд 6.

-Что такое сравнение?

- Приведите, пожалуйста, примеры.

t1571852456af.gif

- Выполним задание №4

- Выполните задание №5 (самостоятельно).

Учитель:

- Чем мы с вами сегодня занимались на уроке?

- Что нового вы узнали?

- С произведением какого автора мы познакомились? Как называется это произведение?

- С музыкой какого композитора познакомились?

- Как вы думаете, почему важно для человека хорошее настроение. Что его создает?

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

Выучить стихотворение наизусть.

Слайд 7. Рефлексия


t1571852456ag.gif






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.