Сценарий мероприятия «Мир добра и красоты»
м
1. Организационный момент. Приветствие.
(В кругу) Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Что мы сегодня пожелаем друг другу?
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Добрый день, ребята. Все, о чем мы сегодня будем говорить, встречается нам ежедневно. Но из-за быстрого течения времени, мы просто часто не обращаем внимание на всё, что нас окружает. Итак, тема нашего занятия: «Мир – добра и красоты»
Вопросы к детям:
1.Как Вы понимаете слово «красота»? Какие ассоциации у Вас возникают? (Ответы детей)
2.Подберите синонимы к слову красота.
(Ответы детей: восхитительный, пленительный, великолепный, ослепительный, обворожительный, бесподобный, видный, прекрасный, художественный, изящный, нарядный, дивный, роскошный, привлекательный, чудный, божественный, блестящий).
Сегодня мне хочется рассказать вам одну притчу о красоте души.
Притча
Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.
- Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?
В это время по улице шел знатный боярин.
- а ну-ка, - сказал он, - напиши мне, малец, и мой портрет.
Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.
- Я так и думал. – горделиво сказал он, - Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.
Люди молча расступились.
И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы до смерти, если бы не появился нищий-странник.
- Остановись,- сказал он,- боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души. Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:
- Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.
С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но, увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:
- Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.
- Да, но это только внешне.
Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:
- Добрый человек, - сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:
- Этим я обязан тебе.
- Вам понравилась притча?
- А о чем она, ребята? (ответы детей)
- Правильно, старинная притча говорит нам о том, что красота человека проявляется через его поступки. Добро сделало боярина поистине красивым человеком. Но какая это была красота?
Дети: внутренняя, душевная.
- А теперь я обращаюсь к словам Антона Павловича Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
- Что в этих словах говорит о внешней, т. е. сразу видимой красоте?
Дети: лицо и одежда
- А какие слова говорят о внутренней красоте?
Дети: душа и мысли
Задание.
Перед вами карточки со словосочетаниями о красоте в человеке.
Разделите эти словосочетания на 2 разные группы?
(Красивый нос, красивые глаза, красивые губы, добрый взгляд,
красивые брови, милосердное отношение, красивый поступок, прекрасные волосы, красивая причёска, нежная кожа, красивая душа, трепетное отношение.)
- Зачитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них?
Дети: О внешней красоте.
- От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?
Дети: Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.
-Зачитайте словосочетания второй группы.
- О какой красоте идёт речь в них?
Дети: О внутренней, духовной красоте.
А от чего зависит духовная красота?
Дети: От культуры, от воспитания, от образования…
- Молодцы! Вы всё сделали правильно.
2. Дети выбирают цветы.
Розы, ландыши, лилии. Розы – цветы садовые, любящие заботу, это символ любви, в их сердцах живет любовь ко всему живому, это страстные, чувственные натуры. Ландыши – цветы лесные, скромные, расцветающие ранней весной, натуры неприхотливые, но творческие и поэтому счастливые. Лилии – цветы леса и сада, они являются символом юности, такие же красивые, стремящиеся быстро всё познать, любящие свободу и независимость.
Задание
А теперь представьте, что у нас в группе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут различать их без особого труда.
Как вы думаете, почему, несмотря на всевозможные сходства, их различают? Перечислите все отличия, которые могут существовать между этими близнецами. (Записываю на доске.)
Дети:
Они могут различаться по характеру, по способностям, по уму.
Педагог:
Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, а главным образом невидимыми, неуловимыми качествами и это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции.
– Что, по вашему мнению, занимает более важное место в жизни: внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело?
Ответы детей.
Педагог:
Да, ребята, человек – это прежде всего душа, а не тело.
Задание.
Творческая деятельность
У Николая Заболоцкого есть такие строки:
Что такое красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? (высказывания детей)
- Представьте, что душа человека – это сосуд (на доске рисунок кувшина). Я предлагаю вам наполнить этот сосуд качествами, которые делают душу красивой. (Из цветной бумаги дети вырезают цветы, улыбки, бабочек и т. д., записывают на них качества души и приклеивают на кувшин).
(звучит музыка)
- Мы наполнили сосуд души хорошими качествами. А в чём эти качества могут проявляться? (в словах, добрых делах, благородных поступках)
- На свете есть люди с красивой душой и их очень - очень много.
- А вы, ребята, встречали таких людей?
(Дети представляют свои примеры красивых душой людей)
– Ребята, сегодня вы уже поняли, что не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.
-Приходилось ли вам встречаться с некрасивыми людьми, обладающими прекрасными душевными качествами? Отталкивала ли вас их некрасивость?
Дети…
-Влияет ли красота друга или подруги на ваши отношения?
Дети…
- А на чью красоту или некрасивость мы никогда не обратим свое внимание, не придадим ему значение? Потому, что для нас они в любом случае всегда красивы.
Дети: на своих родных, любимых, близких.
Конечно, потому, что существует еще красота взаимоотношений:
В детстве между ребенком и родителями, в юности между молодым человеком и девушкой, в среднем возрасте между мужем и женой, в старости между дедушками и бабушками и внуками.
Это называется красота семейных отношений.
Позитивное высказывание (цитата).
«Красота человека заключается в его делах». Народная мудрость
Вопросы:
1. Как вы понимаете смысл данного высказывания?
2. Согласны ли вы с цитатой? Давайте повторим цитату хором.
3. А вы можете привести пример поступка, который укажет нам на душевную красоту человека?
Вывод:
Целью жизни человека является развитие и совершенствование души.
Поэтому, ребята, нужно стараться жить, чтобы становиться людьми с огромной душой, а не бездушными монстрами.
Упражнение «Мои ощущения в лучах солнца».
Дети приклеивают круг. В самом низу листа надпись: «Какое ощущение тебе хотелось бы испытать прямо сейчас?».
Задание «В центре солнца напиши, какие чувства ты сейчас испытываешь (весёлое, приятное, грустное и т. д.). Затем нарисуй лучи в разные стороны Вдоль лучей напиши всё, что необходимо сказать или сделать, чтобы у тебя появились такие чувства, ощущения. Скажи своему другу или соседу, что именно ты написал на лучах солнца. Спроси у него, какие чувства у него появились после твоих слов».
Ведущий предлагает обсудить, какие слова, сказанные друг другу, больше всего понравились и какие чувства они вызвали у детей.
В тихом сопровождении Симфонии № 9 ч. 3 Л. Бетховена.
В качестве напутствия, я прочту вам стихотворение М. Скребцовой
С рожденья в каждом сердце доброта,
Блаженны те, что дар святой хранят,
В нем Божьей сути вечна красота,
Он вечным смыслом навсегда объят,
О, души, – вы носители любви,
Призванье ваше – излучать тепло,
В стремленья светлые во дни свои,
О, не вносите, не впускайте зло.
Господь вручил вам дар неповторимый,
Носители его – ваш путь высок,
О, не затмите в суете дорог
Священной силы вещие порывы…
Задание
«Шкатулка впечатлений» - по кругу из шкатулки каждый ребенок вытягивает листочек, на котором написано начало фразы, которую нужно закончить.
«Сегодня я понял, что красота…..»
«Я понял, что быть красивым, значит…..»
«Душа – это ….»
«Сегодня мне понравилось…..»
«Сегодня я понял, что ……»
«Думаю, что главное в человеке…..»
«Я понял, что быть красивым, значит…..»
Все выходят в круг со своими листочками и зачитывают.
Ребята, доброе неразрывно связано с красотой. Эта глубокая связь хорошего и красивого появляется на каждом шагу. Ведь прекрасна не только талантливая поэма, симфония, картина, прекрасны и умная мысль человека, его дела, благородные поступки.
Сделать душу крылатой или ползать по земле – зависит от вас. Выбор за вами.
И я надеюсь, что после нашей сегодняшней встречи, вы научитесь видеть и ценить настоящую красоту, которая поможет вам найти главные ценности в вашей жизни.
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.