Урок по биологии в 9 классе «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы»
Тема урока: «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы». 9 класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: создать условия для расширения и углубления знаний о среде обитания организмов, сформировать понятия об экологии, экологических факторах и средах жизни живых организмов.
Задачи предметные:
1. Образовательные: сформировать и закрепить понятия экологии, экологических факторов и сред жизни живых организмов
2. Развивающие: развивать способность мыслить, рассуждать, высказывать мнение и доказывать свою точку зрения
3. Воспитательная: воспитывать умение выслушать, высказать и уважать мнение других людей, а так же воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Задачи метапредметные:
Формировать УУД:
1. Личностные: способствовать нравственно-этической ориентации учащихся, собственной позиции.
2. Регулятивные: развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей.
3. Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, выбирать критерии для сравнения, решать проблемы
4. Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в паре.
Планируемый результат:
Предметный:
Знать понятие экология, экологические факторы, уметь охарактеризовать среды обитания, их особенности и особенности организмов, заселяющих эти среды.
Метапредметный:
Уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в паре, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь анализировать свою работу на уроке.
Основные понятия:
Предметные: Экология, экологические факторы, среды обитания, аэробионты, гидробионты, эндобионты, эдафобионты, биотический фактор, абиотический фактор, антропогенный фактор.
Методы обучения: проблемные; частично-поисковые.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
1. Организация начала урока.
Проверка готовности к уроку.
2. Подготовка учащихся к усвоению.
На слайде даны понятия. Прочитайте их. Все ли понятия вам знакомы?
3. Изучение нового материала.
Запишите тему урока
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.
Что такое экология? (4 слайд) – беседа с обучающимися
Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей неживой природой. Термин «экология» ввел в научный обиход немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч. Дарвина, Э. Геккель в 1866 году.
Итак, первое, что мы должны с вами вспомнить, что такое среда обитания? А что значит место обитания? Давайте вместе сформулируем это понятие. Что для вас учащихся будет средой обитания? (Ответы учащихся).
Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм.
Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания.
Пример: киты и дельфины живут в морях и океанах, щуки предпочитают места в реке с медленным течением, но среда одна водная и т.д.
Вспомните, какие среды обитания вам известны. Сколько их?
Среды жизни. Стр. 186.
1 задание. Выберите из предлагаемого ниже списка, соответствующее значение той или иной среды.
Характеристика среды | Вид среды | |||
Наземно - воздушная | Водная | Почвенная | Организмен -ная | |
1. Плотность | | | | |
2. Освещенность | | | | |
3. Колебания температуры | | | | |
4. Количество воды | | | | |
5. Количество кислорода | | | | |
1 Очень высокая, высокая, средняя, низкая;
2. Высокая, средняя, низкая, отсутствует;
3. Высокие, средние, слабые;
4. Много, умеренно, мало;
5. Много, умеренно, мало, очень мало.
Критерии оценки. Оценка выводится по каждому столбцу таблицы:
5 правильных ответа – оценка 5; Итоговая оценка ставиться по
4 правильных ответа – оценка 4; среднему арифметическому
3 правильных ответа – оценка 3; значению
Кто такие гидробионты, аэробионты, эдафобионты, эндобионты, симбионты?
2. задание. Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Среда обитания | |
Наземно - воздушная | |
Водная | |
Почвенная | |
Организменная | |
Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, комар, корень дерева, овод, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, личинка майского жука, ряска, постельный клоп, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, человек, трясогузка, гидра, клещ собачий.
Критерии оценки.
1-2 ошибки –5 баллов;
3-4 ошибки –4 баллов;
5-8 ошибок –3 балла;
Как вы думаете, среда оказывает какое-то действие на организмы или просто окружает их?( Оказывает)
Все действия среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами.
Какие факторы могут влиять на организмы?
3 задание: докончить схему
Критерии оценки.
Схема вся заполнена –5 баллов;
1 ошибка –4 балла;
2 и более ошибок –3 балла;
3 группы экологических факторов
1.Биотические – взаимодействия организмов друг на друга и на среду обитания (хищники, паразиты, конкуренты внутривидовые и межвидовые)
2.Абиотические – факторы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление
3.Антропогенный (человеческий фактор) – комплекс взаимоотношений человека и окружающего мира (могут предусматриваться человеком, могут быть случайными, непредвиденными
Закрепление.
4 задание: Определить вид экологического фактора, отраженный в данном тексте. Привести доказательства (подчеркните), подтверждающие вашу версию.
1.М.Горький. «Тимка».
Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом, вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.
Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова
2.М.Горький «Ледоход».
Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, оголенной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.
Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер.
3.В.М.Смирин. «Звери в природе»
На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.
Задание 5:"Абиотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие абиотические факторы способствуют опылению растений?
Чем можно объяснить, что деревья, растущие вблизи уличных фонарей, сбрасывают листья обычно позже, чем деревья, растущие на неосвещенных улицах?
"Биотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие биотические факторы способствуют опылению растений?
Инжир, завезенный в Калифорнию, долгое время не плодоносил, хотя условия были благоприятными. Каковы причины описанного факта?
Домашнее задание:
О воздействии экологических факторов друг на друга, об адаптации организмов и приспособленности к этим воздействиям, мы поговорим на след уроке. Дома самостоятельно изучите п 49.
Рабочая карта по теме.
Критерии оценивания:
измерит. | задание 1 | задание 2 | задание 3 | задание 4 | задание 5 | уст ответ | сумма баллов |
Баллы | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 2 | |