12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина382
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Сведения об авторах

ФИО

Лапшина Ирина Ивановна

Район

Г. Нижний Новгород, Канавинский р-н

Место работы

МБОУ «Школа № 41»

Должность

Учитель химии и биологии

Общие сведения

Образовательная область, учебный предмет

Биология

Класс

5 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Пономарева И. Н., Корнилова О.А. и др. Биология: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы.- М.: “Вентана – Граф”, 2012

Тема учебного занятия

 

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Экологические факторы среды

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема «Жизнь организмов на планете Земля»

Среды жизни планеты Земля

Экологические факторы среды

Приспособления организмов к жизни в природе

Природные сообщества

Природные зоны России

Жизнь организмов на разных материках

Жизнь организмов в морях и океанах

Учебная задача

Сформировать общее представление об экологических факторах и их классификации;
Выявить причинно-следственные связи влияния человека на природу, причины возникновения экологических проблем;

Продолжить воспитание эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.


 

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающие научаться: различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Приводить примеры деятельности человека, как антропогенного фактора

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающие овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради; ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей и планом; оценивать работу одноклассников.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающие убедятся на практике в значимости ведения дискуссии в соответствии с нормами этикета, правильно излагать свои мысли, формулировать вопросы

Исходное состояние обучающихся:

Имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;

Владеют техникой публичного выступления;

Обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением;

Владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

Могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Определять степень окисления, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР методом электронного баланса. Определять «окислитель» , «восстановитель» в уравнения ОВР. Определять процесс окисления, восстановления

Продолжить формировать умения анализировать,сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причинно-следственные связи простых явлений, прогнозировать результаты, применять методы, влияющие на результаты. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Создать условия для саморазвития и самообразования на основе познавательных интересов и мотивации к изучению биологии


 

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Пономарева И. Н., Корнилова О.А. и др. Биология: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы.- М.: “Вентана – Граф”, 2012

Биология, 5 класс, Рабочая тетрадь, Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В., 2015.

Т.С. Сухова Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. — М.: Вентана-Граф, 2015.

Биология, Новейший справочник, Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., 2007.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Классификация экологических факторов среды:

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/ekologicheskie-faktory.html

Презентация «Экологические факторы среды» http://www.myshared.ru/slide/462968

Задания по теме «приспособления организмов к влиянию различных экологических факторов

http://fcior.edu.ru/card/10631/prisposobleniya-organizmov-k-vliyaniyu-razlichnyh-ekologicheskih-faktorov.html

техническое обеспечение

Компьютер, проектор


 

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой, заполнение таблицы)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (выполнение письменных заданий)

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса окружающего мира и биологии.

1.3. Создание проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

В школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического и общественно - социального значения полученных знаний.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап ‑ 2 мин.

2. Целеполагание – 1 мин.

3. Актуализация знаний – 4 мин.

4. Введение новых знаний – 23 мин.

5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 12 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин.

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (работа с книгой)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в быту

У подростков продолжают развиваться различные виды мышления

теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)

наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы, формулы, уравнения) образов объектов.)

словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой)

По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

деятельность, связанная с формированием мировоззрения (в данном уроке-вопросы формирования аксиологической составляющей экологической культуры)

деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репородуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно-ориентированных заданий -ситуационная задача)

тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости.

Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль

 

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для школьников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?).


 

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Вступительное слово учителя. Повторение пройденного на прошлом уроке. Выполнение тестовой работы. Вспомним, что было задано на дом?

Фронтальный опрос

Что такое среда обитания?

Какие среды жизни вы запомнили?

Участвуют в самостоятельной работе, производится взаимопроверка.

1.3 Изучение нового материала

Каждая из сред обитания отличается условиями жизни.

Условия среды, которые оказывают воздействие на организм называют факторами среды

Читаю стихотворение

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года – Это факторы природы.

Задаю вопрос

Как вы думаете: что мы будем изучать?

Какова цель урока? Давайте вспомним, какая бывает природа?

Факторы природы или среды могут быть факторами неживой природы и живой природы

Факторы неживой природы называют АБИОТИЧЕСКИМИ

Факторы живой природы называют

БИОТИЧЕСКИМИ

Задание1.

Ученики чертят в тетради табличку с колонками абиотический, биотический и антропогенный факторы.

Класс поделен на 3 группы по рядам, каждый из рядов должен выписать примеры, одного из предложенных факторов среды.

Задание 2.

Выписать из стихотворения факторы в нужные столбцы

Снег кружится,

Снег ложится -

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица,

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички.

Выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки…

Проверяем, что получилось


 


 


 

Слушают стих


 


 


 


 


 

Отвечают на вопрос.

Определяют тему. «Экологические факторы среды» записывают в тетрадь.

Сформулируйте цель на уроке: узнать о….


 


 


 


 

Зачитывают ответ

1-ый ученик

2-ой ученик

3-ий ученик


 


 

Зачитывают ответ

1-ый ученик

2-ой ученик

3-ий ученик

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

А теперь познакомимся поближе с абиотическими факторами и их влиянием на живые организмы и проведём интерактивную практическую работу

Вывод№1 факторы неживой природы не всегда положительно влияют на живой организм

А теперь посмотрим видеоролики и познакомимся с биотическими факторами

Какие типы биотических факторов вам запомнились? Приведите примеры?

Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?

1. Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я – хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

(Щука – плотва и караси, хищничество)

2. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Цветок – пчела, симбиоз)

3. Кровь попить у детворы

Любят летом комары,

Потому, что кровососы -

Надоеды – пискуны.

(Комар – человек, паразитизм)

4. Два организма взаимнополезны,

связаны вместе ну просто железно. Жить в одиночку огромный вопрос? Такое сожительство есть (симбиоз)

5. В воскресенье с мамой, с папой мы поедем в лес гулять.

Соберем грибов и ягод, будем бегать, и играть, и нарвём цветов красивых, соберём еловых шишек.

Ведь природа так красива!

Сколько у неё излишек!

Смотрят

Отвечают ,

записывают в тетрадь

Слушают, отгадывают

2.2. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Прочитайте рассказ, выполните задания. Несколько учеников у доски.

«Грустная история»

Как – то раз, в один из холодных, ненастных осенних дней, когда пронизывающий, ледяной ветер, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а тёмные тучи заволокли небо, дождь крупными каплями, силою ударял о землю. Было холодно и сыро, встретились маленький ёжик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.

Задание

1)Проанализируйте

2) Какие природные условия оказали на героев сказки своё воздействие?

3) Выпишите из текста эти условия

Самостоятельно выполняют задания.

При помощи учителя осуществляют проверку выполненного задания, комментируют свои ответы.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Выполняют индивидуально задания на местах, 2 человека работают у доски

I Допишите предложение или вставьте пропущенное слово:

Условия среды, которые оказывают воздействие на организм называют

Факторы неживой природы называют

Факторы живой природы называют

Воздействие человека на природу называю______________фактором

II Т Е С Т :

ФАКТОР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

А) свет Б) гриб

В) температура Г) вода

К АБИОТИЧЕСКОМУ ФАКТОРУ ОТНОСИТСЯ

А) пожар Б) освещённость

В) травоядность Г)симбиоз

IV Установите соответствие :

А)антропогенный фактор

Б) биотический ф

В) абиотический ф

1) влажность,

2) распашка степей,

3) мороз,

4) хищник,

5) дождь,

6)заповедники,

7) град,

8) травоядность,

9) солнечный свет,

10) помёт животных,

11) вырубка леса,

12) температура,

13) построение плотины,

14) грибокорень

Сдать тетради на проверку

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения.

Сдают тетради на проверку

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся

Подведение итогов урока.


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чухрий Вера Васильевна, 03.08.17 в 20:31 -1Ответить Пожаловаться
Обратите внимание на предметные результаты вашего урока. Степень окисления и другая химия в 5 классе.
Ирина, 24.09.18 в 18:41 1Ответить Пожаловаться
спасибо,пропустила в своем же шаблоне,когда перекраивала

Отредактировано 24-09-2018 18:41

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.