12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Денисова Татьяна Анатольевна14

Технологическая карта урока

Учитель: Денисова Татьяна Анатольевна, высшая квалификационная категория 

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Образовательные технологии

Игровая технология, проблемно-диалогическая, элементы исследовательской деятельности, уровневая дифференциация

Тема

Глагол как часть речи

Цель

Создание условий для углубления и формирования знаний учащихся о глаголе, для освоения навыков определять части речи, их морфологические признаки

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: умение работать со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в коллективе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Учащийся научится:

- определять морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль

- различать и характеризовать глаголы по значению

Учащийся получит возможность научиться:

- составлять самостоятельно задания по изучаемой теме

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ссылки на сайт Учи.ру

1. Мотивация к учебной деятельности


Эмоционально настраивает детей на работу.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Добрый день, ребята!

- Скажите, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

- А для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не перебивать и не бояться трудностей!

- Запишите число, классная работа, для темы оставьте место. Мы её определим чуть позже.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

(Будет интересно! Узнаю что-то новое, полезное. Расширится мой кругозор. Получу радость от общения. Ожидаю получить хорошую отметку…).

Делают записи в тетради.


2. Актуализация и пробное учебное действие


Предлагает вспомнить ранее изученный материал.

- Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

- Что изучает морфология?

- На какие группы делятся части речи?

- Давайте вспомним их.

Отвечают на вопросы, работают с заданиями от Учи.ру


https://uchebnik.mos.ru/material/app/234133


3. Формулировка темы, целеполагание и планирование


- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительной, самой живой частью речи… Какой? Это вы узнаете, обратившись к стихотворению

В. Кондрашова,

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растет.

- О чем будем говорить сегодня?

- Тема? Глагол как часть речи.

Слово учителя:

Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».

С помощью глагола мы узнаём, как всё в мире движется, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

По подсчётам учёных глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
- Сформулируйте цель урока.
- У каждого из вас есть лист –
 «Цели», отметьте галочкой   в левой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
 Цель (чего я хочу добиться на уроке)

-Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.

-Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.

-Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.

-Пополнить свой словарный запас.

- Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой.

- Как будете их достигать?

Выразительно читают стихотворение В. Кондрашова.

Определяют тему урока.

Записывают в тетрадь тему урока

Формулируют цель учебной деятельности

и план достижения

цели



4. Построения проекта выхода из затруднения


-Давайте вспомним, что такое глагол?

1. Глагол обозначает действие предмета – это его общеграмматическое значение.

- Какой вывод можете сделать? (многообразие глагольной лексики, для каждой речевой ситуации есть свои глаголы).

Вспоминают и повторяют то, что уже знают о глаголе

Выполняют задания, обобщают и формулируют выводы

Делают вывод о роли глагола в речи, работают с заданиями от Учи.ру

https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/153446


https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/155209




5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта


- Обратите внимание на слова:

Решал

Решают

Будут решать

- Задайте к ним вопросы

- Как вы думаете, какой морфологический признак может объединять эти глаголы? (время).

Как изменяются глаголы? ().

Постепенно составляется и заполняется таблица

Глагол

Время

Число

Лицо

Род

решал

прош

ед.

-

м.р.

решают

наст

мн.

3 л

-

буду решать

будущее

ед.

1 л

-

Сделаем выводы:

Какие морфологические признаки имеет глагол?

2. Как изменяется глагол?

- Ребята, вы слышали такое слово, как инфинитив. Что это такое? (Это неопределенная форма глагола). На какие вопросы отвечает?

Есть забавная сказка об инфинитиве. Послушайте её внимательно и переведите на язык науки.

Смотрит Инфинитив, как изменяются глаголы, и говорит:

- Эх вы, разве так надо изменяться?

- А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи!

- Я б показал, - сокрушается Инфинитив, - только у меня времени нет.

-Время мы тебе найдем, - обещают глаголы, -какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?

- Давайте будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, - да не забудьте про Вспомогательный Глагол.

- Изменяется вспомогательный глагол по лицам и числам, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит, зачем ему это надо? Он – Инфинитив, у него нет времени. 

- Вывод? Глагол в форме инфинитива не изменяется.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в «Хлопок».

Выпустил, разжег, лег, хлопок, шатер, утер, шахтер, оглянуться, синева, розовеет, высокий, упал, встал, спасибо, сели.

Отвечают на вопросы учителя. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственную связь между отдельными языковыми явлениями

Учащиеся самостоятельно пытаются назвать и прокомментировать каждый признак

Формулируют выводы

Слушают сказку,

«переводят её на язык науки» и приходят к решению о том, что инфинитив не имеет времени и тем самым не изменяется

Принимают участие в игре.

На слух определяют слова разных частей речи, работают с заданиями от Учи.ру


https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/202706


https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/131495


































https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/190322




6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Запишем предложения:

1. Мы пришли в школу учиться.

2. Учиться – это моя обязанность.

- Назовите глаголы, подчеркните как члены предложения.

- Вывод? (глагол в предложении может являться не только сказуемым)

- Обобщим все то, что сказали о глаголе.

Сравним наши наблюдения с материалом в учебнике

- Как надо действовать, чтобы определить глаголы в ряду других частей речи?

Выполняют задания. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о том, что глагол в предложении может являться не только сказуемым

Составляют устный рассказ о глаголе.

Сверяют свои выводы с выводами учебного материала, работают с заданиями от Учи.ру




https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/104435


7. Самостоятельная работа с самопроверкой


- Распределите слова в два столбика, по какому признаку, догадайтесь самостоятельно

Поднимается, отвечают, молчать, сыграл, указать, беречь

(измен. глаголы – инфинитив)


Определяют, по какому признаку нужно распределить слова в 2 столбика.

Выполняют задание.


https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/190322


8. Включение в систему знаний и повторение


Игра «Третий лишний».

Ответ аргументировать

1. Поет, кричит, грустит

(по лексич. значению)

2. Играют, пишут, читает

(мн.ч.- ед.ч.)

3. Сел, бегу, встал

(прош.вр.- наст.вр)

Через элемент игры обобщают полученные на уроке сведения о глаголе



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке


-Возьмите листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились.

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью 0символов

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия 
Несколько учащихся зачитывают свои результаты.



https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/88720


10. Домашнее задание

Повышенный уровень: подобрать 5 фразеологизмов, которые можно заменить глаголом- синонимом, определить его морфологические признаки.

Базовый уровень: упр.606 по заданию

Записывают домашнее задание на выбор.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.