12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Денисова Татьяна Анатольевна14 |
Урок в 5 классе
Технологическая карта урока
Учитель: Денисова Татьяна Анатольевна, высшая квалификационная категория
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Образовательные технологии | Игровая технология, проблемно-диалогическая, элементы исследовательской деятельности, уровневая дифференциация |
Тема | Глагол как часть речи |
Цель | Создание условий для углубления и формирования знаний учащихся о глаголе, для освоения навыков определять части речи, их морфологические признаки |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: умение работать со справочной литературой, постановка и решение проблемы; Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; Коммуникативные: умение работать в коллективе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. Учащийся научится: - определять морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль - различать и характеризовать глаголы по значению Учащийся получит возможность научиться: - составлять самостоятельно задания по изучаемой теме |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ссылки на сайт Учи.ру | ||
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоционально настраивает детей на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Добрый день, ребята! - Скажите, что вы ожидаете от сегодняшнего урока? - А для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не перебивать и не бояться трудностей! - Запишите число, классная работа, для темы оставьте место. Мы её определим чуть позже. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. (Будет интересно! Узнаю что-то новое, полезное. Расширится мой кругозор. Получу радость от общения. Ожидаю получить хорошую отметку…). Делают записи в тетради. | |||
2. Актуализация и пробное учебное действие | Предлагает вспомнить ранее изученный материал. - Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? - Что изучает морфология? - На какие группы делятся части речи? - Давайте вспомним их. | Отвечают на вопросы, работают с заданиями от Учи.ру | | ||
3. Формулировка темы, целеполагание и планирование | - Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительной, самой живой частью речи… Какой? Это вы узнаете, обратившись к стихотворению В. Кондрашова, Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – все в действие придет: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растет. - О чем будем говорить сегодня? - Тема? Глагол как часть речи. Слово учителя: Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». С помощью глагола мы узнаём, как всё в мире движется, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. По подсчётам учёных глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. - Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. -Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. -Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол. -Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. -Пополнить свой словарный запас. - Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. - Как будете их достигать? | Выразительно читают стихотворение В. Кондрашова. Определяют тему урока. Записывают в тетрадь тему урока Формулируют цель учебной деятельности и план достижения цели | |||
4. Построения проекта выхода из затруднения | -Давайте вспомним, что такое глагол? 1. Глагол обозначает действие предмета – это его общеграмматическое значение. - Какой вывод можете сделать? (многообразие глагольной лексики, для каждой речевой ситуации есть свои глаголы). | Вспоминают и повторяют то, что уже знают о глаголе Выполняют задания, обобщают и формулируют выводы Делают вывод о роли глагола в речи, работают с заданиями от Учи.ру | |
5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта | - Обратите внимание на слова: Решал Решают Будут решать - Задайте к ним вопросы - Как вы думаете, какой морфологический признак может объединять эти глаголы? (время). Как изменяются глаголы? (). Постепенно составляется и заполняется таблица
Сделаем выводы: Какие морфологические признаки имеет глагол? 2. Как изменяется глагол? - Ребята, вы слышали такое слово, как инфинитив. Что это такое? (Это неопределенная форма глагола). На какие вопросы отвечает? Есть забавная сказка об инфинитиве. Послушайте её внимательно и переведите на язык науки. Смотрит Инфинитив, как изменяются глаголы, и говорит: - Эх вы, разве так надо изменяться? - А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи! - Я б показал, - сокрушается Инфинитив, - только у меня времени нет. -Время мы тебе найдем, - обещают глаголы, -какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее? - Давайте будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, - да не забудьте про Вспомогательный Глагол. - Изменяется вспомогательный глагол по лицам и числам, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит, зачем ему это надо? Он – Инфинитив, у него нет времени. - Вывод? Глагол в форме инфинитива не изменяется. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в «Хлопок». Выпустил, разжег, лег, хлопок, шатер, утер, шахтер, оглянуться, синева, розовеет, высокий, упал, встал, спасибо, сели. | Отвечают на вопросы учителя. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственную связь между отдельными языковыми явлениями Учащиеся самостоятельно пытаются назвать и прокомментировать каждый признак Формулируют выводы Слушают сказку, «переводят её на язык науки» и приходят к решению о том, что инфинитив не имеет времени и тем самым не изменяется Принимают участие в игре. На слух определяют слова разных частей речи, работают с заданиями от Учи.ру | | | |||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Запишем предложения: 1. Мы пришли в школу учиться. 2. Учиться – это моя обязанность. - Назовите глаголы, подчеркните как члены предложения. - Вывод? (глагол в предложении может являться не только сказуемым) - Обобщим все то, что сказали о глаголе. Сравним наши наблюдения с материалом в учебнике - Как надо действовать, чтобы определить глаголы в ряду других частей речи? | Выполняют задания. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о том, что глагол в предложении может являться не только сказуемым Составляют устный рассказ о глаголе. Сверяют свои выводы с выводами учебного материала, работают с заданиями от Учи.ру | | ||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | - Распределите слова в два столбика, по какому признаку, догадайтесь самостоятельно Поднимается, отвечают, молчать, сыграл, указать, беречь (измен. глаголы – инфинитив) | Определяют, по какому признаку нужно распределить слова в 2 столбика. Выполняют задание. | |||||||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение | Игра «Третий лишний». Ответ аргументировать 1. Поет, кричит, грустит (по лексич. значению) 2. Играют, пишут, читает (мн.ч.- ед.ч.) 3. Сел, бегу, встал (прош.вр.- наст.вр) | Через элемент игры обобщают полученные на уроке сведения о глаголе | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Возьмите листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. - Оцените свою деятельность на уроке с помощью 0символов | Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | |
10. Домашнее задание | Повышенный уровень: подобрать 5 фразеологизмов, которые можно заменить глаголом- синонимом, определить его морфологические признаки. Базовый уровень: упр.606 по заданию | Записывают домашнее задание на выбор. |