Урок в 7 классе по информатике на тему "Алфавитный подход к измерению информации"
Технологическая карта урока по информатике
Предмет: | Информатика |
Класс: | 7А класс |
УМК: | УМК «Информатика» 7-9 классы, автор: Угринович Н. Д. |
Тема урока: | «Алфавитный подход к измерению информации» |
Тип урока: | Комбинированный урок |
Методы обучения: | Словесный метод, практические методы, наглядные методы |
Формы организации познавательной деятельности: | Фронтальная, индивидуальная |
Цель урока: | Учащиеся приобретут теоретические знания и практические навыки по измерению количества информации с точки зрения алфавитного подхода |
Планируемые результаты (предметные): | Сформировать у учащихся представление об алфавитном подходе к измерению информации; познакомить учащихся с единицами измерения информации; научить измерять информационный объём сообщений, с учётом информационного веса символов |
Метапредметные результаты: | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение устной и письменной речью |
Личностные результаты: | Умение понимать смысл поставленной задачи; умение анализировать свои возможности в достижении планируемых результатов; умение высказывать и аргументировать свое мнение |
Оборудование: | Карточки с заданиями; компьютеры; проектор; мультимедийная презентация |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент (2 мин.) | Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность. Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний (8 мин.) | На прошлом уроке мы познакомились с измерением количества информации с точки зрения содержательного подхода. Давайте с вами вспомним: 1. В чём заключается содержательный подход? 2. Чем отличаются понятия информация и информативность? 3. Какая единица измерения информации считается эталонной? 4. По какой формуле находится количество информации, заключенное в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий? 5. Что обозначает N в данной формуле? 6. Что обозначает i в данной формуле? 7. Выполните задание на карточках №1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) | Отвечают на вопросы. - Кол-во информации в сообщении определяется объёмом знаний, который несет это сообщение. - Информация – это сведения, знания об окружающем нас мире. Информативным для человека является то сообщение, которое содержит новые и понятные сведения. - Бит. - 2i=N - Кол-во возможных равновероятных событий. - Кол-во информации в сообщении. Выполняют задание. | Регулятивные УУД: способность к организации своей деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Личностные УУД: формирование готовности к сотрудничеству; развитие познавательных интересов. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог. |
3. Постановка темы и задач (3 мин.) | Сегодня мы познакомимся с ещё одним подходом к измерению информации. Тема сегодняшнего урока «Алфавитный подход к измерению информации». (Слайд 2) Как вы думаете, что нового вы узнаете сегодня на уроке и чему научитесь? | Формулируют задачи урока. | Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять и следовать учебным целям. Личностные УУД: постановка цели и задач урока; формирование готовности к сотрудничеству. Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме; умение вступать в диалог. |
4. Открытие новых знаний (12 мин.) | Как вы думаете, чем алфавитный подход к измерению информации отличается от содержательного? С точки зрения содержательного подхода, мы рассматривали информацию со своей точки зрения — с позиции человека. Для нас количество информации зависит от ее содержания, понятности и новизны. Однако любое техническое устройство не воспринимает содержание информации. Поэтому в вычислительной технике используется другой подход к измерению информации – алфавитный. Алфавитный подход позволяет измерять информацию, заключенную в тексте на некотором языке (естественном или формальном). Что такое алфавит? (Слайд 3) Каждый алфавит обладает особой характеристикой – мощностью. При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определённый «информационный вес». Обозначение – i. Информационный вес символа зависит от мощности алфавита! Наименьшее количество символов имеется в двоичном алфавите. Он содержит всего два символа, которые обозначаются «0» и «1». (Слайд 4) Например, чтобы посчитать количество информации в следующем двоичном тексте, нужно пересчитать все 0 и 1. В тексте содержится 24 бита информации. Как уже было сказано, информационный вес символа зависит от мощности алфавита. Находится по формуле. Существует также формула для измерения информации в конкретном тексте. (Слайд 5) Ограничений на максимальный размер алфавита нет. Но есть алфавит, который считается достаточным. В алфавит такого размера помещаются все знаки, расположенные на нашей клавиатуре. (Слайд 6) Мощность такого алфавита 256. Следовательно, вес одного символа этого алфавита равен 8 битам. 8 бит – это характерная величина, ей присвоено свое название 1 байт. Сегодня многие тексты создаются при помощи компьютера. Мощность алфавита, используемых для создания таких текстов равна 256 символам, следовательно, вес одного символа i равен 1 байту. Для измерения информации больших объемов используются следующие единицы измерения. (Слайд 7) | Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: способность к организации своей деятельности. Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование готовности к сотрудничеству. Познавательные УУД: умение добывать новые знания; умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме; умение вступать в диалог. |
5. Закрепление пройденного материала (15 мин.) | Прежде чем вы перейдёте к самостоятельному выполнению заданий, давайте вместе попробуем решить задачу. Что нам дано? Что нужно найти? 1) Для решения задачи нам необходимы формулы: I = К*i, N = 2i 2) Для нахождения информационного объема сообщения, нам не известно значение информационного веса символа – i. Как его можно найти? 32=2i, i=5 бит. 3) I = K* i, I = 80* 5 бит = 400 бит. Ответ: 400 бит. (Слайд 8) Теперь включите компьютеры и перейдите на сайт: https://learningapps.org/ В верхнем правом углу нажмите на «Вход» и введите свой логин и пароль. После этого в верхнем правом углу нажмите «Моя классная комната» и нажмите на папку «Алфавитный подход». Откройте упражнение «Единицы измерения информации». Вам нужно расставить единицы измерения информации в порядке возрастания. Нажмите на «ОК» и выполните задание, обратите внимание, что на экране у вас показаны не все варианты, посмотреть все вам поможет полоса прокрутки. Кто выполнил задание, переходим на предыдущую страницу (кликаем на стрелку назад) и открываем упражнение «Количество информации». В этом упражнении вам нужно решить 3 задачи. Как только вы решили задачу, выбираете правильный вариант ответа и нажимаете на галочку в нижнем правом углу. Приступайте к работе. | - N=32, К=80 символов. - Нужно найти I. - Его можно найти, используя формулу N = 2i, Самостоятельно выполняют задания. | Регулятивные УУД: способность к организации своей деятельности. Личностные УУД: формирование готовности к сотрудничеству. Познавательные УУД: умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме; умение доказывать свою позицию. |
6. Итог урока (3 мин.) | Какой подход к измерению информации мы сегодня использовали на уроке? Что такое алфавит? Что такое мощность алфавита? Что такое информационный вес символа? Какая единица измерения информации считается эталонной? Как связаны информационный вес символа и мощность алфавита? Что нужно знать для вычисления информационного объема текста? | Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные УУД: обобщение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме. |
7. Домашнее задание (2 мин.) | Выполните задание на карточках. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) | Записывают домашнее задание. | Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
№ 1 (а)
Фамилия, имя __________________________________________________________
1. При угадывании числа в диапазоне 1..N получено 4 бита информации. Чему равно N?
2. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами, на каждом – по 8 полок. Ученику сообщили, что нужный учебник находится на 2-ой полке 4-го стеллажа. Какое количество информации получил ученик?
_______________________________________________________________________
№ 1 (б)
Фамилия, имя __________________________________________________________
1. При угадывании числа в диапазоне 1..N получено 3 бита информации. Чему равно N?
2. В школьной библиотеке 8 стеллажей с книгами, на каждом – по 16 полок. Ученику сообщили, что нужный учебник находится на 9-ой полке 3-го стеллажа. Какое количество информации получил ученик?
_______________________________________________________________________
№ 1 (в)
Фамилия, имя __________________________________________________________
1. При угадывании числа в диапазоне 1..N получено 2 бита информации. Чему равно N?
2. В школьной библиотеке 4 стеллажей с книгами, на каждом – по 16 полок. Ученику сообщили, что нужный учебник находится на 7-ой полке 4-го стеллажа. Какое количество информации получил ученик?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Домашнее задание
Переведите из одних единиц измерения информации в другие:
3 Кбайт =__________байт
64 Кбайт =_______Мбайт
16 бит =________байт
8 байт =__________бита
40 Мбайт =__________байт
5 Гбайт =______________Мбайт
Решите задачу:
Сколько килобайтов составляет сообщение из 512 символов 16 – символьного алфавита?
_______________________________________________________________________
Домашнее задание
Переведите из одних единиц измерения информации в другие.
64 бит =________байт
28 Кбайт = _________Мбайт
5 Кбайт = ________байт
15 байт =_______________бит
28 Мбайт =______________байт
6 Гбайт =________________Мбайт
Решите задачу:
Сообщение, записанное буквами из 128 – символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объем информации оно несет?