Технологическая карта к уроку информатике в 7 классе «Измерение информации»
Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Информатика. 7 класс. ФГОС.
УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс. ФГОС.
Предметная область: информатика, урок № 6
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 7
Тема: Измерение информации.
Цель: изучение единиц измерения информации и взаимосвязи между ними, преобразование единиц информации, закрепление алфавитного подхода к измерению информации;
Задачи:
Образовательные: научить измерять количество информации в сообщении, ввести понятия "алфавит", "мощность алфавита", "байт", познакомить с единицами измерения информации.
Развивающие: развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.
Воспитательные: воспитывать умение работать в команде.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
презентация «Измерение информации» http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/6kl/gl1/7.php - авторская мастерская Босова Л.Л.
Авторские материалы:
Файлы для закрепления изученного материала на компьютерах учащихся - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
|
1 |
Организационный момент |
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие логического мышления Познавательные УУД: - развитие познавательной активности - умение кратко формулировать мысль - умение обрабатывать информацию и делать вывод. |
|
3 |
Проверка домашней подготовки. |
§ 1.4, 1.5 РТ. №24, 27, 30, 41, 44 |
№30 У – 1, Е – 2, Л – 3, К – 4, И – 5, Г – 6, О – 7. УГОЛЕК, №41. 4 лампочки, №24. Места для пассажиров с детьми; воду из-под крана пить запрещено; пешеходный переход; подземный переход. №27 (1+2+3+4+5)/(11-8)=5 № 44 3) AABCDEBC. |
|
4 |
Формулирование темы и целей урока. |
Начертите отрезок и измерьте его. Напишите предложение «На улице осень». Что для вас несет это предложение? Что мы можем делать с этой информацией? А можем ли мы измерить информацию? Как вы думаете, какой будет тема урока? Назовите цели: |
5 см, 10 см, 4 см и т.д. Информацию. Хранить, собирать, передавать и т.д. Затрудняются ответить. «Измерение информации» - узнать об измерении информации, научиться ее измерять |
|
5 |
Объяснение темы |
Теоретический материал |
Презентация (ЭОР к учебнику информатика 7 класс, с поправками для конкретного урока «Измерение информации») (слайд 1 - 2) Как измерить информацию? Ответ на него зависит от того, что понимать под информацией. Поскольку воспринимать информацию можно по-разному, то и способов измерения существует несколько. 1 способ: Мы изучили с вами свойства информации. Когда информация для человека несет знания. Он слышит информацию и она для него новая. В этом способе учитывается содержание, и он называется содержательный подход к измерению информации. 2 способ: Для измерения информации нужна единица измерения, тогда мы сможем определять, в каком сообщении информации больше, а в каком - меньше. Эта единица называется бит. Слово «бит» образовалось - bit – binary digit (двоичный разряд) Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза, несет 1 бит информации. Вы решаете пример, ответ может быть положительным или отрицательным? Есть всего 2 варианта. Причем, ни один из этих вариантов не имеет преимущества перед другим. Приведите еще подобные примеры. В таком случае говорят, что они равновероятны. Т.е. неопределенность знаний о некотором событии – это количество возможных результатов события. Запишите в тетрадь (слайд 3) После того, как вы решили пример, вы увидели результат. Произошло одно из двух возможных событий. Неопределенность знаний уменьшилась в 2 раза: было два варианта, остался один. Значит, узнав ответ, вы получили 1 бит информации. (слайд 3) Для измерения информации в сообщении применяется алфавитный подход, в котором не учитывается содержание сообщения, а учитывается количество символов в нем К, мощность алфавита N и информационный вес одного символа i. (Слайд 4) Объем информации в сообщении вычисляется по формуле I=K*i, где i можно вычислить из соотношения N= 2i. За минимальную единицу измерения принят 1 бит (слайд 5 - 6). |
|
6 |
Углубление в тему |
Решение задач вместе с учителем |
(слайд 7) комментарии учителя. (слайд 8) решение задачи учеником с комментариями в тетради. (слайд 9) решение задачи у доски Работают с учебником на с. 47, выполняют задание в паре по РТ № 60, выполняют самопроверку и самооценивание. Кроме минимальной единицы измерения информации применяются и более крупные: 1байт= 8 бит, 1Кбайт = 1024 байтам, 1Мбайт = 1024 Кбайт, 1 Г байт = 1024 Мбайт. Запись в тетрадь (слайд 10). |
Коммуникативные УУД: умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: формирование основных понятий |
7 |
Закрепление |
Выполни задания вместе с учителем: |
- выполняют № 56, 58, 61, 70 в РТ. №56 №58. Объём информации в письме племени 1 в 2 раза больше объёма информации в письме племени 2, №61. 1 Кбайт, 1000 байтов, 1024 бита, 1 байт, 1 бит, №70 |
|
Практическая работа ЦОР Решение представить в тетради, ответы в комментариях. |
||||
8 |
Итоги урока Рефлексия |
Оцени себя: - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? |
Работа с дневниками |
Личностные УУД: - развитие самооценки |