Технологическая карта к уроку информатике в 7 классе «Измерение информации»

1
0
Материал опубликован 8 January 2018 в группе

Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Информатика. 7 класс. ФГОС.

УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс. ФГОС.

Предметная область: информатика, урок № 6

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 7

Тема: Измерение информации.

Цель: изучение единиц измерения информации и взаимосвязи между ними, преобразование единиц информации, закрепление алфавитного подхода к измерению информации;

Задачи:

Образовательные: научить измерять количество информации в сообщении, ввести понятия "алфавит", "мощность алфавита", "байт", познакомить с единицами измерения информации.

Развивающие: развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать умение работать в команде.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

презентация «Измерение информации» http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/6kl/gl1/7.php - авторская мастерская Босова Л.Л.

Авторские материалы:

Файлы для закрепления изученного материала на компьютерах учащихся - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf


 

 

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

 

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- развитие логического мышления

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

- умение кратко формулировать мысль

- умение обрабатывать информацию и делать вывод.

3

Проверка домашней подготовки.

§ 1.4, 1.5 РТ. №24, 27, 30, 41, 44

30 У – 1, Е – 2, Л – 3, К – 4, И – 5, Г – 6, О – 7. УГОЛЕК, №41. 4 лампочки, №24. Места для пассажиров с детьми; воду из-под крана пить запрещено; пешеходный переход; подземный переход.

27 (1+2+3+4+5)/(11-8)=5 № 44 3) AABCDEBC.

4

Формулирование темы и целей урока.

Начертите отрезок и измерьте его.

Напишите предложение

«На улице осень».

Что для вас несет это предложение?

Что мы можем делать с этой информацией?

А можем ли мы измерить информацию?

Как вы думаете, какой будет тема урока?

Назовите цели:

5 см, 10 см, 4 см и т.д.

Информацию.

Хранить, собирать, передавать и т.д.

Затрудняются ответить.

«Измерение информации»

- узнать об измерении информации, научиться ее измерять

5

Объяснение темы

Теоретический материал

Презентация (ЭОР к учебнику информатика 7 класс, с поправками для конкретного урока «Измерение информации»)

(слайд 1 - 2)

Как измерить информацию? Ответ на него зависит от того, что понимать под информацией. Поскольку воспринимать информацию можно по-разному, то и способов измерения существует несколько.

1 способ: Мы изучили с вами свойства информации. Когда информация для человека несет знания. Он слышит информацию и она для него новая. В этом способе учитывается содержание, и он называется содержательный подход к измерению информации.

2 способ: Для измерения информации нужна единица измерения, тогда мы сможем определять, в каком сообщении информации больше, а в каком - меньше. Эта единица называется бит.

Слово «бит» образовалось - bit – binary digit (двоичный разряд)

Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза, несет 1 бит информации.

Вы решаете пример, ответ может быть положительным или отрицательным? Есть всего 2 варианта. Причем, ни один из этих вариантов не имеет преимущества перед другим.

Приведите еще подобные примеры.

В таком случае говорят, что они равновероятны. Т.е. неопределенность знаний о некотором событии – это количество возможных результатов события.

Запишите в тетрадь (слайд 3)

После того, как вы решили пример, вы увидели результат. Произошло одно из двух возможных событий. Неопределенность знаний уменьшилась в 2 раза: было два варианта, остался один. Значит, узнав ответ, вы получили 1 бит информации.

(слайд 3)

Для измерения информации в сообщении применяется алфавитный подход, в котором не учитывается содержание сообщения, а учитывается количество символов в нем К, мощность алфавита N и информационный вес одного символа i. (Слайд 4)

Объем информации в сообщении вычисляется по формуле I=K*i, где i можно вычислить из соотношения N= 2i. За минимальную единицу измерения принят 1 бит (слайд 5 - 6).

6

Углубление в тему

Решение задач вместе с учителем

(слайд 7) комментарии учителя.

(слайд 8) решение задачи учеником с комментариями в тетради.

(слайд 9) решение задачи у доски

Работают с учебником на с. 47, выполняют задание в паре по РТ № 60, выполняют самопроверку и самооценивание.

Кроме минимальной единицы измерения информации применяются и более крупные: 1байт= 8 бит, 1Кбайт = 1024 байтам, 1Мбайт = 1024 Кбайт, 1 Г байт = 1024 Мбайт. Запись в тетрадь (слайд 10).

Коммуникативные УУД:

умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Познавательные УУД: формирование основных понятий

7

Закрепление

Выполни задания вместе с учителем:

- выполняют № 56, 58, 61, 70 в РТ.

56

58. Объём информации в письме племени 1 в 2 раза больше объёма информации в письме племени 2, №61. 1 Кбайт, 1000 байтов, 1024 бита, 1 байт, 1 бит,

70

     

Практическая работа

ЦОР

Решение представить в тетради, ответы в комментариях.

 

8

Итоги урока

Рефлексия

Оцени себя:

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- развитие самооценки

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации