Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.П. Астафьева «Постскриптум»
Оборудование: мультимедийная установка, ПК, В.А.Моцарт “Сороковая симфония”; презентация по В.П.Астафьеву;
Слайд № 11. Оргмомент.
Тема сегодняшнего урока развития речи:
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту миниатюры В.П. Астафьева «Постскриптум» из книги “Затеси”.
2. Мотивация деятельности.
Слайд № 2
Тема довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Но не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это нам будет так необходимо в решающий для нас момент.
Слайд №3
Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов
- Над этим мы и будем сегодня с вами работать. Анализируя текст, вдумываясь в каждое слово автора, мы также будем работать над обогащением своей речи, своего словарного запаса.
Слайд № 4
Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… С.И.Ожегов
Учитель: Так сказал о культуре речи Ожегов.
Какие высказывания великих людей о культуре речи, о великой силе слова, о стремлении к совершенствованию своей речиподготовили вы, ребята к сегодняшнему уроку?
1)По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. (В.В. Виноградов.)
2) Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения. / Великий русский писатель А. С. Пушкин
3)Нравственность человека видна в его отношении к слову. / Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой
4) По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. / Русский писатель Антон Павлович Чехов
5)Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно. / Писатель А.Н. Толстой
6)Словарь – это вся внутренняя история народа. / Великий украинский писатель Н. А. Котляревский
7)Ни одно произнесённое слово не принесло столько пользы, сколько множество непроизнесённых. / Древний мыслитель Плутарх
8)Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека. / А. Ф. Мерзляков
9)Речь должна отвечать законам логики. / Великий древний мыслитель Аристотель
10)Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной. / П. А. Вяземский
11)Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. / Французский писатель и политик Вольтер
12)Что такое язык? Прежде всего это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык… он также как бы пронизывается этим способом выражения. / Писатель А. Н. Толстой
13)Бессмертие народа – в его языке. / Ч. Айтматов
15)Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно. / Н.А. Некрасов
16)Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. / А. С. Хомяков
17)Перед Вами громада — русский язык! / Николай Васильевич Гоголь
18)Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. / Писатель А. И. Куприн
19)Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды. / В. М. Иллич-Свитыч
20)Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. / Советский писатель М. А. Шолохов
22)Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. / Великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин
23)Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
(Константи Дмитриевич Бальмонт )
24)Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. / Писатель К.Д. Ушинский
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. / Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой
Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово. / Великий украинский писатель Николай Васильевич Гоголь
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. / Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. / Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев
14)Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки. / Анна Ахматова
Ф.И.Тютчев«Нам не дано предугадать...»
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Иван БунинСЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
- Учитель: Сделаем вывод из прочитанного и прослушанного!
(Мы должны стремиться к образованной речи, к обогащению своего словарного запаса)
!!! Следить за речью, за которой скрываются поступки, отношения к людям)
3. Активизация знаний. (Слайд № 5)
- Что входит в понятие «хорошая речь»?
(Богатая, точная, выразительная)
4. Учитель: Именно такими эпитетами мы можем охарактеризовать и авторскую речь в рассказе, с содержанием которого вы познакомились дома.
Учитель: Итак обратимся к тексту В.П. Астафьева «Постскриптум» из книги “Затеси”.
5. Словарная работа-Показать!
-Каково значение слов «постскриптум» и «затеси»?
Слайд № 11
Постскриптум состоит из латинской приставки post – после, под и корня (скрипт) script– писать, буквально: “после написанного”, приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами P.S.
Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве.
Учитель: Почему автор назвал так свою миниатюру?
(Жизнь-это не бумага, где можно легко поставить Р.S. Она протекает быстро, человек порой не успевает исправлять свои ошибки. Нужно быть глубоко воспитанным человеком, обдуманно относиться к своим поступкам, не причинять боль окружающим)
-Поясните смысл названия книги «Затеси».
(Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает. Автор предостерегает нас от совершения плохих поступков, призывает к уважению к людям, в данном случае к людям искусства)
В.П. Астафьев стремиться уберечь человека от моральных потерь, “постыдных поступков”. Прочитав текст, современник задумается о чувстве. Может быть, возникнет желание и понимание заботиться о душе своей, о своём духовном развитии, родится желание научиться понимать доброе и красивое. По В.П. Астафьеву, вероятно, это и есть путь к счастью.
Этот текст вызвал чувства горечи, обиды, стыда, заставил устыдиться за соотечественников, задуматься: “ А не так ли и я иногда совершаю “постыдные поступки”?” В этом я и вижу великую силу писательского слова)
ВЫВОД:Слайд № 12
Учитель: Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: “ …чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.
АНАЛИЗ 1) Какое впечатление произвёл на вас текст?
2) Как удаётся В.П. Астафьеву добиться такого сильного эмоционального воздействия на чувства читателей? ( Через постановку важной проблемы, собственную оценку описанных событий, мастерское употребление художественных средств выразительности)
7. Послушаем, какие проблемы сформулированы вами после прочтения текста?
Слайды № 13,14
1) Проблема бездушного отношения людей к классической музыке, к искусству.
2)Проблема неразвитости души человеческой и как следствие способность человека совершать “постыдные поступки»)
3)Проблема ответственности за своё поведение, за поступки «ближних и дальних”.
4)Проблема духовного развития человека.
5)Проблема необдуманности в совершении поступков в подростковом возрасте
6)Проблема неуважительного отношения к окружающим .
8. Комментарии. Слайды № 15,16
- Прокомментируем проблему.
(Социально-нравственные) ( Данные проблемы актуальны сегодня, когда всё чаще встречаемся с неумением людей слушать классическую музыку., когда заменяют её модной, однодневной.
Примеры бездуховности, необдуманных поступков людей мы видим повсюду: взрослые неуважительно относятся друг к другу, дети неуважительно - к старшим, общество испытывает дефицит милосердия. Потому и современен Астафьев и, в частности, его рассказ «Постскриптум»
- Жанр? (Это философское эссе) Слайды № 23, 24
Это философское эссе, так как текст невелик по объёму, в нём выражаются индивидуальные впечатления, субъективно окрашенные, нет претензии на исчерпывающую трактовку поднятой проблемы, стиль текста отличается образностью и эмоциональностью, есть установка на разговорную интонацию и лексику, используются типичные для эссе приёмы построения текста: сравнения, параллели, многосоюзие, размышления автора)
9. Какова авторская позиция? Слайд № 17 - Ярко ли просматривается позиция автора? (Да! Писатель беспощаден и к себе, и к соотечественникам, он не боится правды, какой бы горькой она ни была, он не прячется за текст. За каждой строчкой ощущается сложное, скорбное чувство Виктора Петровича, авторская интонация. В.П. Астафьев с глубоким уважением относится к людям, несущим культуру в массы и сглубоким сожалением пишет о случайно (потому что бесплатно) пришедших на концерт.)
- Каким образом в тексте мы наблюдаем авторское отношение к написанному ?
(Обилием изобразительно-выразительных средств)Докажем примерами из текста:
1).(Виктор Петрович предпочтение отдаёт эпитетам (“ у милой дирижерши”; “честный, бедный хлеб”; “лихая увертюра”, “постыдный поступок”
Роль: Автор переживает за музыкантов, которые так старательно выполняют своё дело, честно зарабатывая на хлеб. Льётся удивительная музыка, “лихая увертюра», которая завораживает, но не тех, кто оказался на концерте случайно.)
2)Для усиления выразительности автор использует Инверсию (“сказал я и выдернул”; “делали они это вроде бы с извинениями”; “слушал я симфонический концерт”), Градацию (“покидали …с возмущениями, выкриками, бранью”; “просто так, молча, осторожно”)
3)Используя антитезу, Астафьев противопоставляет музыкантов отдыхающим гражданам)
(Автор, осуждает поведение слушателей концерта, поэтому, используя эпитеты и антитезу, создаёт образ влюблённых в искусство, “всё повидавших и переживших на своём веку” музыкантов, “так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб”, но всё же стремящихся приобщить публику к прекрасному, и граждан, “перенасыщенных духовными ценностями”, “лечащихся и просто жирующих на курорте”, “переутомлённых культурой”, “набившихся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное”)
4)- Велика роль лексического повтора (“…начали покидать зал. Да кабы просто они его покидали…. С возмущениями, выкриками, бранью покидали…”).
(Они не просто спокойно выходили из зала, вызывающе, их поведение вызывает неуважение, негодование, осуждение….): с болью в сердце передаёт своё отношение к увиденному.
и окказионализмов : “сколоченные подрядно”, “непохожестью»). Слайд № 25
(Окказионализмы -— (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.
РОЛЬ: Надёжно, плотно приставлены стулья друг к другу, но пришедшие умудряются ими стучать, беспричинно показывая своё негодование)
5) Писатель беспощаден и к себе, и к соотечественникам, он не боится правды, какой бы горькой она ни была, он не прячется за текст. За каждой строчкой ощущается сложное, скорбное чувство Виктора Петровича, авторская интонация. В.П. Астафьев с глубоким уважением относится к людям, несущим культуру в массы, поэтому создаёт образ маленькой и хрупкой дирижёрши, используя только уменьшительно-ласкательные слова: “…хотелось за всех за нас просить прощения у милой дирижёрши в черненьком фраке”, “… на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей”.
- Кстати, сравнение с муравьишкой не случайно: такая же трудолюбивая, упорная, настойчивая. Зная, с какой публикой приходится работать, музыканты прилагают невероятные усилия, чтобы достучаться до слушателей: “терпеливо растолковывали, что и почему они будут играть”, “делали они это вроде как бы с извинениями”, “концерт начали с лихой увертюры Штрауса”.
6) Текст пронизан жёсткой иронией: автор осуждает поведение слушателей концерта, поэтому, используя эпитеты и антитезу, создаёт образ влюблённых в искусство, “всё повидавших и переживших на своём веку” музыкантов, “так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб”, но всё же стремящихся приобщить публику к прекрасному, и граждан, “перенасыщенных духовными ценностями”, “лечащихся и просто жирующих на курорте”, “переутомлённых культурой”, “набившихся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное”.
7)Поражает исключительная бездуховность пришедших, как точно выразился автор, на “музыкальное мероприятие”. Таких бесчувственных слушателей сложно пронять «прекрасной музыкой Штрауса, пылким, живым Брамсом, кокетливым Оффенбахом». Астафьеву стыдно за соотечественников (“сидел, ужавшись в себя”, “содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула”), их некрасивый, постыдный поступок гневно осуждается автором, поэтому с иронией неоднократно он называет явившихся на симфонический концерт гражданами.
(“…И каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем”, а ведь стулья в зале старые, венские. И разве выполнение гражданского долга в том, чтобы “возмущенно хлопнуть сиденьем”, покинуть с возмущениями зал?
8)Учитель: - Дайте толкование слову «гражданин»
Слайд № 18 Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
-Соответствует ли поведение присутствующих определению «гражданин»? - Нет...)
( В конце прозаической миниатюры Виктор Петрович возвращается в прошлое: “…мне хотелось‹…›извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…”.
Учитель: Автор совершил постыдный поступок в подростковом возрасте, осознал ошибку и раскаялся. В концертном зале ругались и шумели взрослые, солидные люди (здесь уместно вспомнить второе лексическое значение слова гражданин – взрослый человек). –
9) Разнообразна и лексика текста?(В нём сочетаются слова, принадлежащие разным функциональным стилям: к книжному и разговорному (разговорные: “лихой”, “ругань”, “жеребец”, “орёт”, “дирижёрша”, “бряк”, “ужавшись” и другие; книжные: “вожделение”, “поступок” “граждане”, “мероприятие” и т.п.). Когда же они будут исправлять свои ошибки?
А ведь “…жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”). (Слайд №27)
1) В.Песков Рассказ о дятле…2) К.Паустовский “Старый повар”3) В.П.Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»
Идея: Слайд № 29 Герой осознал сою когда-то совершённую ошибку. Для него счастье теперь жить для других. Так думает герой рассказа, так думает писатель.
Не случайно в “Последнем поклоне” герой Виктора Петровича говорит: “Счастлив ты, однако, парнишонка. Не участью – долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом-то счастье и есть. Кто знает?”.
Слайды№ 30, 31, 32 10. Слово учителя: Я желаю вам в написании сочинения по прочитанному тексту дома успехов, и помните: Язык - это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели.
11. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту.
ant11