Технологическая карта урока математики «Виды треугольников» (3 класс)
Учитель: Болдырева Анастасия Валерьевна
Класс: 3
Тип урока: усвоение новых знаний
Технологическая карта урока математики
Тема | «Виды треугольников» |
Цель | Ознакомление учащихся с новым видом треугольников – разносторонний, равносторонний и равнобедренный. |
Задачи | Образовательные: - актуализировать ранее изученные темы; - продолжить работу по расширению геометрических представлений и знаний учащихся; формировать графическую грамотность; - совершенствовать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи. Развивающие: - развитию их пространственного воображения и логического мышления; - развивать у детей мыслительные операции; - развивать математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации; - развивать познавательную активность и интерес к предмету; - развивать умение рассуждать и догадываться; - развивать умение рассуждать, используя полученные ранее знания. Воспитательные: - содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске; - воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения. Формируемые УУД: - Личностные: - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; - быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; - не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. - Регулятивные: - принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; - принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); - выполнять работу в соответствии с заданным планом; - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. - Коммуникативные: - работать в команде разного наполнения; - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; - ясно формулировать вопросы к заданиям и пройденному на уроке материалу; - ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и учителя. - Познавательные: - умение самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; - строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем. |
Основные понятия | Равносторонний, равнобедренный, разносторонний, треугольник, задача, требование, условие |
Межпредметные свзяи | Русский язык |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Презентация; полоски бумаги: 1 длинная, 2 средней длины, 3 короткие – по 15 шт; учебник «Математика» Моро М.И., «Школа России», 3 класс |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная |
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
1. Организационный момент. Подготовить учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную обстановку на уроке.
| Приветствие -Здравствуйте, ребята. Долгожданный дан звонок начинается урок! Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Математика сейчас. Рефлексия -Перед тем как начать работу узнаем ваше настроение. На ваших столах лежат карточки, возьмите их. Напишите свое имя и фамилию. Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если вас что - то тревожит, огорчает, нарисуйте елочку, а если настроение очень плохое нарисуйте тучку. Как мы работаем на уроке? Устный счет. -Запишите дату урока 6. 04. (апреля). Место работы классная работа. - Поднимите руку, те кто готов.
| Приветствуют учителя. Записывают в тетрадях дату и место работы. Выполняют задание в тетрадях и у доски. | Знать: -таблицу умножения и деления на 2 -7; - название компонентов умножения и деления; Уметь: - решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз; | Коммуникативные: Развиваем умения – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; Личностные: – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. Регулятивные: – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); – выполнять работу в соответствии с заданным планом; – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; |
II. Формулирование нового знания - организовать формулирование темы урока учащимися; - составить план работы на уроке. | -Сегодня мы познакомимся с новой темой, а для того чтобы ее узнать угадайте ребус. -Какое слово получилось? (треугольник) -Молодцы! Тема нашего урока «Треугольники». -Цель нашего занятия : -Подумайте, какие задачи мы можем поставить на урок? -Сегодня на урок к нам пришел Кот Матроскин, он вместе с нами будет узнавать и открывать для себя новое. - А какие геометрические фигуры мы знаем? (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник и другие.) -Ребята, а что вы знаете о треугольнике? (что у него 3 угла, они бывают равносторонними, равнобедренными, разносторонними). -Вспомните где мы можем увидеть треугольники в нашей жизни? (на крышах домов, на дорожных знаках) А знаете, ли вы великие архитектурные памятники, которые напоминают треугольник? (Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса). -А кто-нибудь был в Египте? Вы видели эти пирамиды? Какие чувства они у вас вызвали? Пирамида –это геометрическая фигура, которая имеет грани-треугольники. С ней на уроках математики вы познакомитесь позже. Работа с учебником. -Откройте учебник на с. 54. №1. -Задание прочитает… -Что нужно сделать? -По каким признакам можно их разбить? ( по цвету, размеру). -Молодцы! Практическая работа -А сейчас мы узнаем, по каким еще признакам они могут различаться. -Для этого вам нужны будут треугольники, которые я вам раздала и линейка-треугольник. -Возьмите зеленый треугольник. -Положите его на парту (плоскость) и возьмите линейку. Зеленый. Линейка, которой мы пользуемся показывает прямой угол, приложим ее к зеленому треугольнику (на слайде). -Это прямой угол? (нет) -Посмотрите внимательно, угол треугольника больше прямого угла? (нет) М.О. Значит такой треугольник называется остроугольным, он имеет острый угол. -Возьмите синий треугольник, положите его на парту и возьмите линейку, прикладываем линейку к треугольнику. (синий) -А у этого треугольника прямой угол? (нет) -Посмотрите внимательно, угол треугольника больше или меньше прямого угла линейки? (больше). М.О. Такой треугольник называет тупоугольным, он имеет тупой угол. -Возьмите красный треугольник. -Положите его на парту (плоскость) и возьмите линейку. (красный) -Прикладываем линейку к треугольнику. -Угол треугольника больше или меньше прямого угла линейки? (не больше и не меньше, равен). -Подумайте, что это значит? М.О. Красный треугольник имеет прямой угол, он называется прямоугольным. Чтение правила -А теперь прочитаем правило из учебника в красной рамочке. - | Работают с учебником, слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют упражнения, открывают новые знания, знакомятся с новыми правилами. Знакомятся с правилом и памяткой. | Коммуникативные – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; – участвовать в обсуждениях, работая в паре; - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; – работать консультантом и помощником для других ребят; Познавательные: Развиваем умения -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; | |
-Ребята, чему будем сегодня учиться? (увеличению числа в несколько раз и уменьшению в несколько раз) | Самостоятельно формулируют цель урока; | |||
. | -Начнем применять полученные знания. №3 -Прочитайте задание под буквой А про себя. -Давайте проверим это высказывание. Что нам для этого нужно сделать? (подобрать число) -Какое число подберем? -Возьмем число 5. -На какое число умножим? Это число должно быть больше 1. ( Берем 2) -Пробуем. 5*2=10. Число 5 увеличиваем в 2 раза, где 2 больше 1, это всё равно, что умножить это число на 2. -Ребята, это высказывание истинное или ложное? ( ист.) -Прочитайте задание под буквой б -Давайте проверим это высказывание. Что нам для этого нужно сделать? (подобрать число) -Какое число подберем? -Возьмем 8. На какое число разделим? Это число должно быть больше 1. ( Берем 2) 8:2=4 Число 8 уменьшаем в 2 раза, где 2 больше 1,это все равно, что разделить это число на 2. -Истинное или ложное высказывание? (Ист) №4 -Прочитайте задание про себя. Что вам нужно сделать? (показывает жестом, что спрашивает по поднятой руке). -Посмотрим первую картинку с яблоками. -Сколько было? (6 ябл.) -Что сделали? (6 увеличили на 1) -Какое выражение из предложенных подходит к этим картинкам с яблоками? ( 6+1) -Посмотрим картинки с матрешками. -Сколько было? ( 3) -Что сделали? (3 уменьшили на 2) -Какое выражение из предложенных подходит к этим картинкам? ( 3-2) -Посмотрим картинки с мячиками. -Сколько было? ( 2) -Что сделали? (2 увеличить в 3 раза) Сколько получилось? (6) -Какое выражение подходит к картинке? ( 2*3) -Посмотрим картинки с птичками. -Сколько было? ( 4) -Что сделали? (уменьшили в 2 раза) -Сколько получилось? (2) -Какое выражение походит к этой картинке? (4:2) №5 - Выполним упражнение №5. -К доске пойдет…. -Отступите в тетради 2 клетки вниз. Запишем пример. А) 5*4=20 -Что нужно сделать? -Поднимите руку, у кого так же. -Кто нас задерживает поднимите руку. Б) 5 +4= 9 Отступите 4 клетки вправо и запишите пример. -Поднимите руку у кого также. -Молодец (имя)! Можешь садиться на своё место. -Кто нас задерживает поднимите руку. М.О. -Сделаем вывод, в чем разница? (Когда говорят увеличить на, значит прибавить, знак +, увеличить в, значит умножение, знак *) -Молодцы! -К доске пойдет… -Отступите 1 клетку вниз и запишите пример. В) 5*7=35 -Что нужно сделать? -Как называют числа при умножении? (множитель, множитель, произведение) -Кто понял приступайте самостоятельно. -Поднимите руку у кого так же. -Кто нас задерживает поднимите руку. -Отступите 4 клетки вправо и запишите пример. Г) 5+7=12 Ситуация успеха -Ребята, посмотрите! Сегодня у нас именинница 5! И я вам поработать так, чтобы в конце урока у всех были отличные знания! -В чем разница? (Когда говорят уменьшить на, значит вычесть, знак – когда говорят уменьшить в, значит разделить, знак:) № 6 -Ребята чем отличается №5 от №6? -Кто сможет выполните самостоятельно, обращайте внимание на памятку. -А кому трудно работаем вместе. -Желающие к доске? -К доске идёт… -Что нужно сделать? -Как называют числа при делении? (делимое, делитель, частное) А) 18:3= 6 Б)18-3=15 -В чем разница? -Молодец (имя)! Можешь садиться на своё место. -Желающие к доске? -К доске идёт… -Что нужно сделать? В) 18:9=2 Г)18-9=9 -В чем разница? -Молодец (имя)! Можешь садиться на своё место. | Работа по учебнику, в тетрадях и у доски. Закрепляют новые знания, слушают учителя, задают вопросы. | Коммуникативные: – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; – работать консультантом и помощником для других ребят; Познавательные: -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; Личностные: – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. | |
V. Систематизация и повторение. | №8 -У нас сегодня очень интересное творческое задание! -Поработаем вместе. -Прочитайте задание про себя. -Какую закономерность вы нашли? Два числа в кружках, расположенных рядом по горизонтали, – это слагаемые. Число в кружке, примыкающем снизу и образующем треугольник,– это сумма. | Выполняют задание | Регулятивные: – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); – выполнять работу в соответствии с заданным планом; | |
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. | - Чему сегодня учились? -Что нового вы сегодня узнали? -Какое задание вам понравилось больше всего? Рефлексия -Узнаем ваше настроение на конец урока. На ваших столах лежат карточки. Возьмите их. Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если вас что-то тревожит, огорчает, нарисуете елочку, а если настроение очень плохое нарисуйте тучку. -Спасибо за активную работу на уроке. | Подводят итоги урока. Высказывают своё мнение. | ||
VII. Предполагаемая домашняя работа | -Домашние задание с. 41№ 7, №8. -Ребята, спасибо за продуктивный урок. Вы все молодцы! | Записывают домашнее задание. |