Урок математики в 5 классе на тему «Треугольники. Виды треугольников»

5
0
Материал опубликован 4 June 2021

Конспект урока математики, учителя Прокофьевой Г.Ю. МОБУ «Шопшинская СШ»

Класс-5

УМК  Математика. 5 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович

Профиль – общеобразовательный (5 часов в неделю)

Тема урока – Треугольники. Виды треугольников

Тип урока – урок закрепление знаний, полученных в начальной школе, изучения нового материала

Педагогическая технология – технология проблемного обучения.

Цель: научить выделять признаки различных видов треугольников; научить объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков; научить вести исследование с опорой на алгоритм действий; научить анализировать полученные данные и делать выводы; развивать геометрическую интуицию; повысить мотивацию к изучаемому предмету.

 Задачи:

Образовательные:

Усвоение и закрепление знаний по теме «Треугольники, виды треугольников.

В ходе практической работы подвести учащихся к классификации видов треугольников в зависимости от углов.

Систематизация знаний и умений, полученных  на предыдущих уроках.

Уметь формулировать ответы, используя математический язык.

Показать учащимся практическую значимость геометрических знаний.

Развивающие:

Содействовать развитию прочных знаний, самостоятельно добытых учащимися.

Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской работы.

Развивать познавательную активность , интерес к предмету.

Развивать логическое мышление, наблюдательность.

Воспитательные:

Воспитывать культуру речи.

Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Формировать коммуникативные качества личности.

Оборудование: доска, раздаточный материал

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент

Приветствие. Раздача тетрадей. Проверка готовности учащихся к уроку.

Записывают дату проведения урока в тетрадях


2. Проверка домашнего задания

Фронтальная проверка, задания, вызвавшие затруднения, разбираются на доске.

Устное комментирование


3. Актуализация знаний

Начнем наш урок словами  древнегреческого философа Саади: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев». Сегодня мы отправляемся в путь изучения нового материала, где нам встретятся знания, которые пригодятся нам в жизни. Стихотворение – загадка

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.  В процессе отгадывания геометрических фигур  строят и записывают обозначение фигур. Дают определения точки, отрезка, угла, называют виды углов, градусные меры углов, развернутого угла.

Коммуникативные УУД: умение излагать свои мысли, слушать и слышать других.

 Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию при решении заданий.

Познавательные УУД: структурирование знаний

4. Сообщение новой темы

Учитель сообщает тему урока, цели урока: вспомнить, какие бывают треугольники, где они встречаются в жизни, научиться строить треугольники, используя линейку и транспортир.

Записывают тему урока в тетрадях

Коммуникативные УУД: умение излагать свои мысли, слушать и слышать других.  

5. Открытие новых знаний

Строит произвольный треугольник, вводит обозначение треугольника, дает определение, формулу для вычисления периметра треугольника.

Дается классификация треугольников по углам.

-По какому признаку мы выделили с вами группу треугольников?

-Какие виды треугольников входят в эту группу?

Откройте учебник на с.152 проверка данных в учебнике определений.

- постройте в тетрадях прямоугольные треугольник. Найдите его площадь

-Какую другую классификацию треугольников мы с вами знаем?

-Как можно построить равнобедренный треугольник, используя линейку и циркуль?

Строит равнобедренный треугольник на доске.

- Чему равна сумма углов треугольника? Проверим это, используя проволоку 

Выполняют задания учителя, построения в тетради, записывают обозначение треугольника, дают определение. Дают классификацию треугольников по углам, сторонам, записывают в тетради. Работают с конструкторами, находят площадь прямоугольного треугольника, пользуясь формулой площади прямоугольника.

Выдвигают гипотезы построения треугольника с помощью линейки и транспортира. Построение выполняют с помощью учителя.

Работа по вариантам, каждый учащийся выбирает произвольный треугольник, строит в тетрадях развернутый угол, делают выводы, используя градусную меру развернутого угла.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы.

Коммуникативные УУД: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других.

6. Физкультминутка

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

 Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

 Три наклона, Прямо встань.

 Руки вниз и вверх поднять.

 Руки плавно опустить,

 всем улыбки подарить.

Выполняют упражнения


7. Обобщение и систематизация знаний

Предлагает построить равносторонний треугольник самостоятельно. Корректирует процесс построения, контролирует выполнение задания, помогая учащимся, работающим на местах - Где встречаются треугольники в нашей жизни?

Один ученик работает у доски, комментируя процесс построения треугольника, остальные работают в тетрадях. Самопроверка - меняются тетрадями, проверяют построение.


Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы, Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

умение работать парой, слушать других, контроль, коррекция, оценка действий партнера;

8. Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы:  

Сегодня на уроке  нового я узнал …

Было интересно ….

Было труднее всего ...
Я знал плохо, а теперь разобрался лучше ... 
Я выполнил задание …

Я понял, что ...
Мне  понравилось на сегодняшнем уроке …

Я научился … 

Теперь я самостоятельно могу …

Меня удивило то, что …

Я приобрел …

Ответы Учащиеся оценивают полученные ими знания на уроке детей

Коммуникативные УУД: владение монологической речью.

Регулятивные УУД: соотнести цели и результаты своей деятельности на уроке

9.Информация о домашнем задании.

Дает домашнее задание

Запись в дневнике


Треуго́льник  — это часть плоскости, ограниченная тремя точками, не лежащих на одной прямой, и тремя отрезками, попарно соединяющими эти точки. Три точки, образующие треугольник, называются вершинами треугольника, а прямолинейные отрезки — сторонами треугольника. Стороны треугольника образуют в вершинах треугольника три угла.

Вы должны угадать, о чем идет речь в этом стихотворении.

 1.Я невидимка. В этом суть моя,

 Коль веришь ты, что существую я.

 Хотя меня нельзя измерить,

Настолько я ничтожна и мала,

Но всё собрание могу уверить,

Что в геометрии я пользу принесла:

Двух линий я пересеченье,

Служу всегда вершиною угла.

Учитель. О чем идет речь? (ответ-точка)

2.Он и острый, да не нос, (Но кто там прячется за вами,

И, прямой, да не вопрос, Без головы, с двумя ногами?

И тупой он, да не ножик, Мне служит головой вершина,

Что ещё таким быть может? А то, что вы считаете ногами,

(ответ-угол)

Все называют сторонами.

Скажите, кто же это там?)

3.Он ограничен с двух сторон

И по линейке проведен.

Длину его измерить можно,

И сделать это так несложно! (Отрезок)


 

Учитель. И последняя загадка позволит нам определить тему нашего сегодняшнего урока.

Все в нашем городке друзья,

Дружнее не сыскать.

Мы интересная семья!

Нас каждый должен знать.

Ты на меня, ты на него,

На всех на нас смотри

У нас всего по три.

Три стороны и три угла

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим.

Со мной хлопот не оберется школьник.

Зовусь я …..

Учитель.

- Как вы думаете, о  какой фигуре мы будем вести более подробный рассказ?

- Конечно , это треугольник, он сегодня герой нашего урока.

Запишем тему нашего урока (число, классная работа, тему урока)


- Цели нашей сегодняшней встречи:

1. Вспомнить  какие бывают треугольники.

2. Выяснить где в жизни встречаются треугольники.


Итак, отправляемся в страну треугольников.

 1.Жили-были три подружки в  разных домиках своих.

Три весёлых хохотушки,  точками все звали их.

2.Между этими домами реки длинные текли,

Точки очень не хотели ножки промочить свои.

3. И тогда они решили между домиками взять

Сделать мостики большие, чтобы в гости прибегать.

Мост с мостом соединился, треугольник получился.

Определение треугольника. Построим произвольный треугольник, введем обозначение треугольника. АВС. Вершины-А,В,С. Углы А,В,С стороны АВ, ВС, АС. Заметим, что треугольником называют как линию,  составленную из отрезков, так и эту линию с частью плоскости внутри этой линии.

Учитель. На доске построить треугольники трех видов по углам.

Учитель: -Как называются треугольники, по отношению к углам? Попробуйте дать им определение. Записываем в тетрадь классификацию треугольников по углам.

Постройте в тетради треугольники с углом 45°; с углом 90°; с углом 120°. Откройте учебник на стр. 152 выберем верные утверждения.

Учитель. Какие элементы есть ещё у треугольников, кроме углов? Оказывается, треугольники классифицируют не только по углам, есть классификация треугольников по сторонам. Попробуйте начертить треугольники разных видов по длине сторон

Как вы думаете, как различить треугольники по сторонам?

1. По сторонам бываю я равносторонним, когда все стороны равны.

2.Когда все разные даны- то я зовусь разносторонним.

3. И если, наконец, равны две стороны, то равнобедренным я величаюсь.

Учитель. Запишем классификацию треугольников по сторонам-равнобедренный, равносторонний, разносторонний (записываются определения).

Ребята, как вы думаете, как можно построить равнобедренный треугольник, если даны длины 2 сторон треугольника?
учащимся предлагается у доски построить равнобедренный треугольник по 2 заданным сторонам. Учащиеся подводятся  к идее построения с помощью линейки.

Сообщения о треугольниках в жизни.

Фронтальный опрос:

Дайте определение треугольнику. (треугольником называется фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно, соединяющих эти точки. Точки называются вершинами, а отрезки сторонами)

Какой треугольник является прямоугольным?

Является ли треугольник тупоугольным, если в нем один из углов равен 100°?

Какой треугольник является равносторонним?

Если одна из сторон равностороннего треугольника равна 6 см, чему равны остальные стороны?

Углы треугольника составляют 40°, 80°, 60°, определите вид треугольника.

Как называется треугольник со сторонами 7см, 7 см и 9 см? найдите периметр этого треугольника.

Дополнительно на уроке №554(а), 555(а)

Домашнее задание: выучить виды треугольников, № 562, 563



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.