Урок внеклассного чтения по повести Л.Н. Толстого « Хаджи-Мурат»
Тема урока: Урок внеклассного чтения по повести Л.Н. Толстого « Хаджи - Мурат ». Предостережение писателя.
Цель урока: показать школьникам не только непреходящую ценность лучших произведений русской классической литературы, но и научить их задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них ответы, поднимаясь до авторского понимания жизни.
Основная задача урока: заключается она в том, чтобы доказать школьникам: суть повести «Хаджи - Мурат» не только в отрицании зла, насилия и жестокости, не только в утверждении всего лучшего в человеке, но и в предупреждении всем живущим сегодня.
Вид урока: данный урок, на мой взгляд, можно отнести к нестандартным, но не по форме, а по содержанию, поскольку здесь осуществлена попытка необычного подхода к анализу проблематики произведения, когда ученики ощущают себя равными учителю собеседниками, пытающимися вместе искать истину («горячие» точки повести).
Формы и методы работы:
1) словарная работа: перед уроком целесообразно разобрать с ребятами значение встретившихся им при чтении повести незнакомых слов, поэтому на первых слайдах презентации к уроку помещаются такие данные:
Газават - «священная война» мусульман против «неверных» т.е. не мусульман.
Джигит (тюрк.) –искусный и отважный наездник.
Имам (араб.) – 1) титул верховного правителя у мусульман, соединяющего светскую и духовную власть; 2) духовное лицо, которое руководит богослужением в мечети; главный мулла в мечети; наиболее авторитетный богослов и правовед в суждениях по религиозным вопросам.
Ишан (перс.) – наставник и руководитель мусульманских монахов .
Мечеть (араб.) – мусульманский храм.
Мулла (араб.) – служитель религиозного культа у мусульман.
Мюрид (араб.) – послушник, последователь, ученик ишана или шейх, воспитываемый в духе беспрекословного подчинения.
Наиб (араб.) – в некоторых мусульманских странах – заместитель или помощник какого-либо начальника или духовного лица; иногда - начальник местной полиции, старшина сельской общины.
Шейх (араб.) – 1 у арабов –глава рода, племени, деревенский староста; 2)представитель высшего мусульманского духовенства, богослов и правовед.
2) формирование литературоведческих понятий: на уроке большое внимание уделяется формированию литературоведческой лексики учащихся (литературные параллели, ключевые слова, композиция, портрет и т.п.).
3) работа над анализом текста повести « Хаджи – Мурат »
Ход урока:
Вступительное слово учителя: (начинается оно с чтения эпиграфа к уроку)
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: « Жалкий человек,
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем? »
Это строчки из стихотворения Лермонтова « Валерик ». К нему мы вернемся в ходе нашего урока.
Часто, читая произведения писателя Льва Николаевича Толстого, Вы, дети, к сожалению, не воспринимаете его как великого мыслителя, гуманиста, не соотносите его мировосприятие с сегодняшним днём.
Живя на Кавказе, знаем ли мы его горькую, многовековую историю?
Начиная с учениками разговор о повести, обращаю их внимание на её композицию, на тот образ, который заставляет нас вспомнить начало произведения перед тем, как закрыть его последнюю страницу. Подчеркнём эту особенность мастерства Толстого, который, подобно живописцу, привлекающему наше внимание к своей картине каким – то особым мазком , деталью, с помощью точного высказывания, яркого образа, ключевого слова определяет проблему повести. И не только определяет, но и предостерегает, и отрицает.
Что же отрицает Толстой?
Предлагаю девятиклассникам найти в описании вспаханного поля те ключевые слова, которые помогут определить главный смысл повести.
«Дорога к дому шла паровым, только что вспаханным черноземным полем. Я шел наизволок по пыльной черноземной дороге. Вспаханное поле было помещичье, очень большое, так что с обеих сторон дороги и вперед в гору ничего не было видно, кроме черного, ровно взборожденного, еще не скороженного пара. Пахота была хорошая, и нигде по полю не виднелось ни одного растения, ни одной травки,- все было черно. «Экое разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ, растений для поддержания своей жизни»,- думал я, невольно отыскивая чего-нибудь живого среди этого мертвого черного поля».
Что же заставляет человека быть разрушительным, жестоким? Здесь необходимо подвести учащихся к выводу о том, что борьба за власть – основной источник жестокости. Поэтому обращаем их внимание на то, о чем мечтает Хаджи-Мурат, для чего ему нужна власть.( гл. IV )
Он представлял себе, как он с войском, которое даст ему Воронцов, пойдёт на Шамиля и захватит его в плен, и отомстит ему, и как русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечнёй, которая покорится ему».
Итак, власть как самоцель – во что она перерастает? Как мы называем такую власть? (Тирания, деспотизм, т.е неограниченная власть).
Кто и из наших великих поэтов определил суть неограниченной власти и показал, к чему она приводит? Учащиеся называют А.С.Пушкина и его стихотворения «Анчар». Предлагаю им вспомнить последнюю строфу, чтобы они могли ответить на второю часть поставленного вопроса.
Какие слова (ключевые) находит Толстой, чтобы показать: Хаджи – Мурат прежде всего сам – жертва деспотизма? «Я связан, и конец верёвки у Шамиля».
Кто же в повести олицетворяет деспотизм, т.е высшее проявление жестокости? Учащиеся без труда называют образы Николая 1 и Шамиля.
Предлагаю им найти в (XV главе) портрет императора и те ключевые слова, с помощью которых Толстой раскрывает суть деспотизма Николая 1: «Длинное белое лицо с огромным покатым лбом, выступавшим из – за приглажённых височков, искусно соединённых с париком, закрывшим лысину, было сегодня особенно холодно и неподвижно… Как ни привык Николай к возбуждаемому им в людях ужасу, этот ужас был ему всегда приятен… Не согласиться с распоряжением Николая – значило лишиться всего того блестящего положения, которое он (Бибиков) приобретал сорок лет и которым пользовался. И потому он покорно наклонил свою чёрную седеющую голову в знак покорности и готовности исполнения жёсткой, бездумной и нечестной высочайшей воли».
Теперь предлагаю выяснить, кем является Шамиль. С одной стороны, он возглавляет движение за независимость. С другой, - у него есть и нечто общее с Николаем.
Как это подчеркивает Толстой? Называя те штрихи, с помощью которых писатель рисует портрет Шамиля, учащиеся отмечают его внешнюю схожесть с портретом Николая I: «Бледное, окаймленное подстриженной рыжей бородой лицо его с постоянно сощуренными маленькими глазками было, как каменное, совершенно неподвижно». Умирающий Хаджи-Мурат видит бледное, с рыжей бородой и прищуренными глазами лицо своего врага Шамиля.
Учащиеся верно отмечают то, что сущность Шамиля и Николая I однозначна: они воплощение абсолютной власти, которая обеспечивает им все жизненные блага. А то, что это происходит за счет жизни и свободы других,- не суть важно для деспотов.
Выяснив суть первой проблемы, которая заключается в отрицании жесткости, насилия и их высшего проявления – деспотической власти, переходим к образу следующей проблемы: Всякая ли власть есть зло?
Поэтому предлагаю, школьникам подумать над такими вопросами: Обладал ли сам Толстой властью над людьми? Если да, то как именно можно назвать такую власть? ( В процессе беседы выясняем, что Толстой был властителем людских душ, обладал моральной властью, имел огромный авторитет, т.е. духовное влияние . Отсюда авторитетный- заслуживающий доверия. Авторитетный – требующий беспрекословного, слепого подчинения.)
Какой властью обладал Хаджи – Мурат? Какое выражение заметила Марья Дмитриевна на его мёртвом лице? Как выявился в последнюю минуту жизни его характер? «Детское, доброе выражение», застывшее « в складе посиневших губ», говорит об изначально добром, хорошем в характере Хаджи – Мурата.
Предлагаю учащимся подумать, кем бы он мог стать, не будь войны. Девятиклассники вспоминают детство, юность, семью Хаджи – Мурата. Он мог бы стать выдающимся государственным деятелем, полезным для своего народа. Вместе с учениками приходим к выводу, что неограниченная власть порождает деспотизм, который, в свою очередь, порождает такое страшное явление, как война.
Проводим литературную параллель с творчеством М. Ю. Лермонтова, любимого поэта Л. Н. Толстого, написавшего свой первый рассказ « Рубка леса » под влиянием стихотворения « Валерик » , отрывок из которого является у нас эпиграфом к уроку.
Проводится беседа по эпиграфу к уроку. Выслушиваются высказывания детей.
Итак, Толстой отрицает жестокость, деспотизм. Война – это смерть, уничтожение. И страницы повести, как летопись, повествуют о бессмысленной гибели людей. Предлагаю для анализа эпизоды о смерти Авдеева, о вырубке леса.
Какие ключевые слова подчеркивают отрицание Толстым жестокостей войны? Учащиеся их находят: « Солдатство было как смерть » (гл. VIII) , « Перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить с страшными усилиями всё с такими трудами заведённое и так легко и бессмысленно уничтоженное… или , противно религиозному закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться им » ( гл. XVII)
Следующая проблема, которую решаем на уроке, - это причины возникновения войн на почве религиозного фанатизма. ( Крестовые походы, «священная война » газават, описываемая в повести, - двойное безумие )
Принял ли Хаджи-Мурат эту «священную войну» ?
Важно показать ученикам, что Хаджи-Мурат был вынужден принять в ней участие, и эта война стала для него западнёй, приведшей к гордой, но бессмысленной смерти.
Предлагаем найти в тексте слова, являющиеся реквиемом по такому яркому, незаурядному человеку: « Соловьи, смолкнувшие во время стрельбы, опять защелкали, сперва один близко и потом другие на дальнем конце » (гл. XXV). Поют соловьи, торжествует жизнь, и на этом фоне ещё более бессмысленной видится смерть героя повести.
Итак, Толстой отрицает бессмысленную резню и утверждает жизнь, воспевает и защищает человека.
Какие, по – вашему, главы являются для писателя основными? Почти всегда безошибочно школьники называют VII и VIII главы, эпизоды, рисующие будни семьи Авдеевых.
Главная тема разговора на этом этапе урока – решение Толстым проблемы созидания и разрушения. Созидание выше разрушения – убеждает нас писатель. Люди разных национальностей способны найти общий язык, договориться между собой. Никто никому не может ставить в вину национальную принадлежность, принадлежность к тому или иному вероисповеданию.
В доказательство предлагаю привести примеры из повести, где Авдеев отзывается о татарах: « А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие… Ей – богу! Я с ними как разговорился».
Учащиеся вспоминают и слова Марьи Дмитриевны о Хаджи – Мурате: «Обходительный, умный, справедливый… Только зачем осуждать, когда человек хороший. Он татарин , а хороший ». Так говорят и думают простые, искренние люди, не ведающие корысти.
Об этом же мечтал А. С. Пушкин: « Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся… »
Люди могут и должны быть едины в своём стремлении к добру. И никогда нельзя об этом забывать. Иначе – бессмысленная гибель, смерть ни в чем не повинных людей.
В этом и состоит предостережение писателя Толстого!