12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Матвеева Дарья Евгеньевна35
Учитель истории и обществознания
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Урок всеобщей истории "Тоталитарные режимы в странах Западной Европы"

     Урок Всеобщей истории «Тоталитарные режимы в странах Западной Европы» входит в систему уроков, посвященных первой хронологической вехе Новейшего времени: от первой половины ХХ века до периода расцвета индустриального общества.  Данный тематический урок является логической доминантой тем, посвященный началу XX века.

      Представленный урок встроен в модуль всеобщей истории Новейшего времени для 10 класса учебника Л.С. Белоусова. Для проведения занятия была использована презентация, выполненная в программе MS Power Point, интерактивная доска IQ Board в рамках модульного функционала, музыкальной ассоциативной универсалией был выбран эпизод нашествия  «Симфонии №7» Д. Шостаковича и подборка письменных исторических источников из сборника документов, посвященных социально-экономическому положению населения Италии и Германии 1920-1930-х гг.[1]

      Систему уроков открывает занятие, посвященное возникновению рабочего и социалистического движения в странах Западной Европы в контексте индустриального общества.[2] Далее прослеживается трансформация идеологий на фоне исторических событий Первой мировой войны 1914-1918 гг., повлекшей за собой систему мирных договоров, заключенных в Версале и Вашингтоне, несовершенства которой стали триггером реформистских, а затем и революционных движений внутри европейских стран, в том числе Италии и Германии (Веймарской республике).  Указанная система стала прологом создания национально-освободительного движения, формировавшегося на фоне  Мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., что выступило катализатором опционального складывания  фашистского и нацистского движений внутри стран аутсайдеров Первой мировой войны.

      Урок «Тоталитарные режимы в странах Западной Европы» построен в игровой форме. Ключевая цель его создания: интеграция с социальной действительность изучаемого периода, выявление причин прихода к власти фашистского и нацистского режима в странах Западной Европы. А в рамках рефлексии, на основе полученной практической информации, работы на уроке с документальными материалами, знакомстве с личностными особенностями  лидеров фашистского и нацистского режимов в этих странах[3] на предыдущих уроках модуля, сформулировать ответ на вопрос: «Возможно ли в рамках сегодняшних исторических условий возвращение подобных политических режимов и оживление националистических идей?»

     Данный урок был поделен на модули. 1. Мотивационно-целевой, его цель: мотивация, постановка учебной цели, ее принятие. После окончания Первой мировой войны три консервативные европейские монархии – Германская , Российская и Австро-Венгерская - пали и были заменены республиканскими режимами. Многие тогда говорили, что в Европе окончательно утвердились демократические ценности, провозглашенные еще во времена Великой французской революции: «Свобода! Равенство! Братство!». Обратимся к карте распространения фашистских и нацистских идей и сформулируем предположения на основе предложенной справочной информации.  2. Ориентационный, его цель: актуализация, введение в тему, создание проблемной ситуации, принятие цели. Перед классом ставится вопрос: «Почему в ряде демократических стран Европы к власти пришли фашисты?. В рамках этого модуля заполняем таблицу и отражаем в ней «что уже знаем», «что нам предстоит узнать». Формулируем предположения: «Ваши версии: почему фашисты пришли к власти в Европе?» 3. Содержательно-операционный, в нем будет реализовано решение учебной задачи, освоение и интериоризация содержания, способов деятельности, первичный контроль, коррекция. Ребятам предлагается в группах проиграть историческую ситуацию. Перевоплотиться в других людей, жизнь и чувства которых нам не свойственны: итальянцев и немцев, которые жили в 1920-е гг. Для погружения в социальную реальность и формирование положительных горизонтальных связей необходима групповая работа, алгоритм выполнения работы задан в карточках, предложенных учителем для каждой группы. 1 группа историки-эксперты. Они сформулируют признаки тоталитарного государства. 2 группа на основе предложенных исторических материалов от имени итальянцев расскажет о том, как живет ваша страна, с какими проблемами сталкивается, отвечая на вопросы карточки. 3 группа представляет в виде речи программу фашистской партии Италии. 4 группа на основе предложенных исторических материалов от имени немцев расскажет о том, как живет Веймарская республика, с какими проблемами сталкивается государство и население. 5 группа представляет в виде речи программу НСДАП Германии. Готовясь к выступлению учеников просят представить себя на  месте людей 1920-х годов, попробовать понять, что чувствовали эти люди, почему на выборах они голосовали за фашистские (нацистские) партии, и тогда мы сможем понять, почему вместо демократии утвердились фашистские режимы. Для воплощения задумки подобного урока требуется горизонтальная связь между учениками в рамках классного коллектива, работа групп на уроке взаимосвязана и по ходу урока ребята понимают, что группе партийцев необходимо выступить перед электоратом, а простым жителям донести до партийных ячеек свои чаяния и требования. Выступления групп построены закономерно: 1. теоретическое обобщение признаков тоталитаризма 2. Выступление второй группы в роли жителей Италии о проблемах страны в послевоенный период. Перед выступление группы «итальянских фасциев» учитель на слайде презентации, подготовленной к уроку, разъясняет ученикам этимологию термина «фашизм», называет создателя и напоминает историю фасциев в Древнем Риме 3. Выступление партии «итальянских фашистов» 4. Выступление четвертой группы в роли жителей Германии о проблемах страны в послевоенный период  5. Выступление лидера Национал-социалистической демократической рабочей партии Германии. Для облегчения межгруппового взаимодействия между выступления групп учитель задает наводящие вопросы, к примеру: «насколько убедительно выступали представители фашистской партии, какое впечатление у вас вызывают парады и данные обещания?»  В рамках 4 контрольно-оценочного модуля, осуществляется контроль, оценка, рефлексия (соотнесение результата и цели). Возвращаемся к проблемному вопросу занятия: «Можем ли мы ответить на вопрос урока: «Почему к власти в ряде европейских стран к власти пришли партии фашистского толка?» Выводы: Либеральные правительства не смогли решить внутренние и внешние проблемы своих стран. Имущие слои общества испугались влияния коммунистов и социалистов и предпочли им правые партии фашистского толка. Применение полученных знаний: «А в наше время возможна подобная ситуация? Где особенно мы это наблюдаем? Могут ли в наше время люди проголосовать за подобные партии?» Выводы: В разных странах существуют и рвутся к власти неонацистские партии, которые используя проблемы в обществе, разжигают националистические чувства и провозглашают популистские лозунги. Поэтому перед каждым из нас стоит задача критично оценивать все то, что мы слышим и видим и обдуманно принимать решения. Помнить уроки истории и понимать к чему это может привести, Гитлер и Муссолини в конечном итоге привели свои страны к краху.



[1] Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления.М.,1996

[2] Ссылка на модуль уроков «Мир в начале XX» века

[3] Ссылка на модуль уроков «Мир в начале XX» века

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.