Урок здоровья «Поможем иммунитету»
Урок здоровья в 9 классе
Тема: «Поможем иммунитету».
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 с. Бараники Артамоновой Е.В. |
Цель урока: создать условия для формирования потребности в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты:
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, осознание своей индивидуальности; формирование ценности здорового образа жизни.
Метапредметные:
Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.
Познавательные: выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям.
Коммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предметные: урок не привязан к конкретному предмету.
Технологии: обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающие.
Методы: АМО, наглядно-иллюстративный, методы мотивации.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация, памятки, материал для оформления кабинета.
Ход урока.
Организационный момент – 2 мин.
Возьмитесь все за руки. Все-все объединитесь в одно целое. Все? Примите меня в ваш круг. Подарите друг другу улыбку.
Здравствуйте. Спасибо. Садитесь. А за что я вас поблагодарила?
Да, конечно, за то, что вы приняли меня. А еще?
Да, потому что я вам, а вы мне пожелали быть здоровыми. На уроке сегодня мы узнаем, что же нужно для того, чтобы быть здоровыми. Для ответов на мои вопросы вы найдете полсказки в оформлении класса, а пока в качестве первой подсказки, и чтобы не болеть, примите от меня витаминку. Возьми себе и передавай назад двумя руками над головой. С последней парты приносят мне пустую тарелку.
Стадия вызова. – 3 мин.
Посмотрите на экран (на слайде по очереди появляются картинки: градусник, показывающий минус 40, врач, делающий инъекцию в плечо, изображение школы, кашляющий человек). Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Попробуйте составить предложение с этими словами или на основе этих картинок. А почему именно такие картинки я взяла для начала урока? Какова будет главная тема урока? (здоровье).
Давайте вспомним правила составления акрослова и поработаем со словами «здоровье» и «болезнь».
А кто может сказать, что такое здоровье? А на ОБЖ или на биологии вы учили понятие «здоровье» по определению специалистов всемирной организации здравоохранения? Итак, здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
А от чего зависит здоровье? Специалисты ВОЗ подсчитали, что на 20% наше здоровье зависит от наследственности, столько же пришлось на окружающую среду, 10% вносит медицина и остальные 50% ЗАВИСЯТ ОТ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
А теперь подумайте и скажите: почему некоторые люди редко болеют? (у них хороший уровень иммунитета). Отлично.
Итак, что мы будем изучать на уроке? (открывается тема и доска). Какие цели вы поставите для себя на этот урок? К чему мы будем стремиться?
Для чего вам это нужно?
Актуализация знаний –3 мин.
Встаньте. (Бросаю мяч) Отвечать будет тот, в чьих руках в данный момент оказывается мяч.
Вспомним: (для ответов используйте подсказки)
Что такое иммунитет? - Иммунитет — это способность иммунной системы избавлять организм от генетически чужеродных объектов. Обеспечивает гомеостаз организма на клеточном и молекулярном уровне организации. Реализуется иммунной системой.
Что относят к органам иммунной системы? – красный костный мозг, вилочковая железа (тимус), селезенка, лимфоузла и др. А какие клетки отвечают за иммунитет? – лейкоциты и их разновидность - лимфоциты.
Какие виды иммунитета мы знаем? – естественный (врожденный и приобретенный) и искусственный (активный и пассивный).
Как мы можем помочь организму в поддержании высокого уровня иммунитета? (закаливание, витамины, правильное питание, занятия спортом, лекарства, «Иммунеле»)
Спасибо. Опуститесь на свои места и примите удобную для вас позу.
Стадия осмысления –5 мин.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Николай Амосов, известный российский врач-хирург, сказал: «Врачи лечат болезни, а здоровье нужно добывать самому». Как вы думаете, о чем это?
Сегодня я познакомлю вас еще с одним способом поддержания иммунитета. Кто из вас слышал о том, что на теле человека есть так называемые «биологически активные точки»? Этими точками пользуются приверженцы нелекарственных способов лечения, например, специалисты по акупунктуре (иглоукалыванию). У нас много таких точек, они расположены на ганглиях (нервных узлах), близко к поверхности кожи, каждая отвечает за какой-нибудь орган, и стимулирование этой точки заставляет этот орган активнее работать на пользу всему организму. Вы же видели, что люди трут лоб, когда болит голова, или знаете то, что народная медицина предлагает прикладывать кусочек чеснока к запястью, когда болит зуб, для стимуляции определенной точки?
Массаж биологически активных точек или точечный массаж признан одним из важных способов саморегуляции человека. Эту форму саморегуляции может применять человеку любого возраста и любой физической подготовки. Массаж не требует специальных помещений или условий.
Автор этой методики Алла Уманская — заведующая лаборатории мед. академии И.С. Сеченого. Профессор А. Уманская с помощью точечного массажа проводит борьбу и профилактику гриппа и ОРЗ. Массаж восстанавливает, регулирует, приводит в норму многие системы организма, позволяет быстро восстановить организм после продолжительной болезни.
Суть метода доктора Уманской заключается в стимуляции девяти активных точек посредством пальцев. Во время сеанса точечного массажа рецепторы кожи, мышц и мышечных связок, пальцев рук подвергаются раздражению. В результате исходящие от них импульсы поступают в спинной и головной мозг, способствуя активизации деятельности всех органов и систем.
Процедура массажа укрепляет защитные свойства органов дыхательной системы: легких, носовой полости, трахеи, бронхов и гортани. При воздействии на эти точки в организме начинает вырабатываться важное звено защиты иммунитета – интерферон. Он образуется клетками крови и является природной противовирусной защитой.
Сядьте правильно.
Давайте найдем эти зоны воздействия на себе. При пальпации они чуть более болезненны, чем окружающая их кожа.
Зона 1. Находится в районе грудной клетки (середина). Стимуляция точки усиливает защитную роль дыхательных оболочек: носоглотки, трахеи, гортани. Особенно рекомендуется воздействовать на эту область при сильном кашле.
Зона 2. Яремная впадина, расположенная на передней части шеи под гортанью. Область отвечает за работу иммунной системы. Давление на точку помогает нормализовать деятельность тимуса (вилочковой железы) и улучшить качество его работы.
Зона 3. Находится на передней плоскости шеи. Для обнаружения точек нужно поставить два пальца с двух сторон от кадыка, отчетливо ощущая пульс. Поднять пальцы вверх на 1 см – это и есть точки 3 зоны. Воздействие на область улучшает кровообращение и нормализует метаболизм.
Зона 4. Сосредоточена в верхней задней области шеи, за ухом немного выше мочки. Активизация точек 4 зоны усиливает кровоток в голове и шее.
Зона 5. Расположена между первым грудным позвонком и седьмым шейным. Найти точки можно следующим образом: наклонить вперед голову и нащупать на тыльной стороне шеи выступающий позвонок (7-й шейный). Расстояние между этим позвонком и следующим и есть 5 зона. Массаж точки дает оздоровительный эффект в виде улучшения кровообращения и деятельности головного мозга, снятия ушных, головных и шейных болей. Способствует снятию воспаления миндалин.
Зона 6. Находится в носовой области по краям выпуклых боковых поверхностей носа, над зубами-клыками. Стимуляция зоны улучшает работу слизистой оболочки носовой полости, гайморовых пазух и нижнего мозгового придатка – гипофиза.
Зона 7. Расположена чуть ниже начала роста бровей. Давление на точки нормализует функционирование лобных долей головного мозга и слизистой оболочки носовой полости.
Зона 8. Сосредоточена на ушной раковине, в районе хрящевого выступа. Отвечает за деятельность органов слуха и вестибулярного аппарата.
Зона 9. Находится в области кистей рук. Если прижать к ладони большой палец, то на верхней части появившегося выступа будет располагаться биоактивная точка 9 зоны, отвечающая за жизненно важные системы организма (например, головной мозг). У нее есть название – ХЭ-ГУ.
Проводя точечный массаж по методу доктора Уманской, следует знать его основные моменты (раздать памятки):
Стимуляцию точек необходимо проводить последовательно, начиная от первой зоны и заканчивая девятой.
Перемена точечных зон местами при массаже приводит к неполному результату от занятий. Каждую систему организма нужно активизировать в свое время, чтобы повлиять на остальные системы и органы.
Массажные движения выполняются подушечками пальцев и носят ввинчивающий (вращательный) характер: 9 раз по часовой стрелке и 9 против. Необходимо делать равное количество движений в обе стороны. Продолжительность давления на каждую точку составляет 18–20 секунд.
Симметричные точки (3, 4, 6, 7, 8) нужно стимулировать одновременно.
При массировании 1-й зоны используются подушечки четырех пальцев одновременно.
При стимуляции 4-й зоны применяется иная техника – поглаживание по направлению сверху вниз.
Внимание! Во время точечного массажа 2-й зоны давление должно быть несильным. Воздействовать на 3-ю зону необходимо слабо с предельной осторожностью – там расположена сонная артерия.
Стадия деятельности – 7 мин.
Пробуем сделать массаж:
Девять раз вращаем влево
Выгоняем вирус смело
Девять раз вращаем вправо
Удирает вирус! Браво!
Только обязательно
Делать все старательно.
МУЗЫКА
Вы сидите по двое. Первый вариант, покажите приемы массажа товарищу по парте. А теперь второй вариант показывает первому. Запомнили? Кто готов показать классу все точки?
РАЗДАТЬ КАРТИНКИ, У вас на столах лежат картинки с изображением головы человека. Попробуйте отметить точки, которые вы сегодня узнали. А теперь поменяйтесь в паре и проверьте, насколько ваш сосед запомнил материал занятия.
Внимание, творческое задание! Составьте предложения, используя данное начало:
Я делаю точечный массаж, | Который… Чтобы… Так как… Хотя… Едва… |
Вспомните правила составления синквейна. Составьте синквейн со словами МАССАЖ и ЗДОРОВЬЕ.
Сделайте вывод: Здоровье – это… (каждый ученик класса)
Положите руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"
Стадия рефлексии – 3 мин
А теперь вернемся к поставленным в начале урока целям. Насколько вы достигли намеченного? Остались ли вопросы? Покажите мне: если вы узнали что-то новое, вам был полезен и интересен сегодняшний материал, то поднимите руки вверх. Если что-то осталось непонятным - разведите руки в стороны, а если было скучно и неинтересно – опустите руки вниз.
Послесловие. Методика Уманской не гарантирует моментального эффекта. Результат появится только при регулярном выполнении в зависимости от индивидуальных особенностей организма. Нередко массаж начинает благотворно сказываться спустя 1-2 месяца применения, у других может занять больше времени. Но ведь и зарядка, и закаливание помогают не сразу.
А так как витамины нужно принимать не только в виде таблетки, то примите от меня для поддержания иммунитета витаминки еще и в виде мандаринки.
Спасибо за урок. Мне с вами было интересно, надеюсь, вам тоже. И будьте здоровы!
Источники:
http://odnako.su/women/w-health/all-about-health/-263865-zdorove-v-procentah/
http://razomnitelo.com/tehnologiya-tochechnogo-massazha-po-metodike-umanskoj/
http://menquestions.ru/articles/tochechnyy-massazh-dlya-povysheniya-immuniteta.html
https://med.wikireading.ru/137369