Тренинг «Иммунитет. Виды иммунитета»
Тренинг по теме «Иммунитет. Виды иммунитета».
Цель: Изучить защитные свойства организма.
Задачи:
Образовательные: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок, познакомить с понятиями: «иммунитет», «фагоцитоз», «антитела», «антигены» , «ВИЧ, СПИД».
Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.
Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
Оборудование: таблица «Кровь», компьютер, мультимедийный проектор, видеоролик, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды иммунитета”. Карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», раздаточный материал «Виды иммунитета», портреты ученых, карточки рефлексии, тренинговых упражнений.
Ход занятия.
1. Упражнение «Мои ожидания»
Цель: выяснить ожидания участников тренинга, может быть, их опасения и интересующие вопросы для того, чтобы скорректировать программу тренинга и оценить эффективность работы тренера.
Тренер предлагает каждому участнику взять бутон розы и коротко рассказать, что он ожидает от тренинга и на какие вопросы он хочет получить ответы. Бутон прикрепляет на доске возле вазы.
2.Упражнение «Знакомство: «Свет мой, зеркальце, скажи».
Цель: освоение приемов самодиагностики, самораскрытия, активности общения.
Ребята, наша задача – заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое Я индивидуальными средствами.
Все вы помните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите зеркальце (детям раздаются бумажные зеркала) и ответьте на этот вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.
3.Правила (записываются на доске)
Правила – это законы группы, по которым она живет во время тренинга. Они необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог:
получить информацию сам и не мешал получить ее другим;
открыто высказывать свое мнение, выражать свои чувства и взгляды;
быть уверенным в том, что все личное, что обсуждается на занятиях, не выйдет за пределы группы и др.
Существует несколько основных правил, которые помогают обеспечить атмосферу доверия:
конфиденциальность;
взаимоуважение;
пунктуальность;
«не давать оценок»;
дисциплина.
4. Прием «Чудо – дерево» (самооценка).
Ребята, сейчас мы проведем с вами упражнение на определение вашей самооценки. Подумайте и оцените свои знания по изученной нами ранее теме «Кровь».
Выберите соответствующее по цвету вашим знаниям яблоко, напишите на нем свое имя и прикрепите его на дерево.
Красные яблоки – 5 баллов, желтые – 4 балла, ну а зеленые, неспелые, - 3 балла.
5.Энерджайзер.
Энерджайзер – это упражнение, направленное на разминку, поменять местами ребят перед объединением их в группы или привлечение внимания участников тренинга. Разминкой может служить любая игра или упражнение. Энерджайзер можно проводить как в начале тренинга, так и в середине или в конце, в любой момент, когда это необходимо.
Ведущий: Поменяйтесь местами те, кто умылся утром… (все меняются местами, кто не успел сесть, тот будет ведущим).
6.Работа в команде (микрогруппе)
– позволяет участникам приобрести навыки сотрудничества, межличностного и делового общения. Кроме того, использование данного метода помогает участникам научиться разрешать возникающие между ними разногласия.
Ребята объединяются в 2 команды «День», «Ночь».
Проверка домашнего задания, знания темы. (разгадывание кроссворда «Кровь».
7. Основная часть. На доске эпиграф:
Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне действовать самому - и я научусь.
Китайская мудрость
Мини-лекция – краткое изложение определенной темы, после которого полезно провести ее неформальное обсуждение для разъяснения тех или иных вопросов, содействия переносу идей и понятий в практическую плоскость.
Такое обсуждение проводится ведущим тренинга, который должен стремиться вовлечь в обсуждение всех слушателей. Желательно, чтобы проводящие занятия, заранее подготовили вопросы для начала обсуждения. После представления материала и его обсуждения ведущий тренинга должен подвести итог или дать резюме. Рекомендуются дополнять мини-лекцию заранее подготовленными наглядными пособиями или учебными материалами, которые нужно раздать всем участника перед занятием. Можно использовать презентацию и видеоролик по теме.
Ребята, тема нашего урока сегодня очень актуальна, я предлагаю прослушать отрывок из произведения А.С. Пушкина «Пир во время чумы»:
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща тёмная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо всё. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мёртвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
О чём идёт речь в данном отрывке?
Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения — 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.
Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет». Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?
Ежедневно, ежеминутно в любом организме на страже человека стоит целая армия клеток и механизмов, которая способна отразить любую инфекционную агрессию. Есть и милиция, готовая в случае необходимости подавить внутреннюю агрессию. И все это делает иммунная система - специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции
Центральные органы:
- тимус (вилочковая железа) - здесь формируются Т-лимфоциты, красный костный мозг.
Периферические органы:
- - миндалины
- - селезенка
- - лимфатические узлы здесь формируются В-лимфоциты.
Для того чтобы обеспечить внутреннюю безопасность, эти специальные клетки «курсируют» по организму, и проверяют у каждого «молекулярный паспорт». Потому что, к нам в организм ежеминутно с пищей и воздухом, через микротрещины на коже проникают разнообразные микроорганизмы.
Давно было подмечено, что человек, который перенес опасную заразную болезнь, второй раз обычно ею не заболевает. Люди пытались использовать эти наблюдения с целью обезопасить себя от инфекций.
Как вы думаете, какие же механизмы, формы и способы защиты имеет наш организм?
Невосприимчивость к повторному заражению одной и той же инфекцией обусловлена иммунитетом. Термин "иммунитет" происходит от латинского слова "immunis". Так в Древнем Риме называли гражданина, свободного от некоторых государственных повинностей.
Сообщение ученика «Что такое иммунитет»
Иммунитет - это способность организма противостоять изменению его нормального функционирования под воздействием внешних факторов, то есть комплекс реакций, направленных на поддержание гомеостаза при встрече организма с агентами, которые расцениваются как чужеродные, независимо от того, образуются ли они в самом организме или поступают в него извне.
Вообще наш организм, как неплохой сейф, имеет 2 защитных барьера:
Кожа и слизистые оболочки.
Кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Существует две формы иммунитета:
Неспецифический - осуществляется лейкоцитами (фагоцитами), действующими на все микроорганизмы, независимо от их природы.
Специфический - способность организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей (антигены) и уничтожать только эти чужеродные клетки. Чужеродные вещества называют – антигенами.
Различают также два механизма иммунитета: клеточный и гуморальный.
Клеточный - чужеродные тела уничтожают фагоциты
Гуморальный - антигены удаляются с помощью антител - хим. в-в, доставляемых кровью (лимфоциты).
Кому же мы можем мысленно воздать благодарность за открытие этих знаний, благодаря которым мы научились бороться со многими болезнями? Это наш соотечественник Илья Ильич Мечников. Он выделил два вида иммунитета. (фото на доске)
Сообщение ученика «Виды иммунитета»
Виды иммунитета. (схема на доске)
Сообщение ученика «Способы повышения иммунитета»
Причины снижения иммунитета (схема на доске)
Сообщение ученика «ВИЧ, СПИД. Актуальная статистика.»
Способы передачи ВИЧ (схема на доске).
Подведение итогов.
Что же такое иммунитет?
Какие виды иммунитета вы можете назвать?
Как вы думаете, существуют ли в мире такие болезни, против которых наш организм не имеет иммунитета?
Вывод: здоровый образ жизни.
Рефлексия «Волшебные цветы»
Ребята, наверное вы со мной согласитесь, что очень хорошо, когда все здоровы, мирное небо над головой и все смеются… Давайте сейчас загадаем желание… и пусть волшебные цветы распускаются, а желания ваши сбываются. Подойдите, станьте в круг, по очереди опускаем цветы в воду, загадываем желание. Раскрывающийся цветок – исполнение желания.
Упражнение «Ожидания».
Ребята, если ваши ожидания оправдались, возьмите розу и прикрепите ее к бутону.
Всем спасибо за участие. А я могу сделать вывод, что мы собрали хороший урожай.
Кроссворд «Кровь»
Раствор солей в воде, соответствующий по их концентрации плазме крови.
Жидкая соединительная ткань, вместе с лимфой составляющая внутреннюю среду организма.
Кровяные пластинки, форменные элементы крови, содержащие особые вещества, участвующие в свёртывании крови, формировании тромба и остановке кровотечения.
Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.
Вещества, которые при введении в организм приводят к образованию в нём антител и формированию иммунитета.
Красные кровяные тельца, форменных элементов крови, имеющие форму двояковогнутого диска и содержащие дыхательный пигмент — гемоглобин, придающий крови красный цвет.
Болезнь, вызываемая вирусом, который, попадая в кровь, повреждает лимфоциты. Иммунная система организма резко ослабевает, и человек становится беззащитным перед любыми болезнетворными вирусами и бактериями.
Белые кровяные тельца, бесцветные, имеющие ядро клетки крови. Способны к амебоидному движению и к проникновению через стенки кровеносных сосудов.
Вещества белковой природы, образующиеся в организме и накапливающиеся в сыворотке крови при введении в организм различных чужеродных белков — антигенов.
Невосприимчивость или устойчивость организма к действию болезнетворных микроорганизмов и их ядовитых продуктов; защитная реакция организма.
Одно из мероприятий, применяемое для создания у человека искусственного иммунитета.
Жидкая часть крови, в состав которой входят вода, минеральные соли, белки, углеводы, жиры. Обладает защитными свойствами.