СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна1682
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково
3

Культура Киевской Руси



(Итоговое занятие-викторина по типу Своей игры)

Автор – Воропаева Лилия Алексеевна, педагог дополнительного образования, муниципальное казённое учреждение дополнительного образования районный Дом детского творчества, объединение «Гуманитарная школа», село Мильково Камчатского края

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а – в ходе изучения материала вопросы для игры составлялись самими учениками.

Во время работы продолжалось формирование базовых компетентностей:

  • информационная (ученики самостоятельно искали, отбирали, анализировали, преобразовывали информацию для решения задачи);          
  • коммуникативная (решая общую задачу, ученики сотрудничали с другими учениками);
  • самоорганизации (ученики самостоятельно планировали свою деятельность, сами выбирали пути достижения цели, осуществляли контроль своей и общей деятельности, соотносили свой результат с общим результатом);          
  • самообразования (ученики, решая общую задачу, шли каждый своим путём, выбирая свою образовательную траекторию).

 

Ц е л ь

  • подвести итог изучению культуры Киевской Руси, систематизировать материал по теме, сформировать у учащихся целостное представление о культуре Киевской Руси, выявить её  специфические особенности, значение для последующего развития российской культуры, убедиться, как велик вклад России в мировую культуру; вырабатывать навыки системно-научного подхода к истории культуры России.
  • продолжить формирование художественного вкуса и эстетического восприятия окружающей действительности, способности наслаждаться выдающимися произведениями искусства, интереса и любви к искусству;
  • формировать уважение к культуре российского народа, желание знакомиться с ней и черпать из неё пробуждать чувство гордости за нашу страну, давшую такие образцы художественного творчества.

 З а д а ч и:

1.     Повторить важнейшие культурные достижения

2.     Выявить эстетические идеалы Киевской Руси

3.     Способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных навыков, правильной самооценки

 

 О с н о в н ы е  п е р с о н а л и и:  Алимпий (Алипий), Илларион, Кирилл, Мефодий,  Нестор, Остромир

 О с н о в н ы е  п о н я т и я:  архитектура, былины, буквица (инициал), «Гривна Владимира Мономаха», двоеверие. Евангелие, зернь, Золотые ворота в Киеве, икона, икона «Борис и Глеб», икона Владимирской Богоматери,  имперсональность, искусство, кириллица, колты, крестово-купольный стиль, культура, летопись, миниатюра, мозаика, «Остромирово Евангелие», пергамент, перегородчатая эмаль, «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», рясны, скань, «Слово о законе и благодати»,  скоморохи, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Софийский собор в Полоцке, титло, устав, фреска.

 

 К л а с с ы  – 10

 Т и п  з а н я т и я – контрольное, итоговое занятие, закрепление и углубление материала

 Т С О - ноутбук, экран, презентация с электронным вариантом Своей игры

 

О ф о р м л е н и е  з а н я т и я:

На стенде:

Тема – «Культура Киевской Руси»

Эпиграф – «О, светло светлая, и украсно украшенная, земля Русская…»

На столах:

Макеты нескольких храмов, сделанных детьми: православный храм в кубическом стиле, храм Василия Блаженного, Преображенская церковь в Кижах, Исаакиевский собор, «Спас-на-крови», храм Христа Спасителя.

Репродукции икон:

Иконы Божьей Матери - Боголюбская икона Божией Матери, икона Владимирской Божьей Матери, икона Божией Матери «Знамение», Казанская икона Пресвятой Божьей матери, Тихвинская икона Божьей матери в окладе, Торопецкая икона Божьей матери;

Иконы «Борис и Глеб» - «Борис и Глеб», «Борис и Глеб», «Борис и Глеб на конях», «Святой Борис», «Святой Глеб», «Святые князья Борис и Глеб»

 На отдельном столике

Выставка книг (См. «Литература)

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Совершим небольшое виртуальное путешествие в Киевскую Русь век и вспомним, что же люди того времени видели, слышали вокруг себя. Для этого мы используем игру. На предыдущих занятиях мы с вами изучали материал и составляли вопросы, которые вошли в Свою игру по теме. Сегодня мы посмотрим и оценим, что у нас получилось. Но не только поиграем, мы продумаем материал и ответим на важные вопросы. Правильные ответы будут отмечаться жетонами. В конце занятия мы подсчитаем количество жетонов у каждого ученика и выявим лучшего знатока культуры Киевской Руси. На следующем занятии ему будет вручено специальное Свидетельство.

1. Посмотрите, как летописец характеризовал страну в то время.

Зачитывается эпиграф: «О, светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская!..»

Задание

Вам нужно понять, какой смысл, на Ваш взгляд, вложил летописец в эти слова, выделить яркие особенности или черты культуры Киевской Руси.

 

Основная часть:

Просмотр презентации «Культура Киевской Руси» (См. электронное Приложение)

 

Порядок работы

1 раунд

После 1 раунда - динамическая пауза:

Задание – встать, посмотреть все материалы на стенде, столах и найти то, что в той или иной степени связано с культурой Древней Руси. Объяснить свой выбор.

(Учащиеся могут выбрать макет  любого собора и показать, как в более позднее время сохранились многие черты, проявившиеся ещё в культуре Киевской Руси: крестово-купольный (византийский) стиль, золотые купола, фрески, мозаики ...

Учащиеся могут выбрать любую икону Божьей матери и показать, как в последующие времена сохраняется сюжет и тип иконографии этих икон: «Одигитрия», «Оранта», «Элеуса»,

Учащиеся могут выбрать любую икону «Борис и Глеб» и показать, как в последующие времена сохраняется данный иконописный сюжет.)

 

2 раунд

После 2 раунда - вторая динамическая пауза

Задание – встать, посмотреть все книги на столах и найти то, что в той или иной степени связано с культурой Древней Руси. Объяснить свой выбор.

 

3 раунд

После 3 раунда - третья динамическая пауза.

Задание – встать, сходить в кабинет и найти то, что в той или иной степени связано с культурой Древней Руси. Объяснить свой выбор.

 

Финал

Заключение:

Вопрос:

Ну как? Понятны Вам сейчас слова летописца «О, светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская!» 

Выслушиваются ответы учеников, их уточнения, дополнения. Подсчитывается количество жетонов, определяется и называется лучший знаток культуры Киевской Руси.

 

Вывод педагога

Эти слова древнерусского летописца – признание высокого уровня развития культуры народа, присущей ему любви к красоте. Её тесная связь с церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь Киевской Руси, огромное влияние на развитие культуры Киевской Руси  оказала Византия, особенно после принятия христианства;

 

ИСТОЧНИКИ

 

Интернет

 Боголюбская икона Божьей Матери

Владимирская икона Божьей Матери

Волоколамская Владимирская икона Божьей матери

Десятинная церковь

Икона Божией Матери «Знамение»

Иконография Божьей Матери

Иконопись

Казанская икона Божьей матери

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Мозаики и фрески Киевской Руси

Остромирово Евангелие

Остромирово Евангелие. Миниатюры и орнаменты

Православный храм

Рукописные книги Древней Руси

Софийский собор в Киеве

Статьи о мозаике. Мозаика Киевской Руси.

Софийский собор в Новгороде

Тихвинская икона Божией Матери в окладе

Торопецкая икона Божьей Матери

Илья Муромец и Соловей-разбойник (мультфильм)

 

Литература

1.     Лубченко Ю.Н. Города России. – М., «Белый город», 2006

2.     Любимов. Л «Искусство Древней Руси» - М., «Просвещение», 1981

3.     Современный словарь-справочник  по искусству – М, «Аст», 2000

4.     Соловьёв В. «Русская культура с древнейших времён до наших дней» - М., «Белый город», 2004

5.     Энциклопедия для детей.  Аванта. Искусство. Т. 7, ч.1. – М., «Аванта», 2002

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

1.     Фотографии «Макеты»

2.     Репродукции «Иконы Божьей Матери»

3.     Репродукции «Иконы Борис и Глеб»

 

Приложение 1. «Макеты»

 Приложение 2. «Репродукции икон Божьей матери»

Приложение 3. «Иконы «Борис и Глеб»

Приложение 4. Свидетельство победителя игры (вариант шаблона)

Приложение 5.

Презентация "Культура Киевской Руси"
Культура Киевской Руси
PPTX / 8.77 Мб

 

Архив с конспектом занятия "Культура Киевской Руси", презентацией  "Своя игра на тему "Культура Киевской Руси" и фрагментом мультфильма "Илья-Муромец и Соловей-разбойник"


Общий файл по теме
RAR / 13.47 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.