Технологическая карта урока «Двоичная система счисления»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №7 города Саяногорск
Технологическая карта урока
«Двоичная система счисления», 10 класс
Составитель:
Орешина Нина Семеновна,
учитель информатики,
первая квалификационная категория
Предмет | Информатика | Класс 10 | Технический профиль |
Тема урока: | Решение задач по теме «Системы счисления» | ||
Тип урока: | Открытие нового знания | ||
Цели урока: | Предметные: формирование навыков способов записи чисел в двоичной системе счисления, усвоение и расширение знания методов, приёмов и подходов к решению заданий систем счисления. Личностные: формирование умений планировать свои действия в соответствии с учебным заданием. Метапредметные: формирование умений создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. | ||
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами систем счисления, знаний и умений при выполнении арифметических действии в различных системах счисления; накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления. | регулятивные: постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (сопоставлять полученный результат с условием задачи); познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, моделирование (преобразование условий задачи в символьную форму), выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи, подведение под понятие; коммуникативные: формирование умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность. | смыслообразование (установление связей между целями и мотивами решения задании на систему счисления), оценивание личностной ценности изучаемых методов и алгоритмов (решения арифметических задач). | |
Методы обучения: | проблемный или частично-поисковый, постановка и решение проблемы; интерактивный (работа с ФЦИОР); практический (самостоятельная работа учащихся); | ||
УМК : | Информатика. Углубленный уровень / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 | ||
Оборудование: | компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска), экран, технологическая карта урока и интерактивная презентация. | ||
Ресурсы: | Информатика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Задание 16: https://www.youtube.com/watch?time_continue=201&v=Lb2-iIy7Jnw К. Полякова “Преподавание, наука и жизнь”: http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm Ольга Богомолова: ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. АСТ, 2018г. Гимнастика для глаз: https://youtu.be/6TAzTd2FKxM |
№ | Этап урока (название), время | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||||
1 | Вхождение в тему 3-5 мин | Определение темы и задач урока | Слайд 2 - Давайте вспомним, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? | Ожидаемые от учащихся ответы: Двоичная система счисления Решение задач по теме «Системы счисления». определять количество единиц и нулей в значении арифметического выражения. | Умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы | Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему выдвигать гипотезы, оценивать начальные данные и планируемый результат |
Определяем задачи урока: Повторить: | Основные понятия связанные с СС | ||||||
Научиться: | Определять количество единиц и нулей в значении арифметического выражения. Использовать полученные знания при решении задач | ||||||
- Какие знания мы с вами будем использовать в работе? | Слайд 3 2N-1=1…………1 N а число 2N-2K при K<N записывается как N-K единиц, и К нулей. | ||||||
Создание проблемной ситуации | Попробуйте выполнить следующее задание: Слайд 4: Пример 1. Сколько единиц в двоичной записи числа 42014+22015-8. Что нужно сделать, чтобы решить этот пример? | Можно ли привести все числа к степеням 2-ки. | |||||
2 | Изучение новой темы 15-17мин | Работа в парах, фиксирование алгоритма решения задания | Слайд 4: Предлагаю рассмотреть различные способы решения таких заданий. Ознакомитесь с видеороликом и составьте алгоритм решения данной задачи. Информатика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Задание 16 https://www.youtube.com/watch?time_continue=201&v=Lb2-iIy7Jnw Взаимопроверка. | Работа с видеороликом, выбор необходимой информации, составление алгоритма решения. Взаимопроверка. Слайд 4: Алгоритм решения задания: Привести все числа к степеням 2. Представить выражение в виде пар вида 2N-2K, выстроив степени двойки по убыванию. Используя равенство: 2N-1=1…………1 N а число 2N-2K при K<N записывается как N-K единиц, вычисляем количество единиц. | Умение принимать решение, брать ответственность на себя, быть лидером группы. Умение осознавать смысл своей деятельности. | Умение слушать и анализировать. Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Работа в группе. Умение учитывать разные мнения. Сотрудничество в поиске и сборе информации | Умение работать с различными источниками информации. Умение формулировать выводы, вести наблюдения Осуществляют взаимоконтроль |
| | Слайд 5: Пример №2. Сколько единиц в двоичной записи числа Можно ли использовать алгоритм из предыдущего примера для решения данного задания.? | На первом этапе можно. Приведем все числа к степеням двойки. 24032-22018+22400-26-24 | | | | |
Чем отличается этот пример от предыдущего? | В этом примере стоят 2 подряд вычитания, что затрудняет образование пар: 2N-2K при K<N | ||||||
Слайд №6: Упростим решение, чтобы не выделять в исходном выражении какие-либо пары слагаемых, а оперировать только со значениями их показателей степеней и знаками сложения/вычита-ния. Для степеней двойки операция сложения всегда добавляет 1 единицу. Операция вычитания всегда добавляет количество единиц, равное разности значений показателей степени данного вычитаемого и предыдущего слагаемого/вычитаемого, уменьшенной на 1. Исключение составляет последнее слагаемое, в котором количество единиц может быть просто подсчитано. Слайд №7: Составим таблицу, в которой будем согласно вышеуказанным правилам подсчитывать, сколько единиц добавляет каждое слагаемое или вычитаемое. Суммируем количества добавляемых единиц: указанные в предпоследнем столбце таблицы Ответ: 2395 единиц. | Учащиеся работают с информацией, записывая основные моменты. | Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности | Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. Умение учитывать разные мнения | Умение логически мыслить, работать с инструкциями. Умение оценивать начальные данные и планируемый результат. Умение работать с различными источниками, формулировать выводы | |||
3 | Гимнастика для глаз 1-2 мин | Здоровьесбережение | Слайд №8 Коррегирующая гимнастика для глаз | Выполняют упражнения | | | |
4 | Первичное закрепление 12-13 мин | Научиться выполнять предложенные задания с использованием полученных знаний | Слайд №9-11 Пример 3. Сколько единиц и сколько значащих нулей содержится в двоичной записи числа 81341-41342+21343-1344? Слайд №12-13 Пример 4. Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 4512 + 8512 – 2128 – 250? Слайд №14-15 Пример 5. Сколько единиц в двоичной записи числа 42015 + 8405 – 2150 – 122? | Применение полученных знаний на практике. Выполняют задание у доски с подробным комментированием и в тетрадях. | выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (сопоставлять полученный результат с условием задачи) | формирование умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, | формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, выбор эффективных способов решения задачи; умение применять изученные понятия для решения задач практического характера |
5 | Информация о домашнем задании 2 мин | | Слайд №6 Учебник §11 Стр. 108 №4. Сколько единиц в двоичной записи числа: :81000+4500-2250+3. | Записывают домашнее задание | Задача домашнего задания учиться применять полученные знания на практике | Умение извлекать информацию из различных источников и применять её на практике | Умение работать с различными источниками информации, обобщать, систематизировать полученные знания |
Рефлексия 4 мин | Анализ работы | Слайд №17 Продолжите высказывания об уроке. У меня получилось… Меня удивило… Теперь я умею…. | Выбрать утверждение и пояснить | Умение оценивать успешность усвоения знаний. | Умение слушать других, владение формами устной речи, привести довод при устном ответе. | Умение осуществлять рефлексию, оценку своих знаний, оценивать начальные данные и планируемый результат |