Урок «Соединение аппликации с основой. Петельный шов» (5 класс)
Урок :«Соединение аппликации с основой. Петельный шов»
Класс: 5.
Вид учебного труда: работа с тканью.
Объект труда: «Изготовление аппликации».
Время работы: 90 минут
Цель урока.
1. Познакомиться с аппликацией из ткани как видом декоративно-прикладного творчества. Познакомить учащихся с основным способом выполнения петельного шва.
Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, повторить правилами Т.Б.
2.Научиться приёмам изготовления аппликации, приёмам правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, уметь применять их на практике.
3.Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
4.Активизировать наблюдательность, внимание и воображение, пробуждать фантазию, развивать творческие способности, чувство формы, цветоощущение, творческое мышление, художественный и эстетический вкус.
5.Воспитывать стремление доводить работу до конца, аккуратность,умение работать в команде..
Задачи урока: Познакомить учащихся со способом выполнения петельного шва, научить применять петельный шов при изготовлении аппликации, тренировать глазомер, приобщать к работе в коллективе, учить аккуратному выполнению работы , способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся.
Оборудование. Ручные иглы, нитки катушечные, нитки «мулине», детали аппликации, ножницы, напёрсток, ПК, мультимедиа проектор. опорные конспекты, образцы аппликаций, электрический утюг, гладильная доска,
Наглядные пособия. На столе инструкционная карта, образцы ручных стежков, презентация .
На классной доске выписаны термины: петельный шов, строчка, длина стежка, ширина шва, пришить.
Ожидаемые результаты:
По окончании первого урока учащиеся должны знать:
1.Использование петельного шва.
2.Требования к выполнению петельного шва.
3.Последовательность выполнения петельного шва.
По окончании первого урока учащиеся должны выполнить:
образец петельного шва.
По окончании второго урока учащиеся должны :
пришить деталь аппликации к основе.
Тип урока: урок усвоения нового материала с практическим закреплением.
Формы работы: фронтальная. групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, музыкальная терапия, физкультминутка.
Структура урока.
1. Организационная часть урока. 5мин.
2. Актуализация знаний. 15 мин.
3.Физкультминутка. 5мин
4.Изучение нового материала с практическим закреплением. 20мин.
5. Практическая работа. 35мин.
а). Практическая работа: выполнение аппликации.
6. Подведение итогов. 8мин.
а). Просмотр выполненных работ
б). Закрепление пройденного материала.
в). Вывод, оценки, домашнее задание.
7.Уборка рабочих мест. 2мин.
Ход урока.
1. Организационная часть урока.
Приветствие.
Отметка явки.
Проверка готовности к уроку.
Проверка организации рабочих мест.
Сообщение темы и целей урока.
2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Прежде чем начать изучение нового материала, поиграем повторяя пройденный материал. А затем приступим к изучению нового материала.
Игра «Беговая дорожка». (Работа в группах).
Цель: Закрепить знания по теме: «Аппликация».
Развивать внимание, мышление.
Ход игры:
Группы должны выбрать свою дорожку на предварительно закреплённом плакате и отвечать на вопросы. Если ответ правильный, то на этой дорожке учитель пишет букву «Ш» (т.е. «шаг») , если неверный ,то отвечает следующая группа. Выигрывает та, которая продвинется дальше всех, набрав большее количество «Ш» (шагов).
Учитель задаёт вопросы каждой команде по очереди .
Вопросы (слайд№3;№4).
1.Что такое стежок? (Переплетение нитей между двумя проколами иглы.)
2.Что такое строчка? (Ряд повторяющихся стежков)
3. Что такое длина стежка? (Расстояние между двумя проколами иглы)
4. Что такое шов? (Место соединения деталей нитками)
5. Что значит наметать? (Временно соединить детали - мелкую и крупную, наложенные одна на другую прямыми стежками)
6. Где применяют шов «вперёд иголка»? (Для временного соединения деталей одежды)
7 .Что такое аппликация? (Декоративный элемент в виде произвольного узора, вырезанного из одного материала и нашитого вручную или настроченного на другой, который является фоном для аппликации
8.Какие существуют виды аппликации? (Предметная,одноцветная,декоративная,плоская,абстрактная,силуэтная и другие).
9.Что может служить фоном для аппликации? (Бархат, шелк, полотно, сукно, кожа, парусина, редина, мешковина. Фон должен быть боле плотным, чем сама аппликация).
10.Как можно прикрепить детали аппликации к основе ? (приклеить ,пришить вручную или на швейной машине)
11.Что такое технология? (Это совокупность приёмов и способов обработки или переработки сырья, материалов с целью изготовления изделий)
12.Назовите последовательность изготовления аппликации. (Выбор сюжета, выполнение эскиза, подбор материалов для работы, изготовление шаблонов, прикрепление деталей рисунка к фону, соединение аппликации с изделием, придание окончательного внешнего вида). Учитель подсчитывает количество шагов каждой команды и определяет победителя . Все члены группы-победителя получают максимальную оценку за повторение пройденного материала.
4.Изучение нового материала с практическим закреплением.
(Сопровождается показом презентации).
Итак сегодня на уроке мы с вами познакомимся с технологией выполнения петельного шва , для того чтобы соединить деталь аппликации с основой.
Название происходит от его первоначального назначения – обработки петель. Петельный шов иногда называют краевым швом, т.к. им обшивают край ткани(слайд№5).
Петельный шов используют (слайд№6):
1.при изготовлении аппликаций для закрепления деталей на ткани;
2.для отделки швейных изделий;
3.при изготовлении мягких игрушек;
4.как простой вышивальный шов.
Петельный шов (или краевой) - это ряд вертикальных петельных стежков, располагаемых по краям изделия. Стежки выполняют в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани (слайд№7).
На предыдущих уроках мы с вами работали над созданием аппликации: мы составили эскиз модели, затем – выкройку. Прежде чем приступить к практической работе №1, давайте посмотрим, а правильно ли вы подготовили свои рабочие места? Как надо организовать рабочее место? (слайд№8).
Учитель заслушивает ответы учащихся.
Какие инструменты мы используем для работы ? На этот вопрос вам помогут ответить загадки(слайд№9):
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко,
А называют кораблик - … (иголка).
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт. (ножницы)
Река – льняная,
Лодка – стальная,
Проплывёт она –
Пропадёт волна. (утюг)
Перед началом работы сдадим экзамен по технике безопасности, который принимать буду я, ваш экзаменатор(слайд№10).
Давайте, повторим все вместе:
-хранить булавки в определённом месте.
-чтоб не болели зубы и живот,
-не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницы
кольцами к себе.
Передаю я ножницы
кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми – может быть беда.
Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
на подставку, на подставку поскорей поставь утюг!
Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.
- ваш экзамен принимаю
и к работе допускаю.
Физкультминутка(Слдайд№11).
Практическая работа. (Слайд№12-13).
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ (технические условия)
1.Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце – двумя – тремя стежками.
2.Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
3.Все стежки должны быть размещены параллельно.
4.Лицевые и изнаночные стежки располагают перпендикулярно к краю ткани.
5.Длина стежков ,расстояние между стежками должны быть одинаковыми по всему шву.
6.Переплетение ниток по краю ткани не должно стягивать ткань.
7.Размер стежков ,их высота и плотность подбирается в зависимости от типа ткани.
Во время практической работы звучит музыка из кинофильма «усатый нянь».
1.Последовательность выполнения петельного шва(Слайд№14-16).
А сейчас я напомню вам, как выполняется петельный шов. Этот шов выполняют слева направо. Ткань прокалывают иглой сверху вниз по вертикальной линии. Нитка должна всегда располагаться под иглой. Высота стежков определяется контуром узора. (Демонстрация).
Во время работы учащиеся пользуются технологическими картами, предложенными учителем. (У каждого на столе). Учитель сообщает критерии оценки: аккуратность, одинаковое расстояние между стежками и одинаковая высота петельных стежков. (Критерии вывесить на доске)Длина стежков примерно 0,5 см. расстояние между стежкам 0.5см.
1шаг. Для образца проведите линию на ткани. Выведите иглу с ниткой на лицо в точке(Слайд№13).
2 шаг. Вколите иглу в точке 2 и проведите её по изнанке из точки 2 в точку 3. Выведите на лицо. Нитка под иглой. Вытяните нитку, затяните её, но не стягивайте ткань(Слайд№14).
3шаг. Вколите иглу в точку 4, проведите по изнанке и выведите в точке 5. Отрезок 4-5 должен получиться параллельным отрезку 2-3(Слайд№15).
4шаг. Продолжайте повторять операцию 3(Слайд№16)
2. Выполнение самостоятельной работы по инструкционной карте. Изготовление простой пришивной аппликации. (Работа в парах).
Учитель: С пришивной аппликацией мы знакомимся сегодня.
Мы с вами будем выполнять простую, пришивную аппликацию, состоящую из одной детали.
На практической работе мы будем соединять деталь аппликации с основой изученным петельным швом. Напомню, что петельные стежки выполняют нитками хлопчатобумажными по цвету ткани. Петельный шов выполняется по двум параллельным линиям, ткань прокалывают сверху вниз или сниз вверх так, чтобы петля рабочей нитки оставалась под иглой. На углах деталей вкалывают иглу в одно и то же место несколько раз. Высоту и плотность петельных стежков нужно выбрать и придерживаться этого в течение всей работы.
Текущий инструктаж
Учитель проверяет организацию рабочего места, выполнение правил техники безопасности, умение пользоваться приспособлениями и инструментами, контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, а также индивидуально консультирует учащихся.
(Гимнастика для глаз)
Самоконтроль, взаимоконтроль
Учащиеся контролируют работу друг друга по критериям, определённым заранее учителем.
При обходе рабочих мест обратить внимание на соблюдение техники безопасности, качество выполняемой работы, указать на допущенные ошибки, индивидуальная работа с учащимися.
4. Подведение итогов.
1. Остановить работу за 10 мин до конца урока.
Анализ и оценка работы.
Проверить качество шва. Отметить учащихся наиболее успешно справившихся с работой
Итак, сегодня вы познакомились с новым видом творчества: аппликация из ткани. Давайте сравним аппликации, выполненные вручную и на машине. Обе работы выполнены аккуратно. Но в чём же разница? (Машинная аппликация более прочная и выполняется быстрее). В дальнейшем вы все научитесь работать на современных электрических швейных машинах, чтобы выполнять такие же работы.
2. Вопросы по закреплению пройденного материала.
1.) С какими видами отделки вы сегодня познакомились?
2.) Какой вид отделки вы сегодня выполняли?
3.) Какие виды стежков вы использовали в своей работе?
В чём проявлялись затруднения?
Вывод: сегодня на уроке вы познакомились с технологией изготовления петельного шва.На практической работе вы выполняли пришивную, простую аппликацию, состоящую из одной детали. C работой справились все.
3. Показать лучшие работы.
4. Поставить оценки.
Дидактическая игра по закреплению материала.
Предлагаю головоломку: во всех представленных словах присутствует буква «А», пользуясь определениями отгадать слова.
1. Острый металлический предмет с ушком (иголка).
2. Ряд повторяющихся стежков (строчка).
3. Полоска ткани, пришитая сборками (оборка).
4. Тканая, плетеная или вышитая полоска, применяемая для отделки (тесьма).
.5. Полоска ткани по краю изделия (бейка).
6. Изготовление рисунка из кусочков материала (аппликация).
7. Изображение шитьем (вышивка).
Домашнее задание:
Уборка рабочих мест.
Поработали отлично. Молодцы!
Юлия Станиславовна