Урок «Соединение деталей из тонколистового металла» (Технология, 5 класс)
Пояснительная записка к презентации
5 класс
Тема урока: Соединение деталей из тонколистового металла.
Цель урока: Научить учащихся приемам выполнения фальцевого шва и заклепочного соединения деталей.
Задачи:
Совершенствовать эстетическое воспитание учащихся.
Способствовать развитию технического мышления.
Тип урока: Комбинированный (освоение новых знаний, закрепление и систематизация изученного с практической работой, контроль и коррекция знаний и умений).
Методы обучения:
Устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, плакатов.
Показ практических работ, приемов, инструментов.
Выставка работ учащихся, работа с учебником.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, назначение дежурных.
Сообщение темы урока. (1 слайд)
Цели урока. (2 слайд)
Задачи урока. (3 слайд)
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Повторение пройденного материала.
Вопросы:
Из каких основных частей состоит сверлильный станок? (4 слайд)
Покажите. как правильно подготовить станок и деталь к сверлению? (5 слайд)
Как устанавливают сверло в станке? (6 слайд)
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Иллюстрированный рассказ.
Для соединения деталей из тонколистового металла существует несколько способов. Рассмотрим некоторые, наиболее простые из них.
1. Соединение фальцевым швом применяется при изготовлении:
водосточных труб, вентиляционных коробок; (7,8 слайд)
ведер и консервных банок; (9 слайд)
выполнении кровельных работ. (10 слайд)
Показ приемов выполнения фальцевого шва: (11 слайд)
выбор заготовки;
последовательность разметки и гибка заготовки;
применение брусков: оправки или угольника (ударный инструмент: молоток и киянка).
Ширина загибаемых кромок равна десятикратной толщине материала. например: жесть толщиной 0, 5мм, то ширина кромки загиба и получения шва будет равна 0,5х10= 5 мм.
Слово « фальц» в переводе с немецкого означает «паз», «сгиб». (12 слайд)
правила безопасной работы при гибке металла. (13 слайд)
2. Заклепочные соединения широко используются при сооружении металлических конструкций балок, самолетостроении, судостроении, машиностроении.
Заклепка- крепежная деталь, которая представляет собой стержень, на одном конце которого имеется закладная головка, а на другом при клепке образуется замыкающая головня. (16 слайд)
Изготавливают заклепки из мягкой стали или из цветных металлов: меди, алюминия.
Показ по плакату формы заклепки: полукруглая, потайная, плоская, полупотайная. (17 слайд)
При выполнении заклепочного соединения применяют специальные инструменты: натяжки, поддержки, обжимки.
Последовательность соединений заклепкой: (18,19 слайд)
подготовка отверстия: сверлить диаметр отверстия на 0, 1- 0, 3мм больше диаметра заклепки;
длина выступающей части заклепки на 1,3 - 1,6мм больше диаметра;
головку помещают в поддержку;
ударом молотка по натяжке сближают соединяемые детали;
с помощью обжимки головке придают правильную форму.
Виды брака при соединении фальцевым швом: (20 слайд)
Неправильная разметка.
Края соединяемых деталей неровные.
Замок несильно прижат.
Виды брака при соединении заклепками: (21 слайд)
Диаметр отверстия большое, сверло выбрано неправильно.
Разметка отверстий не совподает с центром отверстия деталей.
Не применялась струбцина для закрепления двух деталей.
Заклепка короткая по толщине двух деталей.
3. Самостоятельное выполнение учащимися задания. (22 слайд)
Соблюдение ТБ при выполнении заклепочного соединения.
Наблюдение и контроль соблюдения правил ТБ, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка и помощь правильности выполнения задания.
Показ образца выполнения работы. (23 слайд)
Оценивание работы: (24 слайд)
№ п/п |
Критерии оценки: |
1 |
Соблюдение правил техники безопасности. |
2 |
Организация рабочего места (соблюдение порядка на рабочем месте). |
3 |
Точность изготовления. |
4 |
Качество основной отделки: зачистка |
5 |
Уборка рабочих мест. |
4. ИТОГ УРОКА.
Оценка выполненной учащимися работы.
Разбор допущенных ошибок и анализ причин.
Подведение итогов. (25-28 слайд)
Уборка рабочих мест. (29 слайд)
2013 - 2014 уч. год 5 класс. Учитель технического труда 1 квалификационной категории Бадретдинов Рафик Рафаэллович |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1. Последовательность получения фальцевого соединения
Рис. 2. Заклепки с полукруглой (а), плоской (б), потайной (в) и полупотайной (г) головками
Рис. 3. Этапы получения заклепочного соединения:
а – сверление отверстий; б – размещение заклепки в отверстии; в – осаживание заготовок; г – расклепывание замыкающей головки; д – формирование замыкающей головки (1 – натяжка; 2 – подтяжка; 3 – молоток; 4 – обжимка)