Урок географии 6 класс
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: изучать атмосферу, определять её важность для живых организмов, характеризовать слои атмосферы. Получат возможность научиться: анализировать диаграммы и схемы учебника, составлять рассказ по рисунку, объяснять географические понятия . | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, взаимодействуют в группе. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. | Применяют правила делового сотрудничества, оценивают собственную учебную деятельность, выражают отношение к процессу познания. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы Организации взаимодействия | Формы контроля |
Самоопределение к деятельности | 2 | Эмоциональная, Психологическая, Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует класс. Интересуется настроением учащихся и проверяет их готовность работать на уроке | Настраиваются на рабочий ритм урока | Фронтальная работа | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 7 | Определение степени осведомлённости учащихся по теме урока. Начало работы с «Листом ученика» | Предлагает учащимся отгадать загадку. «Мы живём на дне океана. Он, словно невидимое одеяло, окружает землю и создаёт оболочку, которая называется…(атмосфера) и сформулировать тему урока. Организует работу по определению первичных знаний учащихся, используя «Лист ученика». (Приложение №1) Загадка: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. Ребята, в тексте загадки есть утверждение –без воздуха мы не можем жить. Вы согласны с ним, если «да», то постарайтесь доказать. Подводим итог: действительно, без воздуха не могут жить люди, животные, растения. Мы дышим и получаем из воздуха кислород. | Отгадывают загадку и формулируют тему урока. Заполняют в таблице колонку «до». Каждый ученик отвечает Идет обсуждение, каждому ученику дается возможность высказать свою точку зрения | Фронтальная. Индивидуальная. Индивидуальная. | Проверка записей в тетради. |
Изучение нового материала | 17 | Рисунки стр. 103-108 учебника. Слайды презентации Раздаточный материал, подготовленный для групповой работы. | Совместно с учащимися формулирует основные вопросы урока. Представляет учащимся материал электронного приложения. Основные вопросы: 1.Что такое атмосфера. 2. Из каких слоёв состоит атмосфера. 3.Какова роль атмосферы. (Какие земные оболочки вы знаете? Какие из них мы уже изучили? Как вы считаете, они связаны между собой? Аргументируйте свой ответ, используя таблицу « Круговорот воды в природе») Организует групповую работу в течении7 минут и коллективное обсуждение в течение 10 минут | Ответы на вопросы Знакомятся с новой информацией, рассматривают рисунки в учебнике. Участвуют в групповой работе, выполняют задания. (Приложение №3). Участвую в коллективном обсуждении результатов работы. | Групповая Групповая | Устные ответы |
| | Определение . Значение атмосферы. | Атмосфера - броня планеты, легкое покрывало, воздушная шуба нашей планеты. Атмосфера планету укрывает и защищает. От чего? «Атмосфера» - греческое слово, которое состоит из двух слов: «атмос»-«пар», «сфера» – « шар». Атмосфера – воздушная оболочка земли, вращающаяся вместе с Землей» Предохраняет: от сильного нагревания и охлаждения. Как стекло в окне, пропускает солнечные лучи и препятствует выходу тепла; Днем защищает от перегрева солнечными лучами , а ночью удерживает тепло. от космической пыли и метеоритов, астероидов. Если бы не было атмосферы, метеориты бомбили бы нашу планету. Сотни метеоритов сгорают в плотных слоях атмосферы, не долетая до поверхности Земли. от губительного воздействия на все живое ультрафиолетовых излучений Солнца. Атмосфера вращается вместе с Землей. Нехватка кислорода в организме человека приводит к быстрому старению организма. Атмосфера необходима нашей планете, жизнь на ней была бы невозможна. | Записать в тетради Рассуждение совместно с учителем Вывод пытаются сделать ученики, высказывается каждый ученик. | Индивидуальная | |
| | Состав атмосферы. Работа в рабочей тетради | Перечислить газы, из которых состоит атмосфера. Воздух – механическая смесь многих газов: азот- 78%, кислород-21%, на инертные газы приходится 1%, невелико содержание углекислого газа-0,03%6 он важен для жизни на Земле: его используют зеленые растения для фотосинтеза, еще он создает парниковый эффект, пропускает тепловые лучи на землю и препятствует возвращению их в космическое пространство. | Выписывают названия газов из учебника. ( Проверяют работу, сверяя с таблицей) | | |
Физкультминутка. | 1-2 | | Вновь у нас физкультминутка. Наклонились, ну – ка, ну – ка! Распрямились, потянулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо – влево, раз и два. Думай, думай голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Выполняют все стоя | | |
| | Строение атмосферы. Просмотр учебного фильма « Атмосфера»-6класс. | Верхние слои атмосферы – 50 км. Стратосфера - 20 км. Тропосфера – 10-12км в умеренных широтах, 8-10км.- в полярных широтах. Здесь содержится 80% массы воздуха атмосферы. Температура воздуха понижается , на каждый километр высоты, на 6 градусов. В тропосфере происходит взаимодействие ее с земной корой и гидросферой. Вопросы по увиденному материалу: 1. Где идет дождь? (Тропосфера) 2. Где содержится 80% всей массы воздуха? (Тропосфера) 3. Вспомните, как изменяется температура воздуха с подъемом в тропосфере? (На 1 км на 6 градусов С). | | | |
Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Завершение работы с «Листом ученика» | Организует работу по определению первичных знаний учащихся, используя метод «До и после». Работа с электронным приложением по теме «Из чего состоит атмосфера и как она устроена». Выполнение теста | Заполняют в тетради графу «после», вносят информацию, полученную на уроке. Двое учащихся проговаривают информацию. | индивидуальная | Проверка записей в тетради |
| | | Тест Атмосфера – это оболочка а) Газовая б). Водная в.) Соленая Самый нижний слой атмосферы: А ) Стратосфера Б) Тропосфера В) Верхние слои атмосферы Кислорода в воздухе содержится: А)30%: б) 21%: в) . 78% В тропосфере образуются: А) Облака Б) Ультрафиолетовые лучи В) Грунтовые воды Температура в тропосфере на каждые а) 1000метров высоты: Б) Понижается на 10 градусов В) Понижается на 6 градусов в)Повышается на 6 градусов самопроверка(1-а, 2-б, 3- б 4-а, 5- б) «Что значат эти цифры?» 3000 км. – толщина атмосферы 78% - содержание азота в атмосфере 6 градусов – понижение температуры в тропосфере на каждый километр. 21% - содержание кислорода в атмосфере 1% - содержание углекислого газа, водорода, озона, гелия и других газов, а так же примесей: водяного пара, пыли. 17 км. – толщина атмосферы над экватором 11 км. – средняя толщина атмосферы 50 – 55 км. –верхняя граница тропосферы | | | |
Итоги урока. Рефлексия. | 5 | Определение уровня удовлетворения учащихся уроком. Самооценка степени включённости в урок. | Завершает работу учащихся с «Листом ученика». Подводит итоги работы на уроке. Оценивает ответы учащихся. | Оценивают свою работу на уроке. Выбирают оценку в «Листе ученика» | индивидуальная | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | §35 читать отвечать на вопросы стр.105 В интернете найти информацию о верхних слоях атмосферы и написать их характеристики. | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | | |
Приложение к уроку
Приложение №1
Лист ученика
Тема урока_________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя ученика_______________________________________________________________________________
Класс ________________________________
До | После |
| |
? | ? |
| |
На уроке я работал – в полную силумне было интересно, но я не хотел работатьмне было не интересно
5
4
3
2
1
Сам себе учитель
Приложение №2
Приложение №2
Приложение №3
Задания для групповой работы
Группа «Исследователи»
Задания
1.
Приложение №4
Ресурсы:
№ | Название ресурса | Вид, тип ресурса | Источник ресурса |
Электронные образовательные ресурсы | |||
1 | Атмосфера. Контрольные задания. | Текст, контрольные задания. | http://fcior.edu.ru/card/22584/atmosfera-kontrolnye-zadaniya.html |
2 | Атмосфера Земли, её состав и строение. | Информационный модуль. | http://fcior.edu.ru/card/22535/atmosfera-zemli-ee-sostav-i-stroenie.html |
3 | Состав и строение атмосферы. | Интерактивный модуль. | |
4 | Наблюдения за состоянием атмосферы. | Презентация. | |
5 | Атмосфера Земли. | Гипертекст с иллюстрациями. Энциклопедия «Кругосвет». | |
6 | Глобальные экологические проблемы: загрязнение атмосферы. | Презентация. | |
7 | Биография атмосферы. | Текст с иллюстрациями. Журнал «Наука и жизнь». | |
ВидеоГеография (учебник –Дронов В.П.) | |||
8 | Почемучка. Из чего состоит воздух. | Видео. | htpp://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3182.html |
9 | Озоновый слой в атмосфере Земли. | Видео. | htpp://video.yandex.ru/users/olga-beznogowa/view/2/ |
10 | Почемучка. Что такое атмосферное давление. | Видео. | htpp://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3161.html |
11 | Полярное сияние в Мурманске 13.01.11г. | Видео. | htpp://www/youtube.com/watch?v=Ju_gvhrzwYafeature=related |