Урок географии в 5-6 классе. Тема: «Атмосфера. Обобщение»

1
0
Материал опубликован 6 August 2016 в группе

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Атмосфера»

Задачи:

1. Отработать умения в построении графиков, решении задач, определении назначения  метеоприборов.

2. Проверить усвоение учащимися понятий по теме «Атмосфера».

3. Продолжить формирование приемов учебной работы в группах.

4. Развивать интерес к  предмету география.

 

Тип урока: Урок обобщающего повторения.

Программное обеспечение: презентация   для сопровождения урока, презентация «Метео-приборы», установленный пакет офисных программ на компьютере учителя: MS PowerPoint, программа Mimistudio 7 для работы в локальной сети и интерактивного голосования.

Дидактический материал: дневники погоды для работы в группах, рабочие листы для выполнения розы ветров, записи минимальной, максимальной температуры и амплитуды.

Оборудование: компьютер учителя с мультимедиа проектор, пульты для интерактивного голосования при проведении интерактивного тестирования. 

Ход урока

Организационный момент. Отметка отсутсвующих.

Урок сопровождается презентацией.

Обобщение материала по разделу «Атмосфера» - 1 мин.

1.Активизация учащихся. Предлагается отгадать загадку и

Слайд 2

Что это? Отгадайте загадку.

То солнцем ярким улыбнется,

То вдруг нахмурится слегка,

Плаксива, ветрена, дождлива.

Не постоянная весьма.

Ответ – погода.

Объясните, какие признаки погоды указаны в этой загадке?

Учитель проводит инструктаж  по работе в группах с дневниками погоды в рабочих листах. При необходимости повторяются термины: амплитуда, рзв ветров, а также алгоритм выполнения розы ветров.

 Работав группах  по индивидуальным заданиям-карточкам. – 10 мин.

Учащиеся получают дневник погоды GIS-meteo с данными погоды за ноябрь, декабрь, январь, февраль.

 2.Давайте посмотрим на изменения погоды в нашем городе за последние 4 (5) месяца.

Ваше задание – построить, пользуясь данными, розу ветров. Найти максимальную и минимальную температуру, амплитуду температуры за месяц и вписать данный в таблицу.

Учащиеся в группах работают на Рабочих листах, выполняют схему розы ветров, выполняют вычисления и оформляют работу в таблице.

Учащиеся сдают работы.

3. Подведение итога работы. Показ лучших работработ.

 (Методические рекомендации.

Класс нужно разделить на группы по 2 парты. Каждая группа получает свой Дневник погоды и Рабочий лист. Учащиеся в группе распределяют работу: подсчет количества ветра определенного направления, нахождение максимальной и минимальной температуры, вычисление амплитуды температур за месяц).

3. Прочитав стихотворение, определите время года и назовите климатические и метеорологические  признаки каждого сезона.

Слайд 3 

1. Летний  гость все раскалил,

Стал асфальт, как печка.

«Ой, скорей бы дождь полил!» –

Просит наша речка.

«Сохнуть я уже устала,

Из-за гостя мельче стала!»

Ответ: Лето 

Вопрос учителя.

Какие метеорологические признаки  говорят, что это лето?

Примерные  ответы учащихся:  высокая температура, отсутствие осадков в виде дождя.

Слайд 4

2. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пушное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса.

А.С. Пушкин

Ответ: Осень

Вопрос учителя.

Какие метеорологические признаки  говорят, что это осень?

Примерные  ответы учащихся:  уныла пора – облачность, мало солнечных дней, дожди. 

Слайд 5

3.Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли.

H.A. Некpacoв

Ответ: Зима

Вопрос учителя.

Какие метеорологические признаки  говорят, что это зима?

Примерные  ответы учащихся:  высокая температура, отсутствие осадков в виде дождя.

 

Слайд 6

Гонимы вешними лучами.

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями.

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

А.С. Пушкин

Ответ: Зима

Вопрос учителя.

Какие метеорологические признаки  говорят, что это весна?

Примерные  ответы учащихся:  повышение температуры вызывает таяние снега, больше солнечных дней – ясная улыбка природы.. 

4. Учащимся дается здание по установлению соответствия широты местности и тепловых поясов.

Слайд 7 

Установите соответствие 

Тепловые пояса

 

Границы расположения

A.полярные

 

1. 23,5°с.ш. и 23,5°ю.ш.;

Б.умеренные

 

2. 90°с.ш. и 66,5°с.ш.; 90°ю.ш. и 66,5°ю.ш.;

В.жаркий

 

3. 23,5°с.ш. и 66,5°с.ш.; 23,5°ю.ш. и 66,5°ю.ш.

Методические рекомендации.

Учитель в режиме демонстрации слайдов берет виртуальный фломастер и показывает учащимся, как проводить линии.. Учащиеся по одному выходят к учительскому столу и за компьютером соединяют линиями пары. По такому принципу учащиеся выполняют работу на слайде 8. Рекомендуется из перечисленных выделить ветры, характерные для Краснодарского края. 

Примерный вид выполненной работы:

Слайд 8 

Слайд 9

Методические рекомендации . Для указания направления ветра программа Power Point  переводится из режима демонстрации в рабочий режим и учащиеся перетаскивают стрелки, показывая направление ветра и объясняя причины. Затем определяют, в каком случае ветер будет сильнее – там, где разница в давлении будет больше.

Называют территории, где всегда дуют сильные ветры – в районе полюсов.

4. Обобщение знания назначений метеоприборов, единиц измерения влажности, температуры, высоты снежного покрова и пр.

Презентация. «Метеоприборы».

Метеостанция. Задание: Определить назначение метеоприборов.

Интерактивный тест. Презентация выполнена с использованием триггеров.

Вид начального слайда презентации:

(Методические рекомендации.

Учитель переходит по гиперссылке на презентацию Метеоприборы. открывает презентацию с вопросами на каждом слайде.

Работу можно построить по-разному: это может быть фронтальная работа – выбирает ответы устно весть класс, а у компьютера находится учитель и кликает по кнопкам с ответами.  Можно приглашать на каждый слайд по одному ученику. Всего 7 вопросов. Если есть в классе желающие – то можно на 1 слайде показать, как это выполняется технически и разделить по 3 слайда на каждого ученика. Класс при этом оказывает при необходимости помощь.

Учащиеся выходят к компьютеру учителя и выбирают номер правильного ответа. Если выбран правильный ответ, то выходит надпись – ДА. Если неправильно, то выходит надпись Нет и учащиеся оказывают помощь в выборе правильного варианта ответа.

При проведении опроса на знание метеоприборов рекомендуется задавать дополнительные вопросы по единицам измерения. Например: давление – в мм рт ст.  температура – в градусах по Цельсию или Фаренгейту,  влажность – в процентах и т.д.) 

Вид выполненного задания с оценкой правильности ответов (триггеры): 

5. Интерактивный тест.

Методические рекомендации.

Учитель заранее вводит в память программы Mimistudio 7 список учащихся, готовит вопросы теста. Перед тестированием учащиеся получают пульты для голосования, которые заранее необходимо зарядить. Каждый ученик получает пульт. Номер пульта соответствует порядковому номеру учащегося в списке учеников на компьютере.

Тесты составляются по типу ДА-НЕТ или с выбором ответа из 4 вариантов ответов.

Учитель поочередно открывает задания с вопросами, ученики голосуют нажатием кнопки на пульте.

По окончании голосования учитель при помощи мультимедиа демонстрирует правильность выполнения заданий: список учащихся с количеством правильно выполненных заданий. Знакомит учащихся с критериями оценивания по баллам. Каждый ученик получает оценку за тест в зависимости от набранных баллов.

Если в школе отсутствует такая интерактивная система голосования, то работу можно выполнить, используя возможности презентации.

Учащиеся могут выполнить тест по слайдам презентации (слайды 12-17) в тетради или  на отдельных листка. Если работа выполняется в тетрадях – выполнить взаимопроверку и поставить количество баллов и оценку. Если работа на карточках – то ли сдать учителю карточки или выполнить взаимопроверку. 

Ответы:

1 - 3

2 - 2

3 - 2

4 - 4

5 - 3

6 – 2

Подведение итога урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Комментарии
Комментариев пока нет.