Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Атмосфера»
Задачи:
1. Отработать умения в построении графиков, решении задач, определении назначения метеоприборов.
2. Проверить усвоение учащимися понятий по теме «Атмосфера».
3. Продолжить формирование приемов учебной работы в группах.
4. Развивать интерес к предмету география.
Тип урока: Урок обобщающего повторения.
Программное обеспечение: презентация для сопровождения урока, презентация «Метео-приборы», установленный пакет офисных программ на компьютере учителя: MS PowerPoint, программа Mimistudio 7 для работы в локальной сети и интерактивного голосования.
Дидактический материал: дневники погоды для работы в группах, рабочие листы для выполнения розы ветров, записи минимальной, максимальной температуры и амплитуды.
Оборудование: компьютер учителя с мультимедиа проектор, пульты для интерактивного голосования при проведении интерактивного тестирования.
Ход урока
Организационный момент. Отметка отсутсвующих.
Урок сопровождается презентацией.
Обобщение материала по разделу «Атмосфера» - 1 мин.
1.Активизация учащихся. Предлагается отгадать загадку и
Слайд 2
Что это? Отгадайте загадку.
То солнцем ярким улыбнется,
То вдруг нахмурится слегка,
Плаксива, ветрена, дождлива.
Не постоянная весьма.
Ответ – погода.
Объясните, какие признаки погоды указаны в этой загадке?
Учитель проводит инструктаж по работе в группах с дневниками погоды в рабочих листах. При необходимости повторяются термины: амплитуда, рзв ветров, а также алгоритм выполнения розы ветров.
Работав группах по индивидуальным заданиям-карточкам. – 10 мин.
Учащиеся получают дневник погоды GIS-meteo с данными погоды за ноябрь, декабрь, январь, февраль.
2.Давайте посмотрим на изменения погоды в нашем городе за последние 4 (5) месяца.
Ваше задание – построить, пользуясь данными, розу ветров. Найти максимальную и минимальную температуру, амплитуду температуры за месяц и вписать данный в таблицу.
Учащиеся в группах работают на Рабочих листах, выполняют схему розы ветров, выполняют вычисления и оформляют работу в таблице.
Учащиеся сдают работы.
3. Подведение итога работы. Показ лучших работработ.
(Методические рекомендации.
Класс нужно разделить на группы по 2 парты. Каждая группа получает свой Дневник погоды и Рабочий лист. Учащиеся в группе распределяют работу: подсчет количества ветра определенного направления, нахождение максимальной и минимальной температуры, вычисление амплитуды температур за месяц).
3. Прочитав стихотворение, определите время года и назовите климатические и метеорологические признаки каждого сезона.
Слайд 3
1. Летний гость все раскалил,
Стал асфальт, как печка.
«Ой, скорей бы дождь полил!» –
Просит наша речка.
«Сохнуть я уже устала,
Из-за гостя мельче стала!»
Ответ: Лето
Вопрос учителя.
Какие метеорологические признаки говорят, что это лето?
Примерные ответы учащихся: высокая температура, отсутствие осадков в виде дождя.
Слайд 4
2. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пушное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса.
А.С. Пушкин
Ответ: Осень
Вопрос учителя.
Какие метеорологические признаки говорят, что это осень?
Примерные ответы учащихся: уныла пора – облачность, мало солнечных дней, дожди.
Слайд 5
3.Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
H.A. Некpacoв
Ответ: Зима
Вопрос учителя.
Какие метеорологические признаки говорят, что это зима?
Примерные ответы учащихся: высокая температура, отсутствие осадков в виде дождя.
Слайд 6
Гонимы вешними лучами.
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями.
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А.С. Пушкин
Ответ: Зима
Вопрос учителя.
Какие метеорологические признаки говорят, что это весна?
Примерные ответы учащихся: повышение температуры вызывает таяние снега, больше солнечных дней – ясная улыбка природы..
4. Учащимся дается здание по установлению соответствия широты местности и тепловых поясов.
Слайд 7
Установите соответствие
Тепловые пояса |
|
Границы расположения |
A.полярные |
|
1. 23,5°с.ш. и 23,5°ю.ш.; |
Б.умеренные |
|
2. 90°с.ш. и 66,5°с.ш.; 90°ю.ш. и 66,5°ю.ш.; |
В.жаркий |
|
3. 23,5°с.ш. и 66,5°с.ш.; 23,5°ю.ш. и 66,5°ю.ш. |
Методические рекомендации.
Учитель в режиме демонстрации слайдов берет виртуальный фломастер и показывает учащимся, как проводить линии.. Учащиеся по одному выходят к учительскому столу и за компьютером соединяют линиями пары. По такому принципу учащиеся выполняют работу на слайде 8. Рекомендуется из перечисленных выделить ветры, характерные для Краснодарского края.
Примерный вид выполненной работы:
Слайд 8
Слайд 9
Методические рекомендации . Для указания направления ветра программа Power Point переводится из режима демонстрации в рабочий режим и учащиеся перетаскивают стрелки, показывая направление ветра и объясняя причины. Затем определяют, в каком случае ветер будет сильнее – там, где разница в давлении будет больше.
Называют территории, где всегда дуют сильные ветры – в районе полюсов.
4. Обобщение знания назначений метеоприборов, единиц измерения влажности, температуры, высоты снежного покрова и пр.
Презентация. «Метеоприборы».
Метеостанция. Задание: Определить назначение метеоприборов.
Интерактивный тест. Презентация выполнена с использованием триггеров.
Вид начального слайда презентации:
(Методические рекомендации.
Учитель переходит по гиперссылке на презентацию Метеоприборы. открывает презентацию с вопросами на каждом слайде.
Работу можно построить по-разному: это может быть фронтальная работа – выбирает ответы устно весть класс, а у компьютера находится учитель и кликает по кнопкам с ответами. Можно приглашать на каждый слайд по одному ученику. Всего 7 вопросов. Если есть в классе желающие – то можно на 1 слайде показать, как это выполняется технически и разделить по 3 слайда на каждого ученика. Класс при этом оказывает при необходимости помощь.
Учащиеся выходят к компьютеру учителя и выбирают номер правильного ответа. Если выбран правильный ответ, то выходит надпись – ДА. Если неправильно, то выходит надпись Нет и учащиеся оказывают помощь в выборе правильного варианта ответа.
При проведении опроса на знание метеоприборов рекомендуется задавать дополнительные вопросы по единицам измерения. Например: давление – в мм рт ст. температура – в градусах по Цельсию или Фаренгейту, влажность – в процентах и т.д.)
Вид выполненного задания с оценкой правильности ответов (триггеры):
5. Интерактивный тест.
Методические рекомендации.
Учитель заранее вводит в память программы Mimistudio 7 список учащихся, готовит вопросы теста. Перед тестированием учащиеся получают пульты для голосования, которые заранее необходимо зарядить. Каждый ученик получает пульт. Номер пульта соответствует порядковому номеру учащегося в списке учеников на компьютере.
Тесты составляются по типу ДА-НЕТ или с выбором ответа из 4 вариантов ответов.
Учитель поочередно открывает задания с вопросами, ученики голосуют нажатием кнопки на пульте.
По окончании голосования учитель при помощи мультимедиа демонстрирует правильность выполнения заданий: список учащихся с количеством правильно выполненных заданий. Знакомит учащихся с критериями оценивания по баллам. Каждый ученик получает оценку за тест в зависимости от набранных баллов.
Если в школе отсутствует такая интерактивная система голосования, то работу можно выполнить, используя возможности презентации.
Учащиеся могут выполнить тест по слайдам презентации (слайды 12-17) в тетради или на отдельных листка. Если работа выполняется в тетрадях – выполнить взаимопроверку и поставить количество баллов и оценку. Если работа на карточках – то ли сдать учителю карточки или выполнить взаимопроверку.
Ответы:
1 - 3
2 - 2
3 - 2
4 - 4
5 - 3
6 – 2
Подведение итога урока. Выставление оценок за работу на уроке.