Технологическая карта урока географии на тему «Состав и строение гидросферы» (6 класс)
Технологическая карта урока по теме «Состав и строение гидросферы» п.28 учебника по географии «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева , 5 – 6 классы
Цель урока: сформировать понятие «гидросфера»; выявить состав гидросферы; сформировать представление о Мировом круговороте воды, о значении воды на Земле. Развитие регулятивных УУД.
Тип урока: открытие новых знаний. Технологии: проблемного диалога, критического мышления
УМК урока: учебник, интерактивная доска, учебный тренажер, физическая карта материков
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Результаты этапа |
Коррекция |
1.Этап постановки цели и задачи урока «Самоопределение в деятельности». Задача этапа: мотивация учебной деятельности, целеполагания |
||||
Сообщает тему урока. Ставит проблему. Мотивирует учащихся на постановку гипотез, целей, задач урока. 1.Создает проблемную ситуацию. 1.1.Слайды с интригой (прокручивает слайд с изображением воды в разных ее состояниях) Вопрос: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Откройте атлас «физическая карта мира» Посмотрите на карту. Проблема: Если на карту Земли посмотреть -земли на Земле всего одна треть. Но странный вопрос возникает тогда: Планета должна называться – Вода? (Интерактив «Соотношение площадей») Предложите свой вариант проблемного вопроса. (Открываем учебники). Ставим гипотезу,цель урока Что необходимо нам делать, чтобы достичь нашей цели? 1.2.Ученые считают, что вода- самое необыкновенное вещество в нашем мире. Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите свой ответ |
Вступают в диалог с учителем, выявляют противоречие- проговаривают и осознают его. Предп.от-т: О воде и ее состояниях в природе ; о гидросфере Предп.от-т: Что такое гидросфера, образует ли она сплошную оболочку Земли? Предп.от-т:воды Предп.от-т: узнать, что такое гидросфера и ее состав. Предп.от-т: Рассмотреть карту прочитать учебник, выполнить задания Предп.от-т: да согласен, т.к. вода может быть в разных состояниях и переходит из одного состояния в другое .Она - путешественник |
Познавательные- Выдвигают гипотезы; ставят цели и задачи урока. Отвечают на вопросы учителя Коммуникативные Взаимодействуют с учителем во время беседы, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные -Ставят перед собой вопрос: «С какой целью я пришел на урок?» -Контролируют правильность ответов обучающихся, исправляют, дополняют отвечающих. -Выдвигают гипотезу о конечном результате урока |
Мотивация – желание узнать Наличие конкретной цели и планирование способов ее достижения |
|
2.Этап планирования учебно-познавательной деятельности. Задача: освоение содержания учебной темы |
||||
1.Актуализация знаний. Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний Учитель предлагает разбить тетрадный лист на два столбика. В первом:«Я знаю», во втором «Я узнал». На экране доски слайд с написанными версиями и не правильными утверждениями по новой теме. В первый столбик ученики ставят № утверждения и «+» там, где они считают утверждение верным и «-« там, где по их мнению утверждение не верно. Утверждения: 1.2/3 земного шара заняты водой (-) 2.Гидросфера – это водная оболочка Земли (+). 3.Гидросфера включает в себя только соленую воду морей и океанов.(-) 4.К водам суши относят реки, озера, болота, ледники и подземные воды(+) 5.Все воды суши имеют больший объем воды, чем все воды океанов.(-) 6.Большая часть воды на Земле содержится в твердом виде(-) 7. Основная масса воды на Земле – соленая (+) |
Вспоминают ранее полученные знания Определяют, каких знание им не хватает Ученики работают в паре, т.к.новый материал |
Коммуникативные Умение слушать собеседника, Работа в паре. Сотрудничество. Умение отстоять свою точку зрения. Регулятивные Анализ своих ранее полученных знаний Развитие интуиции на основе ранее полученных знаний |
Сотрудничество, взаимопонимание. Представление у учителя о опорных знаниях учащихся |
|
2.Изучение нового материала с первичным закреплением знаний 1.У. предлагает ученикам проверить их утверждения. Дети читают утверждения по номерам с ответами, а учитель предлагает уч-ся найти правильное утверждение на каждый пункт в учебнике и самим исправить ошибки или подтвердить правильность ответа (Вывод из уч-ка) 2.У. предлагает ученикам составить схему строения гидросферы по рис.61 уч-ка. Один ученик идет к доске. На интерактиве «состав гидросферы» (Вывод из уч-ка) 3.У. Я вчера налила в стеклянную бутылку горячей воды и поставила ее остывать на балкон. И забыла о ней. А утром …..(продолжите мой рассказ) О чем мы сейчас говорили? Вопрос: Какими свойствами обладает вода? Приведите примеры (На интерактиве три состояния воды) 4.Учитель читает стих ( р/т стр.48) Что имел ввиду автор? Дайте определение: Что такое мировой круговорот в природе? (Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши на океан) На интерактиве схема круговорота воды в природе. Прокоментируйте схему. Задание: Найдите в тексте уч-ка, что сказано о скорости круговорота. А почему разная скорость круговорота? (Вывод из уч-ка) |
Читают ответы (+,-) Подтверждение своим ответам находят в тексте п.28.и в тетради исправляют ошибки. Рисуют схему. Один выходит к доске и рисует на доске: воды мирового океана= океаны + моря. Воды суши=реки, озера, болота+ледники+подземные воды. Предп.от-т: лопнула бутылка, лед, переход воды из одного состояния в другое. Предп.от-т: о свойствах воды. Предп.от-т: медленно нагревается и медленно остывает; при замерзании и нагревании увеличивается в объеме; растворяет вещества; Может переходить из одного состояния в другое. Предп.от-т: круговорот воды в природе Предп.от-т непрерывный круговорот воды Записывают в тетрадь Находят, зачитывают. Предп.от-т: разное испарение, разный нагрев земли солнцем. |
Познавательные По ходу чтения параграфа учащиеся отмечают свои (+) и (-), а также незнакомые ранее, новые слова, понятиями, определениями. Коммуникативные Умение слушать друг друга, корректно делать замечания и исправления неправильных ответов Отвечают на вопросы учителя Умение признать свои ошибки Регулятивные Умение работать с текстом, выбор главного |
Достижение поставленной цели: ребята узнают, что такое вулкан, виды вулканов, строение вулкана |
|
3.Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности. Задача этапа: закрепление полученных знаний |
||||
Проводит практическую часть. Закрепляет полученные знания У. предлагает уч-ся сделать краткую запись в столбик «Я узнал». Что же вы узнали? – У.Возвращаемся к нашим гипотезам, проблемам, задачам Примечание: Если позволяет время - учитель предлагает выполнить задания по тренажере на доске по желанию ученика. |
Ученики заполняют второй столбик, затем зачитывают свои заключения. |
Познавательные Ученики систематизируют полученные знания Коммуникативные - Умение слушать друг друга, корректно делать замечания и исправления неправильных ответов Регулятивные -Отработка навыков работы с картой |
Развитие навыков работы с картой -Подтверждение гипотез -Закрепление полученных знаний -Умение контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу. |
|
4.Этап рефлексивной деятельности. Задача этапа: умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности |
||||
Совместное подведение итогов практической деятельности, выставляет оценки ученикам за работу на уроке. У.Ребята, дайте сейчас оценку вашей работе. Кого из одноклассников вы можете выделить как активно работающего У.1. -Кто сегодня просто просидел на уроке и кое, что уловил одним ухом. -Кто сегодня хорошо усвоил тему, т.к. работал на 50% ( поднимите 1 руку) - Кто сегодня работал на все 100% и отлично усвоил тему? (поднимает две руки) 2. Учитель выставляет оценки. |
Самоанализ, самооценка ,взаимное оценивание. Ученики высказывают свое мнение. |
Регулятивные Отвечают на вопрос: «Чему я научился на уроке? Насколько данный урок полезен для меня?» |
Взаимооценка. Самооценка, самоанализ своей деятельности |
|
5.Этап домашнего задания. Задача этапа: выполнение домашнего задания |
||||
Дает домашнее задание с пояснениями. |
Домашнее задание: § 28, в р/т. стр 47-48 зад.1-6. По желанию: уч-к. стр 96 зад.9. |
-Уметь: читать карту, находить вулканы на карте Знать: названия вулканов перечисленных в учебнике + слова в рубр. «Запомните» |
Все ученики записали д/задание в дневник. |