12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кокина Оксана Владимировна664
Стаж педагогической работы 30 лет, учитель биологии высшей категории, почетный работник образования РФ. Ветеран труда. Классный руководитель
Россия, Тверская обл., Кувшиново

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №2

 

Урок-экскурсия по экологии в 7 классе

«Обитатели временных пресных водоёмов»

 

Учитель биологии Кокина Оксана Владимировна

высшая квалификационная категория

Тема урока: Обитатели временных пресных водоёмов.

 

Цель:

сформировать знание учащихся об обитателях водоёма и их приспособленности к водной среде обитания;

возбудить потребность к изучению и применению экологических терминов;

научить использовать полученные знания на практике.

Тип урока: урок-экскурсия.

Оборудование урока: учебник, ёмкость для отлова беспозвоночных, посуда для содержания гидробионтов, чашки Петри, микроскопы, тетрадь, карандаш, ручка, карточки-задания.

Время проведения: конец апреля, май.

Место проведения: неглубокие ямы, канавы, лужи, временно возникающие весной, после таяния снега, или заполняемые водой после дождей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня нам с вами предстоит небольшое путешествие на водоём, знакомство с его обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Тема сегодняшнего урока: Обитатели временных пресных водоёмов.

Наша задача: познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на практике.

Сегодняшний урок я хочу начать с эпиграфа:

«Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги – мы ведь на планете не одни!»

План проведения экскурсии

1. Постановка цели (в кабинете).

2. Распределение групп по местам лова (лужа, яма).

3. Инструктаж по правильному отлову животных (в кабинете).

4. Отлов беспозвоночных.

5. Определение отловленных животных по заранее подготовленным карточкам-определителям.

6. Заполнение таблицы.

7. Оформление работы.

8. Вывод.

II. Для начала немного вспомним изученный ранее материал.

Экология – это…

Среда обитания? Что это такое?

Сколько сред обитания живых организмов вы знаете? Назовите их.

Приведите примеры обитателей каждой из известных вам сред.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Что может быть известнее, чем вода? Какие уж тут тайны? Вода повсюду. Стоит взглянуть на географическую карту – в глаза бросается голубой цвет – цвет воды. Океаны, моря, озера, реки… вода занимает практически 3/4 поверхности земного шара. То она в виде облаков, туч, туманов, то бьет ключом из-под земли, вытекает ручейками. Да и мы, люди, состоим на 2/3 из воды, а растения – те вообще из воды на 4/5 своей массы. Но все ли мы о ней знаем? Давайте вспомним все, что вы знаете. Что же такое вода? Сообщение учащихся – опережающее задание.

Свойства воды.

Вода как растворитель.

Температура, плотность воды.

Наличие кислорода и СО2 .

Значение воды для организмов.

Учитель. Задание 2 группам учащихся:

1) рассмотрите форму и окраску тела животного;

2) понаблюдайте за передвижением;

3) определите взрослого рачка и его личинку.

Таблица для заполнения

Дата_______________________________

Место сбора________________________

Характеристика водоёма________________

Температура____________________________

Глубина__________________________________

Размер______________________________________

Освещение солнцем___________________________

Название животного

Форма тела (схематический рисунок)

Окраска (отметь +)

Примечание (биологические особенности и приспособления к условиям жизни)

 

Взрослая стадия

личинка

Чёрн.

Корич.

Зел.

другая

 
               
               

IV. Подведение итогов. Вывод.

Чем отличаются условия существования животных в воде от других сред обитания? (от суши, например)

Познакомились с интересными животными, которые приспособились к жизни во временных водоёмах (лужах). Жизнь их коротка, но в это время нет хищников, вода чистая и богата кислородом.

Существование этих животных подтверждает, что в природе все места, пригодные для размножения, заняты даже тогда, когда существовать там можно лишь короткое время.

Когда группы справились с заданиями, начинается предварительное подведение итогов экскурсии на основании самостоятельной работы обучающихся.

Особое внимание нужно обратить на то, чтобы всё увиденное и услышанное во время экскурсии ученики зарисовали и записали в тетради. Это позволит ещё раз обратиться к результатам экскурсии и использовать полученный материал на уроках экологии и биологии.

V. Домашнее задание:

подготовить мини-проект или презентацию на тему «Обитатели водоема» .

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.