Экскурсия по биологии «Разнообразие видов в сообществе» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 8 March 2019

Экскурсия «Разнообразие видов в сообществе»

Цель:

Познакомить учащихся со структурой и разнообразием естественного природного сообщества «Луг», отразить роль человека в жизни биологических систем.

Задачи:

Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием;

Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды;

Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе;

Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.

Оборудование: блокнот, карандаш, линейка, фотоаппарат,  4 шнура длиной по 10 метров


I этап. Пробуждение энтузиазма

   Первое наблюдение проводим на газоне перед зданием школы. Здесь много подорожников, цветущих одуванчиков и других обычных для газона сорняков.

На этом этапе можно провести подвижную игру

    Класс делиться на две равные команды. Учащиеся придумывают названия команд. Условия: в названии использовать названия живых организмов, которые присутствуют в данном месте. Например, «жуки» и «муравьи». Команды выстраиваются лицом друг к другу на расстоянии не более метра. Позади каждой команды на расстоянии 5 метров проводим черту, обозначающую ДОМ.

     Ведущий произносит фразу. Если она соответствует действительности, то жуки ловят муравьёв прежде чем они добегут до ДОМА. Если фраза не соответствует действительности, то муравьи ловят жуков. Кто пойман. Тот присоединяется к команде соперника.

Примеры вопросов:

1.По легенде папоротник расцветает на Ивана Купала. (да)

2.Бамбук растёт быстрее всех растений. (да)

3.Вьющийся по земле ползучий стебель называется хлыст. (нет плеть)

4.У берёзы перпендикулярный тип жилкования. (нет – такого жилкования вообще нет, бывает параллельное жилкование)

5. Кустарник сирень раньше звали синелью. (да)

6. Для поощрения победителей со времён Древнего Рима используют лавровый венок. (да)

7.растение тархун является разновидностью полыни. (да)

8.Лисохвост – это маленький зверёк. (нет - это трава семейства злаковые)

9.Спички делают из осины. (да)

10.Древние славяне считали, что на дубу растут молодильные яблочки. (да)

 

II этап. Концентрация внимания                                                                                                     Данный этап экскурсии проводится он за школой где имеется небольшой участок с обычным набором растений всех типов. Этот этап непродолжителен и если ученики готовы к восприятию, то можно обойтись и без него.

 

                                      Незаметно подкралась к нам осень,

                                      Как природа на краски щедра.

                                      Все берёзы стоят золотые,

                                     А рябина красна-прекрасна. (Л.Исайкина)

       Задание: Попробуйте сосчитать, не сходя со своего места, сколько различных цветов и оттенков вы увидели на этом месте?

 

III этап. Приобретение опыта

     В природе растения не живут поодиночке, т.е. обособленно или изолировано от других, а живут совместно с другими растениями. Если на определённой территории преобладают многолетние травы, то такое сообщество называется … ЛУГ

Беседа:

1.Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, обитающие совместно?

2.Но, если они взаимодействуют между собой, то могут ли они оказывать влияние друг на друга. Если да, то, какое?

Вывод: растения, произрастающие на одной территории, взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга и на среду обитания. Записать в тетрадь определение.

Беседа:

1.А только лишь популяции растений могут взаимодействовать между собой?

2.А популяции других живых организмов?

3.И могут ли популяции разных видов образовывать сообщество?

4.И как будет называться сообщество, в котором взаимодействуют разные виды живых организмов?


Постановка цели:

Поставьте перед собой цель и задачи нашей экскурсии, исходя из названия темы «Разнообразие видов в сообществе».


IV этап. Вдохновение, чувственный опыт

           Сфотографируйте растения луга. Составьте природоохранную памятку-листовку «Как вести себя во время пребывания на природе».                                                                                 Этот этап, может быть реализован в классе или дома.

 

V этап. Рефлексия. Несколько учеников зачитывают свои отчеты. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.

 

Домашнее задание: Составьте природоохранную памятку-листовку «Как вести себя во время пребывания на природе».

 

Литература:

1. Измайлов И.В. "Биологические экскурсии".-М.: Просвещение, 1993г.

2.Патрушева Л.И, Батлук Н.В."Экологические экскурсии"-Барнаул: АКДЭЦ. 2003.-40с.

3.Шваб Д. "Настольная книга для преподавателей биологии" перевод с англ. К.С. Бурдина и Л.М. Баскина. М., "Просвещение" -1994

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.