Тема урока: «Истинные ценности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди».
Класс: 6
Предмет: литература.
Учитель: Панченко Галина Викторовна.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Организационные формы работы: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия рассказа Л. Толстого «Бедные люди»; помочь учащимся осознать, какие нравственные проблемы поднимаются писателем в рассказе «Бедные люди».
Планируемые результаты:
предметные: знать содержание рассказа Толстого, его произведений, прочитанных раньше; уметь анализировать текст рассказа, давать оценку поступкам героев;
личностные: формировать положительную мотивацию к учебе, интерес к изучению литературы;
метапредметные: формировать навыки работы в парах и группах; развивать умение слушать и слышать других; развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Оборудование: презентация к уроку, учебник-хрестоматия, карточки для групповой работы.
Использованная литература:
1.Меркин Г.С. Литература. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Русское слово. 2017
2.Соловьева Ф.Е. Методическое пособие к учебнику «Литература» для 6 класса. М.Русское слово.2016
Этапы урока | Содержание этапов урока | Время |
1.Организационный этап.
| Приветствие. Подготовка к уроку.
| 1 минута |
2. Беседа. Определение темы урока
| -У меня в руках шкатулка. В ней могут храниться драгоценности. Я хотела бы попросить вас подумать, что вы могли бы в нее положить. Это может быть все, что угодно: вещь, воспоминание. Что-то дорогое и важное для вас. - Расскажите о том, что представляет для вас большую ценность. -А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд 2). Сейчас здесь появится портрет писателя, которого знают во всем мире. Вы его, конечно, узнали. Это Л. Н. Толстой. -Каким мы видим великого русского писателя на портрете Ильи Репина? На какие качества обращает внимание художник? (Ум, проницательность. Кажется, Толстой пытливо смотрит нам в душу) -А вам интересно было бы узнать, что великий русский писатель считал самым ценным в жизни? -О чем пойдет речь на уроке? (Формулировка темы урока) Работать будем, опираясь на рассказ «Бедные люди», который представляет собой прозаический перевод стихотворения французского писателя В. Гюго (слайд 3), это произведение Толстой хорошо знал и очень любил.
| 4 минуты
|
3.Работа над названием рассказа.
| -Скажите, какие ассоциации вызывает у вас слово «бедные»? -Совпали ли ваши представления о бедности с тем, что вы видим на фотографиях, репродукциях картин ( слайд 4 )? -Посмотрим, таковы ли герои Л. Толстого.
| 2 минуты |
4.Чтение рассказа.
| -Понравился ли рассказ? Был ли финал необычным для вас? | 5 минут |
5. Групповая работа с текстом рассказа. (1-2 абзацы) Представление результатов .
| -Чтобы понять автора, нужно вчитаться в произведение, быть внимательными к слову. Поработаем с текстом рассказа.
Вопросы и задания для группы 1 Подчеркните в первом абзаце ключевые слова, при помощи которых писатель описывает пейзаж и рыбачью хижину. Можно ли сказать, что эти описание природы и описание дома рыбака противопоставлены друг другу?
Задание для группы 2 Подчеркните во втором абзаце ключевые слова, свидетельствующие о бедности семьи Жанны
Задание для группы 3 Найдите во втором абзаце детали, которые свидетельствуют об отношении родителей к детям, Жанны к мужу
Вывод: несмотря на то, что семья рыбака живет в крайней бедности, в основе взаимоотношений этих людей -забота друг о друге, доброта; в их уютной хижине можно отдохнуть, укрыться от страшных бурь. Давайте и мы тоже отдохнем (слайд 5)
| 8 минут |
6.Физкультминутка
| -Откиньтесь на спинки стульев. Закройте глаза. Представьте, что за окном буря, а вы в теплой хижине, потрескивает печь, и звучит тихая музыка. -Откройте глаза, встаньте. посмотрите налево, направо, улыбнитесь. -Звучала «Лунная соната» Бетховена- любимое музыкальное произведение Л.Толстого, на слайде- репродукция картины И. Айвазовского. | 1 минута |
7. Аналитическая беседа
| -Поговорим о героях рассказа. Только ли к близким людям добра Жанна? -А о ком думала Симон в последние минуты жизни? Почему не о себе? Значит, в ее жизни было что-то важнее собственной боли? -Как могла бы поступить Жанна, увидев страшную картину в доме Симон? -Раздумывала ли героиня, как ей поступить с детьми? -Почему, уложив детей, Жанна задергивает полог? О чем свидетельствует эта художественная деталь? ( Стремится оградить детей, боится реакции мужа) -Какое сравнение использует писатель, чтобы передать состояние героини? А разве она плохо поступила? (Героиня чувствует вину перед мужем. Муж Жанны много и тяжело работает, и все-таки семья бедствует, теперь ему придется трудиться еще больше) -Какие предложения по цели высказывания использует писатель, чтобы передать волнение Жанны? Прочитайте. -Проследите по тексту, как передает автор чувства Жанны во время разговора с мужем. Зачем она в разговоре с ним упоминает о возрасте детей соседки? (Они маленькие, совершенно беспомощные) -Легко ли далось решение мужу Жанны? Прочитайте. (Рыбак не сразу отвечает Жанне. Он осознает, какую тяжелую ношу взваливает на свои плечи) -Дайте оценку поступку героев. (Они проявили великодушие, готовность к самопожертвованию, доброту, милосердие)
| 12 минут |
8. Работа с репродукцией картины В. Бретона «Встреча отца» | -Может ли картина В. Бретона «Встреча отца» служить иллюстрацией к рассказу. Почему (слайд 6)? -Какие эпизоды вы предложили бы для иллюстрирования?
| 2 минуты |
9. Работа в парах
| -Обсудите с соседом по парте и предложите свое название рассказу Толстого. Свой ответ обоснуйте. -Можно ли было бы назвать рассказ «Богатые люди? Почему? Какими сокровищами они обладают? (Дом, дети, взаимопонимание, способность сочувствовать, доброта) -Как называется еще один рассказ Толстого, в основе которого та же мысль (слайд 7)?
| 3 минуты |
10. Просмотр отрывка из кинофильма «Кавказский пленник»
| -Что лежит в основе взаимоотношений Жилина и Дины?
| 3 минуты |
11. Итог урока
| -Можем ли мы теперь ответить, что считал Толстой самым важным и ценным в жизни людей? Что великий писатель добавил бы к содержимому нашей шкатулки с «драгоценностями»?
| 1 минута |
12. Выставление оценок
|
| 1 минута |
13. Домашнее задание. | Письменно ответить на вопрос: «О чем заставляет задуматься рассказ Л.Толстого?» | 1 минута |
Легоцкая Вера Сергеевна
Панченко Галина Викторовна
Максакова Наталья Михайловна
Наталья Алексеевна Яковлева