12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ершов Артем Анатольевич347

УДК 374


УРОКИ ВДУМЧИВОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

© 2020

Ершов А.А., магистр социально-экономического образования, учитель 1 категории, библиотекарь ЧОУ «Православная гимназия во имя святого благоверного великого князя

Александра Невского №11», г. Нижний Тагил


Аннотация: статья посвящена урокам по рассказам о Великой Отечественной войне. Автор рекомендует к чтению среди школьников произведения таких писателей как Г. Черкашин, Н. Жданов, Л. Наумов и др. Рассказы этих писателей незаслуженно забыты.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, литература, урок вдумчивого чтения, внеклассные мероприятия, классные часы, массовая работа.


Необходимость проведения уроков вдумчивого чтения в школах обусловлено несколькими факторами. Известно, что современные подростки 12-15 лет мало читают. Проблема еще заключается в том, что для подростков сегодня издается мало хороших книг, чаще всего читающие ребята выбирают книги зарубежных авторов. К сожалению, произведения русских писателей изданы давно, в простых обложках, мелким шрифтом, на серой бумаге, и не привлекают подрастающее поколение. Кроме того, многие писатели оказались забытыми, и дети вряд ли самостоятельно познакомятся с их произведениями. К тому же, большинства рассказов, о которых идет речь в данной статье, нет в электронных библиотеках. К сказанному необходимо добавить, что сегодня рассказ стал самым непопулярным жанром для массового читателя и нуждается в продвижении.

Воспитательная работа в школе осуществляется с помощью тематических классных часов и внеклассных мероприятий. Массовой работой со школьниками занимаются библиотекари. По нашему мнению, на классных и библиотечных часах не стоит ограничиваться фактографическим материалом, а активно привлекать художественную литературу, которая воздействует на духовный мир подростка, удивляет, потрясает, учит…

Урок вдумчивого чтения рассчитан на 40 минут и состоит из нескольких этапов:

Вступительное слово (тема урока, рассказ об авторе);

Разбор малоизвестных слов;

Выразительное чтение текста (не более 20 минут);

Беседа по вопросам к тексту.

Необычайно актуально привлечение рассказов к тематическим часам о Великой Отечественной войне. Небольшой рассказ, история конкретного человека помогают лучше понять трагедию войны. Для каждого возраста можно подобрать свой рассказ.

Для начальной школы и 5-го класса рекомендуем рассказ С. М. Георгиевской (1910 – 1974) «Галина мама». Рассказ повествует о Гале, ее маме и бабушке, эвакуированных из Ленинграда в Куйбышев. Галина мама уходит на фронт (на Кольском полуострове) связисткой и там совершает подвиг: раненая доставляет секретный пакет в штаб полка.

Незаслуженно забыт писатель К. А. Федин (1892 – 1977). В коротком рассказе «Брат и сестра» дети оказываются перед трудным нравственным выбором: в блокадную зиму они отправляются за кашей, но город – под бомбежкой, Витя предполагает, что под обстрелом погибла мать, и предлагает съесть всю кашу. Нина отказывается, они возвращаются домой. Мать жива.

Для 5-6 классов рекомендуем рассказ «Кукла» Г. А. Черкашина (1936 – 1996). Г. А. Черкашин был человеком многогранным: моряк, писатель, ученый-физик, историк, публицист и общественный деятель. В рассказе «Кукла» девочка и мама эвакуируются из Ленинграда в Мышкин. Накануне войны дедушка подарил дедушке куклу из Швеции. Девочка хотела взять ее с собой в эвакуацию, но мама и бабушка не разрешили, так как кукла заняла бы много места в машине. В блокаду дедушка и бабушка умерли, чужие люди вселились в их квартиру и сдали вещи, в том числе и куклу, в комиссионный магазин. Когда девочка и мама вернулись в Ленинград, они уговаривали новую хозяйку вернуть куклу, но та не согласилась. Мама хотела выкупить куклу, но опоздала, кто-то уже купил её. Девочка не очень расстроилась из-за этого, в войну она повзрослела. Главное, что мама рядом, а то, что куклы нет – уже не важно.

​​​​​​​О ленинградской блокаде писал и Н. Г. Жданов (1909 – 1980). В рассказе «Восьмое чудо» студентка рассказывает иностранным журналистам о трагедии города. Весной 1942-го, несмотря на бомбёжки, на улицах Ленинграда появились чистильщики сапог. Студентка почистила свои сапоги у старого смуглого чистильщика. Когда она в другой раз решила почистить сапоги, старика уже не было, он погиб во время бомбежки. Вместо него пришёл его сын-сирота. Студентка жила с матерью, и взяла мальчика на воспитание. Эти смуглые чистильщики сапог были потомками жителей Ассирии, и их появление на улицах Ленинграда считали восьмым чудом.

Рассказ В. И. Амлинского (1935 – 1989) «Дед Мороз сорок третьего года» можно читать 5-7 классам. Действие происходит в сибирском поселке. Дети учатся в школе, старшеклассники после уроков работают на заводе. Приближается Новый год, и в школе решают устроить праздник для детей, но в поселке не осталось ни одного мужчины, и некому сыграть Деда Мороза. Но Дед Мороз на праздник все-таки пришёл, это был танкист Фёдоров, который лечился в госпитале после ранения. Однако праздник не удался. Дети отвыкли петь новогодние песни во время войны. Кто-то из детей задал вопрос: когда будет победа? Лейтенант Фёдоров ответил, что в новом, 1943 году. На два года лейтенант ошибся. А потом школьники проводили танкиста на фронт. После прочтения рассказа необходимо побеседовать с детьми о том, почему же у школьников не получился праздник.

Для разговора о войне с подростками можно порекомендовать и короткие зарисовки Л. Н. Наумова: «Сапожник Воронов» и «Рядовой Мельников». Рассказы посвящены судьбам рядовых солдат: учитель, погибший на войне, однополчане, вспоминающие фронтовые будни. Рассказы повествуют о фронтовом быте, заставляют задуматься о человеческой жизни.

Для более старших классов (8-9) можем посоветовать рассказ Б. А. Рощина (1935 – 2008) «В последней электричке». В этом произведении попутчик – майор Демушкин – рассказывает о своей службе интендантом в блокаду. О том, как водил грузовик с хлебом, а прохожие прижимались к стенам, чтобы не чувствовать хлебного запаха, от которого голод становился ещё сильнее. В блокадном Ленинграде Демушкин оказался перед сложным нравственным выбором. К нему подошла голодная девочка и попросила кусок хлеба. Демушкин ответил, что хлеба у него нет, хотя вез булку хлеба и банку сгущёнки для сестры и деда. Девочка умерла от голода, сестра и дед Демушкина тоже, и майор уже никогда этого не забудет. Вот так небольшая зарисовка показывает нам трагедию блокадного Ленинграда.

Учащимся 10-11 классов рекомендуем к прочтению рассказы Н. И. Родичева «Лада-ладушка», «Соня» Т. Н. Толстой и «Ленинградская история» Н. Г. Жданова. Н. И. Родичев (1925 – 2002) – участник Великой Отечественной войны, работал редактором в газетах, журналах и издательствах. В рассказе «Лада-ладушка» Н. И. Родичев посредством большого монолога вдовы на могиле покойного-мужа ветерана раскрывает сложную судьбу женщины в годы войны. Главная героиня рассказа самоотверженно трудилась в тылу на шахте, и после войны не поменяла профессию. Рассказ показывает нам пример трудового человека. Счастье и благосостояние не упадут с неба, для них нужно много трудиться – такую мысль рассказ несёт читателю. Ещё один рассказ Н. Г. Родичева о Великой Отечественной войне – «Только одного фашиста».

В рассказе «Соня» Т. Н. Толстой повествуется о женщине – жительнице Ленинграда, с которой никто не хотел общаться и никто не принимал всерьез, все считали ее недалекой. Но богатый духовный мир Сони раскрывается в годы блокады – она самоотверженно помогает окружающим пережить тяжёлое время.

«Ленинградская история» Н. Г. Жданова – это страшный рассказ о том, как в годы блокады семья сварила суп из собачки Рики. Мама, папа и сын – герои рассказа. Мать не смогла есть этот суп и умерла от голода. «Рики спас нас с тобой» – говорит отец сыну в финале рассказа. Пронзительная история для современного человека, живущего в сытое время.

К сожалению, не имеет широкой известности и большой цикл М. М. Зощенко (1894 – 1958) «Никогда не забудете». Это тридцать два коротких рассказа о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны. Все они написаны после бесед писателя с партизанами. Рассказы из цикла «Никогда не забудете» открывают нам иную грань гениального писателя-сатирика.

Несколько слов необходимо сказать и о теме войны в творчестве И. И. Евсеенко (1943 – 2014). Так, в частности, И. И. Евсеенко написал повесть «Нетленный солдат» (2011 – 2012) и рассказ «Третий день» (2007). Рассказ «Третий день» повествует о судьбе бывшего полицая Степана Коваленко. Вернувшись из лагеря в родное село, два дня боялся он выходить из дома. А на третий день вышел и умер. В чем причина его смерти – главный вопрос произведения.

О Великой Отечественной войне написано много произведений. Важной задачей является познакомить подрастающее поколение с этой памятью о Великом Подвиге. Существует много форм работы по продвижению художественной литературы в подростковой среде. Мы рекомендуем использовать форму урока вдумчивого чтения: короткий рассказ, прочитанный на уроке, знакомство с биографией автора, разбор малоизвестных слов, беседа по тексту. Проведение уроков вдумчивого чтения позволяет познакомить учащихся с богатым литературным наследием России, способствует духовно-нравственному развитию молодого человека.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Амлинский, В. И. Дед Мороз сорок третьего года [Текст] // Нескучный сад / В. И. Амлинский. – Москва : Молодая гвардия, 1979. – С. 567 – 571.

Георгиевская, С. М. Галина мама [Текст] / С. М. Георгиевская. – Москва : Малыш, 1985. – 26 с.

Евсеенко, И. И. Третий день [Электронный ресурс] / И. И. Евсеенко. – 2007. – Режим доступа : https://communa.ru/kultura/rasskaz-_ivan_evseenko-_-tretiy_den/

Жданов, Н. Г. Восьмое чудо [Текст] // Сентябрь в Москве / Н. Г. Жданов. – Москва : Советский писатель, 1978. – С. 255 – 260.

Жданов, Н. Г. Ленинградская история [Текст] // Сентябрь в Москве / Н. Г. Жданов. – Москва : Советский писатель, 1978. – С. 261 – 269.

Зощенко, М. М. Никогда не забудете (Рассказы о партизанах) [Текст] // Рассказы. Фельетоны. Комедии / М. М. Зощенко. – Москва : Ленинград : Советский писатель, 1963. – С. 13 – 149.

Наумов, Л. Н. Рядовой Мельников [Текст] // Удача / Л. Н. Наумов. – Москва : Современник, 1988. – С. 97 – 110.

Наумов, Л. Н. Сапожник Воронов [Текст] // Удача / Л. Н. Наумов. – Москва : Современник, 1988. – С. 51 – 67.

Родичев, Н. И. Лада-ладушка [Текст] // Избранное / Н. И. Родичев. – Москва : Современник, 1985. – С. 89 – 99.

Родичев, Н. И. Только одного фашиста [Текст] // Избранное / Н. И. Родичев. – Москва : Современник, 1985. – С. 63 – 71.

Рощин, Б. А. В последней электричке [Текст] // Открытая дверь / Б. А. Рощин. – Ленинград: Советский писатель, 1989. – С. 446 – 449.

Толстая, Т. Н. Соня [Текст] // Не кысь / Т. Н. Толстая. – Москва : Эксмо, 2007. – С. 333 – 342.

Федин, К. А. Брат и сестра [Текст] // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 2. / К. А. Федин. – Москва: Художественная литература, 1970. – С. 502 – 505.

Черкашин, Г. А. Кукла [Текст] / Г. А. Черкашин. – Ленинград : Детская литература, 1989. – 32 с.


THE LESSONS OF THE STORIES ABOUT GREAT PATRIOTIC WAR

© 2020

Ershov A. A., master of social and economic education,

teacher of a Private General Educational Institution “Orthodox Gymnasium in the Name of the Holy Blessed Grand Duke Alexander Nevsky No. 11”, Nizhny Tagil (Russia).

Abstract: The article is devoted to lessons on the stories about the Great Patriotic War. The author recommends schoolchildren to read the works of such writers as G. Cherkashin, N. Zhdanov, L. Naumov and others. The stories of these writers are undeservedly forgotten.

Keywords: Great Patriotic war, lessons, literature, stories.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.