12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Мария Николаевна2792
Люблю поэзию серебряного века.
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Занятие 9 игра по теме «Общие сведения о языке»

Класс: 9

 

Оборудование: таблицы, карточки, игровое поле и фишки.

Сценарий урока:

Орг. момент, постановка цели и задач (обращение к эпиграфу).

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка».

М.В.Ломоносов.

Объяснение правил игры.

Класс делится на 2 группы (придумывается название и выбирается капитан). Игра состоит из 5 раундов. В каждом нужно заполнить определённое количество клеток поля – для этого нужно получить правильные ответы на вопросы. Команда, которая поставит первой фишку на красную клетку поля – выиграла.

Проведение игры.

1 этап «Разминка».

Вы должны быстро ответить на вопросы (3 клетки по 1 очку).

Как называется наука, изучающая язык? (лингвистика)

Назовите трёх учёных-лингвистов. (Л.В.Щерба, В.И.Даль, М.В.Ломоносов и др.)

Назовите языки, которые являются самыми родными русскому. (украинский, белорусский).

Из каких разделов состоит грамматика? (морфология и синтаксис)

Каково значение языка в жизни человека? (формирование, хранение и передача информации).

Как называют слова «урядник», «соха», «околоток»? (устаревшие).

Что такое диалог? (это речь двух и более человек).

Назовите главную значимую часть слова. (корень).

(ставят фишки в гнёзда)

2 этап «Фонетика и графика».

Что изучает фонетика? Что изучает графика?

Сколько букв и звуков в словах (3 клетки по 1 очку).

1 команда: лестница (8 б, 7 зв), яма (3 б, 4 зв), съела (5 б, 5 зв).

2 команда: праздник (8 б, 7 зв), подъезд (7 б, 7 зв), юла (3 б, 4 зв).

Алфавит=азбука. Эти слова образованы от первых букв азбуки, первое – от первых букв греческого алфавита (альфа и вита), второе – русского (аз и буки). Некоторые старые названия русских букв сохранились в составе пословиц и устойчивых выражений до сих пор. Например:

Сперва аз да буки, а там и науки.

Начинать с азов, стоять фертом (подбоченясь) и т.д. (ставят фишки в гнёзда)

3 этап «Лексика и фразеология».

Что изучает лексика? Что изучает фразеология?

«Словарь современного русского литературного языка» состоит из 17 томов и содержит 120000 слов + богатство (омонимы, синонимы, антонимы, полисемия, пословицы, поговорки, фразеологизмы).

А) Объясните значение слова (1 клетка – 1 очко).

1 команда «деликатес» - изысканное кушанье. 2 команда «гурман» - едок-эстет, любитель деликатесов.

Б) подберите к прилагательным в составе словосочетания синоним и антоним (по 1 словосочетанию) (1 клетка – 1 очко).

1 команда «свежая газета» (сегодняшняя, новая; вчерашняя, старая)

2 команда «свежий хлеб» (свежеиспечённый, сегодняшний, мягкий; чёрствый).

В) объясните смысл фразеологизмов (2 клетки по 1 очку)

1 команда «бить баклуши» - бездельничать, «белые мухи» - снег.

2 команда «развесить уши» - подслушивать, «филькина грамота» - отписка.

(ставят фишки в гнёзда)

4 этап «Грамматика».

Раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, изменение слов, соединение слов в словосочетания и предложения. Он состоит из двух разделов морфология и синтаксис. (4 клетки – 4 очка).

А) Подчеркните члены предложения.

Б) Выпишите все словосочетания, определив вид связи.

В глухой пустоте изредка раздаются разные звуки. (ставят фишки в гнёзда)

5 этап «Стилистика».

А) Ответьте на вопросы (4 клетки по 1 очку; кто быстрее)

1) Сколько стилей речи вы знаете? (5)

2) Какой стиль обслуживает художественное творчество? (художественный)

3) Отличительной чертой какого стиля является наличие терминов? (научный)

4) К какому стилю речи относятся такие жанры как «статья», «интервью», «публичная речь»? (публицистический)

Б) Исправьте ошибки в тексте. (5 клеток по 1 очку)

За счастье родной русской земли решил бороться Степан Тимофеевич. Он объявил войну олигархам (боярству). Однако Разин не торопился. Он знал, что сверху по Волге движутся на подводных лодках (стругах) к Царицыну большая армия (войско). У артиллеристов (стрельцов) пушки, автоматы (мушкеты). (С.Алексеев)

* Если осталось время или нет победителя, разыгрывается ещё 1 раунд «Разгадай кроссворд».

   

1

             

2

         
                               
 

3

       

4

                 
                               
                               
                               
                               

5

6

             

7

   

8

     
                               
                               
 

9

     

10

                   
                               
             

11

               
                               
                               

По горизонтали:

3. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. 5. Стиль речи, обслуживающий журналистов, научных и политических деятелей. 9. Слово с противоположным значением. 11.Неизменяемая часть речи.

По вертикали:

1. Характерная черта научного стиля. 2. Совокупность языковых средств, обслуживающих определённую речевую ситуацию. 4. Главная функция языка. 6. Государство, в котором общаются на языке, родственном русскому языку. 7. Характеристика трёх частей речи: существительного, прилагательного, числительного. 8. Слова, близкие по значению. 10. Закон, требующий единообразного произношения и написания слов.

Ответы:

1) термин 2)стиль 3)фразеология 4) общение 5)публицистический 6)Украина 7)имя 8)синоним 9)антоним 10)норма 11)наречие.

4. Подведение итогов игры и награждение.

Игровая карта.

                     
                     
                     
                     
                     
         

*

         
                     
                     
                     
                     


 


 

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.