Урок-игра в 8 классе «Литература Древней Руси»
«Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…» (урок-игра в 8 классе «Литература Древней Руси»)
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Литература Древней Руси»; привитие интереса к произведениям древнерусской литературы; воспитание внимательного читателя, бережно относящегося к художественному слову; формирование умения работать в команде.
Содержание урока:
Вступительное слово
1 ведущий
Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
Какие чувства в вас рождает знакомство с древнерусской литературой?
Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся к нашему прошлому, обратимся к прочитанным в 8 классе произведениям древнерусской литературы, посмотрим, насколько внимательными мы были читателями, чем для нас стала книга Древней Руси.
2 ведущий
Из похвалы князю Ярославу и книгам:
«Велика ведь бывает польза от учения книжного: … ибо от слов книжных обретаем мудрость… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся… Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книге мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей…»
В игре принимают участие три команды
1. Викторина «Да хоть кого смутят вопросы быстрые…»
1) Чей щит «прибит на вратах Цареграда»? (вещего Олега)
2) В каком городе правили Феврония И Пётр? (Муром)
3) Как, по легенде, принял смерть князь Олег? (от укуса змеи)
4) Русский князь, получил от отца в управление Чернигов, ещё до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворцев, автор «Поучения». (Владимир Мономах)
5) Имеет ли Сергий Радонежский отношение к Куликовской битве? (благословил Дмитрия на битву и предсказал победу)
6) Автор произведения «Житие Сергия Радонежского»? (Епифаний Премудрый)
7) Имя Сергия Радонежского в мирской жизни? (Варфоломей)
8) Имя первого биографа Сергия Радонежского (Епифаний Премудрый)
9) Кто предсказал смерть Олегу от собственного коня? (кудесник, волхв)
2. Теоретики (команды вытягивают вопрос)
1) Как называется величайший летописный памятник эпохи Киевской Руси? Об основной теме летописец заявил во вступлении летописного памятника. Назовите эту тему.
2) Владимир Мономах в своём произведении пишет:
«Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил ». Что означает выражение « сидя на санях»? (в преклонных годах, на краю смерти)
3) Какие события и какие люди были в центре изображения произведений древнерусской литературы?
3. Кроссворд «Жанры древнерусской литературы» (Каждая команда получает лист с заданием)
У древнерусской литературы своеобразные жанры. Вы определяете по признакам жанры и узнаёте имя одного из авторов «Повести временных лет».
Кроссворд (см. в приложении)
По горизонтали:
1) Жанр древнерусской литературы – описание путешествий.
2) Повествовательный жанр, описание жизни святых.
3) Повествовательное произведение исторического или легендарного характера.
4) Жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности.
5) Жанр древнерусской литературы назидательного характера, наставление.
6) Вид литературного произведения.
По вертикали: 1) Ответив правильно на все вопросы по горизонтали, вы получите имя древнерусского летописца, агиографа конца 11-начала 12 вв, монаха Киево-Печерского монастыря, одного из авторов «Повести временных лет».
4. Толмачи (каждая команда получает задание на листах). Объясните значение слов.
Толмачи – профессия в Древней Руси. Что необходимо уметь делать, чтобы стать толмачом? (Быстро бегать, знать языки, хорошо рисовать)
Толмач – должностной, официальный переводчик, посредничавший в беседе между русским человеком и иностранцем.
1) Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет.
Хартия – это что? (Исторический документ, старинная рукопись)
2) В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Что такое келья? (Комната монаха в монастыре)
3) Тризна. (Похоронный обряд у древних славян)
4) Икона. (Живописное изображение бога, святого, святых)
5) Лампада. (Небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, божницей)
6) «Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное их убивая…» Что такое хоругвь? (Хоругвь –религиозное знамя с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых)
5. Портрет героя. Узнайте героя древнерусских произведений.
1) «Дева мудрая», «дочь древолаза», (Феврония)
2) «Сын ваш будет обителью святой Троицы и многих приведёт за собой к пониманию божественных заповедей». ( Сергий Радонежский)
3) «Везде побеждая, был непобедим». ( Александр Невский)
4) «Княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать». ( Пётр и Феврония)
5) «Хорошо ты попотчевал меня с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил… Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца». (Евпатий Коловрат)
6) Когда князь ордынский Мамай собрал… всю орду безбожных татар и пошёл на Русскую землю, «князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тогда православный и непобедимый великий … » (Дмитрий Донской)
6. Творческая мастерская (подготовленное дома творческое задание, одно на выбор)
А) Похвала – это особый жанр древнерусской литературы. Составьте похвалу книге в стиле древнерусского произведения. Используйте средства выразительности.
Б) Расскажите о значительном событии, явлении, человеке в жанре жития.
Подведение итогов
Команда/ задание | 1 1балл за вопрос | 2 5 баллов | 3 7 баллов | 4 6 баллов | 5 1 балл за вопрос | 6 5 баллов | Итог |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
Приложение
Кияйкина Наталья Федоровна