Урок по теме «Предлог как часть речи» (Русский язык, 7 класс)
Презентация к уроку
PPTX / 221.79 Кб
ПЛАН - конспект урока
Тема: предлог как часть речи.
Класс: 7
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
образовательные:
углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлоги, выявлять их функцию.
воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка;
развивающая: развивать логическое мышление, память, умение работать с таблицами, кластерами.
Предметные:
-обучающая: научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;
-умение отличать предлоги друг от друга по значению.
Метапредметные:
-формировать умение различать предлоги и приставки.
Личностные:
развивать логическое мышление, воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.
Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для образовательных организаций. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 2 изд-е – М.: Просвещение.
Оборудование, дополнительные материалы. Слайд-презентация, листы оценивания, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный этап.
( Слайд 1)
-Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Отличное? Нам предстоит многое успеть. Вы готовы?
2.Этап целеполагания.
(Слайд 2)
Отгадайте загадку:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы,
И в этом их главный секрет.
- О каких частях речи пойдет сегодня разговор? (служебных частях речи). Какие служебные части речи вам известны?
(Слайд 3)
- О какой служебной части речи следующая загадка? Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь.
Ученики отвечают:
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
- Молодцы, ребята!
Тема урока - Предлог как часть речи
Подумайте, чему будем учиться сегодня. СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ УРОКА, ЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ БУДЕМ НАУЧИТЬСЯ?
( Слайд 4)
Цель - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся. (Записать на доске)
ПРОГОВОРИТЬ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
РАСПОЗНАВАТЬ ПРЕДЛОГИ
ОТЛИЧАТЬ ИХ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
НА КАКИЕ ГРУППЫ ОНИ ДЕЛЯТСЯ
3 ЭТАП: Стадия осмысления
1. Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Скажите, ребята, сколько частей речи в русском языке?
(12: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния; предлоги, союзы, частицы)
-На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке? (самостоятельные и служебные)
Давайте вспомним, чем отличаются служебные части речи от самостоятельных (знаменательных)?
(СЛАЙД 7)
НА СЛАЙДЕ ВЫ ВИДИТЕ ПРИЗНАКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. РАСПРЕДЕЛИТЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ, КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ПРИНАДЛЕЖИТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ПРИЗНАК. ЗАПИШИТЕ ТОЛЬКО ЦИФРЫ.
Раздаточный материал. 1- самостоятельные части речи;
2- служебные части речи.
Работа проводится в парах.
В результате коллективной работы делается вывод, что особенности служебных частей речи таковы: (устно)
-А ТЕПЕРЬ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПО ЭТАЛОНУ. ЭТАЛОН НА СЛАЙДЕ.
ВСЕ СПРАВИЛИСЬ? КТО-ТО ДОПУСТИЛ ОШИБКУ? ОБЪЯСНИТЬ! МОЖНО ПРИБЕГНУТЬ К ПОМОЩИ ДЕТЕЙ.
(СЛАЙДЫ 8,9)
Самостоятельные части речи |
Служебные части речи |
1) есть лексическое и грамматическое значение; 2) изменяются (кроме наречия); 3) являются членами предложения; 4) употребляются самостоятельно |
1) нет лексического и грамматического значения; 2) не изменяются; 3) не бывают членами предложения; 4) не употребляются без самостоятельной части речи |
Работа с листом оценивания №1
КРИТЕРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
МЫ ОПРЕДЕЛИЛИ, ЧТО ВАЖНЫМ ИТОГОМ НАШЕЙ РАБОТЫ БУДЕТ УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ ПРЕДЛОГИ. ДЛЯ ЭТОГО ПРИМЕНИТЕ ТЕ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ ПОЛУЧИЛИ В ХОДЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ РАБОТЫ, И ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:
Мини-исследование текста по теме. (Учитель объясняет последовательность действий). РАБОТАЕТ НА УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ ПРЕДЛОГИ
( СЛАЙД 10)
Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные (сколько раз повторяется каждый предлог в тексте). Как пишутся предлоги со словами? (Из какого произведения отрывок?)
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
(К, около, в, на, с, в, в, на, с, на, в)
Вывод:
-наиболее употребительными являются предлог В, НА
-Со словами какой части речи употребляются предлоги?
( сущ., мест.)
Ребята, на слайде вы видите предлоги. Подумайте, по какому принципу распределены данные предлоги?
ВЫХОДЯТ НА СТРУКТУРУ ПРЕДЛОГОВ: ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ.
САМИ ДАЮТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!
ПРОСТЫЕ – ЭТО
СОСТАВНЫЕ - ЭТО
ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДИ ИЛИ СПРАВОЧНИКИ.
Теперь выполняем упр.360 в тетрадях.
Те, кто хочет получить «5» упр. 360 – все задания;
Те, кто хочет получить «4» упр.360- задание1,2,3;
Те, кто хочет получить «3» упр. 360- задание 1.
На выполнение 5-7 минут
Проверяем выполнение.
Выходим на понятие производные и непроизводные предлоги путем анализа следующих предложений.
-Около калитки растет дуб.
-Они ходили вокруг да около.
-У калитки растет дуб.
-В течение всего урока ребята активно работали.
-В течении реки много порогов.
О правописании производных предлогом мы будем говорить на следующих уроках.
Использую прием «Я – МЫ – ТЫ».
Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные (сколько раз повторяется каждый предлог в тексте).
(Учащиеся с НУВ находят непроизводные предлоги).
Памятка: Непроизводные предлоги не образованы от других частей речи:
в, на, за, от, к, с, через...
Производные предлоги возникли в результате перехода из
самостоятельных частей речи:
1. из существительных:
ввиду, вследствие, насчёт, при помощи...
2. деепричастий:
несмотря на, спустя, благодаря, не считая...
3. наречий:
около, после, возле, вдоль, мимо, внутри, согласно...
Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)
Используя материал учебника на стр.134-135 и готовые таблички, придумайте название и создайте кластер. Это задание поможет нам подвести итог урока. (Ребята по одному выходят к доске, берут таблички и составляют кластер).
Прокомментируйте кластер. (Таблички: морфология, части речи, самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, непроизводные, производные, простые, составные, по составу, по значению, по происхождению).
-На работу 5-7 минут.
Контрольно-оценочный этап.
По составленному кластеру сделайте вывод о том, каких результатов мы достигли.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
Заслушивание ответов.
Ответ: Узнали, что
1.Предлоги бывают простыми и составными.
2.Производными и непроизводными.
3. Научились распознавать предлоги, отличить от других частей речи.
Устная рефлексия.
Интересным показалось …
Полезным было …..
Мне трудно было…..
Я понял….
Я справился с заданиями….
Я выполнил…
7 этап. Домашнее задание. Упр.328 (Слайд 17)
Домашнее задание дается по уровням ( ученик с ВУВ, СУВ, НУВ)
Раздаточный материал
1 группа.
Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся ?
… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.
2 группа. Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
3 группа.
Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.
Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)
4 группа. Используя материал учебника на стр.134-135 и готовые таблички, придумайте название и создайте кластер.
Прокомментируйте кластер. (Таблички: морфология, части речи, самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, непроизводные, производные, простые, составные, по составу, по значению, по происхождению).
Лист оценивания (Ф.И.)____________________________________________
+ или -
№ задания |
«5» |
«4» |
«3» |
не справился |
1 задание |
|
|
|
|
2 задание |
|
|
|
|
___________________________________________________________________
Работа в группах.
+ или –
Активно работали
6 человек _____
5 человек _____
4 человека _____
3 человек _____
2 человека _____
1 человек _____
Дополнительное задание (распределительный диктант)
+ или –
|
полностью |
частично |
не справился |
выполнил задание |
|
|
|