12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харьковская Наталья Ивановна160
Россия, Алтайский край, С.Нижняя Суетка Суетский район
1

Повторение по теме: «Предлог»



Тема урока: «Повторение по теме «Предлог»»

Класс: 7

Учитель: Харьковская Н.И.

Тип урока: повторительно – обобщающий

Продолжительность: 1 урок

Цели урока:

Образовательные: систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме “Предлог”; обеспечить усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов; закрепить знания о производных предлогах, их правописании, уметь отличать производные предлоги от других частей речи; правильно употреблять в речи и на письме.

Развивающие: развитие связной речи учащихся, развитие умения анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.

Воспитательные: воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю; способствовать развитию в классном коллективе отношений, основанных на взаимопомощи, взаимоуважении; воспитывать интерес к языку и речевой культуре.

Оборудование:

презентация PowerPoint, раздаточный материал.

Технология: информационно – коммуникационная, групповая.

Обобщение по теме и отработка навыков правописания организованы по группам:

теоретическая, лексико-грамматическая, орфографическая и стилистико-синтаксическая.

Описание урока.

Данное занятие является обобщающим уроком по теме «Предлог» в 7 классе.

Эта тема очень важна как с точки зрения общей культуры человека, так и с позиции

её актуальности в плане подготовки к ЕГЭ по русскому языку, поскольку ряд

заданий, предлагаемых учащимся на экзамене, связан с грамматическими нормами

употребления предлогов и их правописанием.

Для достижения поставленных целей выбраны разные формы работы (коллективная, индивидуальная) и методы (дифференцирующий, словесный, иллюстрационный, проблемный, практический, контроль и коррекция пробелов ЗУН учащихся)

Чередование видов деятельности: устная, тестовая, письменная работа, проведение физминутки, включающей и двигательные упражнения, и гимнастику для глаз, решают проблему использования компьютера с мультимедийным проектором, создают здоровьесберегающие условия на уроке, насыщенном ИКТ.

(Краткое содержание урока)

Во вступительном слове учитель сообщает тему и цель урока, формулирует учебную задачу. Мультимедийная презентация помогает связать все этапы урока, активизировать внимание учащихся, повысить темп урока, углубить степень отработки практических умений и навыков. Создаются разнообразные приёмы повторения, обобщения и углубления знаний учащихся, одновременно развиваются различные виды памяти.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, определяет отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Предлог». Мне кажется, что многие из

вас обратили внимание на следующее: являясь служебной частью речи, лишённой лексического значения, другими словами, ничего не значащей, предлог оказывается многозначащим для определения грамотности человека. Если образно представить морфологию огромным дворцом, то предлог вряд ли занимал бы место в тронном зале, скорее всего ему отведено было место в служебном помещении. Однако открыть дверь туда оказывается так же трудно, как попасть на приём к царствующей особе.

- Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы проверим, насколько хорошо усвоена нами тема «Предлог», откроется ли нам заветная дверь в служебное помещение.

1.Учитель делит класс на 4 группы +2 эксперта

В каждой группе проводится самостоятельная письменная работа с последующей проверкой экспертами. Задание для каждого учащегося группы напечатано на листочках, которые сдаются экспертам.

«Теоретический блок». (Эксперты)

Задание. Ответить на вопросы. Привести примеры.

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Самостоятельные части речи могут употребляться в речи без служебных и являются членами предложения).

Какие служебные части речи вы знаете? (Предлоги, союзы, частицы)

Для чего служат предлоги? (Для связи слов в словосочетании и предложении, они выражают зависимость одних слов от других.)

На какие группы делятся предлоги по строению? (Простые и составные)

Какие предлоги называют производными и непроизводными?

На какие группы делятся предлоги по значению? (Пространственные, причинные, временные, целевые, образа действия, дополнительные).

1 группа « Грамматический блок». Грамматические нормы

употребления предлогов. (Раскройте скобки)

Вопреки (прогноз) метеорологов погода установилась хорошая.

Согласно (приказ) директора ученики будут проходить практику на заводе.

Благодаря (обильные дожди) в нашем лесу появились грибы.

Поступать наперекор (здравый смысл).

2 группа «Орфографический блок».

Задание. Составить предложения так, чтобы слова писались по-разному.

1) (в) течени...

2) (на) счёт

3) (в) продолжени...

5)(в) следстви....

6) (в) роде

Физминутка (ответить на шуточные вопросы о предлоге)

-Какой предлог можно «сыграть» на музыкальном инструменте? (до).

-Какие два предлога определяют положение тела? (поза).

-Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (доза).

-Из каких двух предлогов можно создать литературное произведение? (проза)

Или: Если предлог производный – подняться на носки, руки вверх, если непроизводный – присесть, руки вперёд.

Навстречу, из-за, через, над, вдоль, от, над, вместо, по, у, для, напротив, благодаря, о, из-под.

(Производные: навстречу, вдоль, вместо, напротив, благодаря;

непроизводные: из-за, через, от, над, по, у, для, о, из-под)

3 группа «Морфологический блок»

Задание: Определите предлоги и омонимичные им части речи:

1)Я знаю этот лес вдоль и поперёк. 2)Тропинка шла вдоль обрыва. 3)Поперёк речонки лежало бревно. 4)Вблизи виднелся лес. 5)Вблизи села росла роща.

6)Мы говорили много и (в) пустую. 7)Мы вошли (в) пустую комнату.

8)Пошли в поход, (не)смотря на непогоду. 9) Шли долго, (не)смотря себе под ноги.

УСТНО Морфологический разбор производного предлога.

4 группа «Синтаксический блок»

Задание. Проблемный вопрос.

- Какова синтаксическая роль предлогов?

- Запишите предложение и выполните его синтаксический разбор:

«Несмотря на» - производный предлог.

(«Несмотря на» - производный предлог.)

- Проблемный вопрос. (Почему предлог «несмотря на» является подлежащим в этом предложении?).

- Кто может ответить на этот вопрос? (В данном предложении «несмотря на» обозначает предмет речи, следовательно, употребляется в значении существительного.

Игра «КОРРЕКТОР» (Найти и исправить ошибки)

1)Многие люди любят поговорить за жизнь.

2)Сестра уже вернулась с магазина.

3)Водитель предложил оплатить за проезд.

4)Сегодня 6 уроков согласно расписания.

5)Говорить на счёт поездки.

6)Смеяться для радости.

Контрольное тестирование 

Итоги урока.

- Каковы морфологические признаки предлогов? (Бывают простыми и составными, производными и непроизводными; указывают на пространственные, временные, причинные, целевые, объектные признаки, на меру и степень).

- Что нужно помнить при написании предлогов? (Со словами пишутся раздельно;

правописание производных предлогов нужно запоминать; в предложении необходимо отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи).

- Что мы можем сказать о предлоге с точки зрения синтаксиса? (Предлоги не являются самостоятельными членами предложения. При разборе подчёркиваются вместе со словами, к которым относятся).

 

VII. Домашнее задание.

Учащимся предлагается задание на выбор:

1) составить словарную диктовку по теме «Правописание производных предлогов» (15 слов);

VIII. Рефлексия.

Ребята, как вы думаете, насколько хорошо усвоена вами тема «Предлог»? Как вы оцениваете данную тему по степени важности и сложности? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

IX. Заключительное слово учителя

Со следующего урока мы приступаем к изучению новой темы «Союз», однако о

предлогах мы тоже не будем забывать. На последующих уроках они нам встретятся не раз. Хочется верить, что вы легко узнаете их среди других частей речи.
 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.