12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нехай Фатима Аскербиенва333
Россия, Адыгея респ., а. Понежукай

Всероссийский урок "Арктика - фасад России"

(урок- пресс-конференция)

Цели урока:

  • расширить и закрепить ключевые знания учащихся обучающихся об истории географических открытий и освоения Арктического региона;
  • сформировать устойчивое понимание необходимости бережного отношения к природе Арктики;
  • развить творческое мышление, интеллектуальные способности обучающихся;
  • раскрыть для обучающихся ценностное содержание окружающего мира.

Образовательные ресурсы:

(www.cognita.ru/arctic).

http://www.apkpro.ru/doc/Арктика. Методические рекомендации.

А.И.Бедрицкий. Арктическая Россия. Издательство «СК-Россия», 2007 г.

http://goulp.ru/archives/10157

http://www.world-globe.ru/regions/arctic/

http://www.doal.ru/node/2072

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, карта России.


 

Ход урока

Организационный момент

Вступительная беседа учителя

Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арктика – это сокровищница нашей планеты! 

Арктика – земля холодных льдин!

Арктика – бесценные богатства.

Нефть и газ, металлы разных руд-

в недрах шельфа прячутся от нас всех.

Чудо-звери: овцебык и лемминг,

белые медведи и тюлени,

торосы огромных белых льдин –

Чудо-край, фасад моей страны!

- Сегодня мы с вами познакомимся с этим удивительным «Ледяным» пространством нашей планеты.

Изложение нового материала

(Используется физическая карта Росси и мультимедийная презентация)

Учитель: Россия является признанным лидером среди полярных держав мирового сообщества. Благодаря особенностям географического положения нашей страны, огромной протяженности побережья Северного Ледовитого океана и его влиянию на погоду и климат России, Арктика – её изучение и освоение – всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей.

История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641–1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива.

Учащиеся рассказывают об истории географических открытий и освоения Арктического региона:

Ученики: Сначала немного о том,  кем же был Семён Дежнёв.  Будущий исследователь  и путешественник родился около 1605 года в Великом Устюге, выходец из семьи крестьян-поморов, начал сибирскую службу рядовым казаком   в Тобольске. В начале 1640-х годов с отрядом казаков перешел в Енисейск, затем — в Якутск. Сначала служил в отряде землепроходца Дмитрия Зыряна (Ярилы) в бассейне Яны ( река в Якутии). В 1641, получив назначение в отряд Михаила Стадухина (одного  из русских первооткрывателей Восточной Сибири), Дежнев с казаками добрался до якутского села Оймякон. Здесь на них напали почти 500 эвенов (местных жителей).
В поисках «новых землиц» Дежнев с отрядом Стадухина летом 1643 спустился на коче (старинном палубном судне) к устью Индигирки (река на востоке Якутии), перешел морем до низовьев Алазеи (река на северо-востоке Якутии), где встретил коч Зыряна (коч-старинное палубное судно). Дежневу удалось объединить оба отряда землепроходцев, и они на двух судах отплыли на восток. В дельте Колымы казаки были атакованы еще одним местным племенем - юкагирами, но прорвались вверх по реке и в районе современного Среднеколымска (город в Якутии) и поставили острог. На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647, а затем был включен как сборщик ясака (натурального налога, в основном это была пушнина) в промысловую экспедицию купца ФедотаПопова. 
Летом 1647 года группа из 90 морепроходцев обошла Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан на 7 кочах. 
 Из-за жестоких бурь корабли стали гибнуть один за другим. Осталось только два, которыми управляли Попов и Дежнёв. Во время новой бури путешественники потеряли друг друга. Попов доплыл до Камчатки, где позднее умер от цинги, а его спутники погибли от рук воинственных местных жителей. 
Судно Дежнёва еще долго носило по морю. В октябре судно выбросило на берег в 900 километрах к югу от Чукотского полуострова. Потерпев крушение, отряд Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель добирался до реки Анадырь. Из 25 в живых осталось только 12 человек. 
Пережив голодную и холодную зиму, путешественники построили новые суда, на которых поднялись по реке на 500 километров, выдержав бой с местным населением - анаулами, в котором Дежнёев был ранен. 
В 1648 году отряд вновь остановился на зимовье, основав поселение, названное впоследствии Анадырским острогом.
Все это время Дежнёв тщательно изучал неизведанный край. Помимо прочего он обнаружил в вечной мерзлоте залежи моржовой кости. Только за месяц путешественнику удалось добыть 150 пудов уникального природного материала.
 
В 1650 году к Дежнёву пробилась группа русских первопроходцев, которые добрались до Анадырского острога по суше. Но Дежнев не спешил на родину и продолжал командовать Анадырским острогом еще 12 лет. 
В Якутск казачий атаман вернулся в 1662 году. Оттуда он направился в Москву, представил государю чертежи бассейна реки Анадырь и ее описание, а также сдал в царскую казну 289 пудов моржовой кости.
Потом он вновь вернулся в  Сибирь  и в должности приказчика служил на реках Оленек, Яне и Вилюй, где снова занимался сбором ясака и примирял враждующие тунгусские племена. В 1670 году он снова отправился с соболиной казной в Москву, где в 1671 году заболел и через полтора года умер.
Мужественный исследователь заслужил славу своим упорным, многолетним трудом в суровых районах русского заполярья. Вместе с тем до  сих пор остается неясным, почему открытие Дежнёвым пролива, отделяющего Евразию от Америки, долгое время не было известно на Западе. По достоинству географические заслуги Дежнёва были оценены только в XIX веке, когда 1898 году в честь 250-летия похода с Колымы на Анадырь по предложению Русского Географического общества крайняя восточная точка Евразии была названа его именем – именем человека, доказавшего, что Дальний Восток является неотъемлемой частью нашей страны. Открытия Дежнёва позволили русским двигаться дальше на восток и в конце концов привели к покорению Аляски.

Ученик: В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором которой был Пётр I. Великая Северная экспедиция стала очень важным этапом в освоении и изучении арктических территорий нашей страны. Общее руководство экспедицией осуществлял известный исследователь Арктики В. Беринг. В составе экспедиции было несколько морских и пеших поисковых отрядов, а район исследований охватывал огромную территорию от реки Печоры до Чукотского полуострова. В результате Великой Северной экспедиции были открыты новые географические объекты, составлены новые карты, достаточно полные географическое, геологическое, ботаническое, зоологическое и этнографическое описания огромных территорий нашей страны.

Во второй половине XVIII в. русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М.В. Ломоносовым, а возглавил ее В.Я. Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения по специальной программе, разработанной М.В. Ломоносовым, были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена.

Ученик: Шпицберген - арктический архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, он находится в тысяче километров от Северного полюса. В состав Шпицбергена входит больше тысячи малых и больших островов, среди них основную часть территории занимают крупные острова - Западный Шпицберген, остров Баренца, Земля Принца Карла, остров Эдж и Северо-Восточная Земля. Общая площадь архипелага составляет 62 000 квадратных километров, почти 60% всей территории покрыто вечным льдом.

Архипелаг издавна имеет несколько названий. Наиболее распространенное - Шпицберген, что в переводе с голландского означает «острые горы». Такое название архипелагу с горным рельефом дал голландский мореплаватель Виллем Баренц, который, как считают многие ученые на Западе, открыл эти острова в 1596 году.

Однако, существует немало документов, свидетельствующих о том, что русским поморам этот архипелаг был известен задолго до открытия Баренца. Только называли они его Грумант, так как полагали, что открыли часть Гренландии, о которой слышали от скандинавов. В течение нескольких столетий поморы осваивали и обживали эти острова, охотились на северных оленей, песцов, медведей и других пушных зверей, а во фьордах и бухтах - на моржей и тюленей.

Благодаря известному мореплавателю Фритьофу Нансену в Норвегии архипелаг получил название - Свальбард, что в переводе с норвежского означает «холодные берега».

После «открытия» Шпицбергена Баренцем, на архипелаг устремились охотники и промысловики из разных стран мира. Голландцы, британцы, норвежцы, датчане, французы и представители других государств интенсивно занимались китобойным промыслом. На суше создавались поселения, где разделывали туши животных и в огромных котлах вытапливали китовый жир. Самый крупный из таких поселений был построен голландцами, которому они дали название Смееренбург - «город китового жира».

Многие столетия Шпицберген никому не принадлежал и считался «ничейной» территорией. Но после того, как в начале прошлого века на архипелаге нашли уголь, интерес к нему стали проявлять различные страны - Россия, США, Великобритания, Норвегия, Голландия. Значительная роль в открытии угольных залежей на Шпицбергене принадлежит российским ученым. Самым известным из них был исследователь Арктики Владимир Русанов, экспедиция которого в 1912 году обнаружила угольные месторождения на 4-х участках в западной части архипелага, которые были закреплены 28 заявочными столбами.

Учитель: Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах.

Качественно новый этап освоения Арктики связан с изучением Северного Ледовитого океана и освоением Северного морского пути. Большая роль в его освоении связана с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала С.О. Макарова, по идее которого в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак». Ледокол предполагалось использовать для регулярного сообщения между устьями рек Обью и Енисей, а также для научных исследований Северного Ледовитого океана в высоких широтах.

В 1920–1930 гг. научные исследования в Арктике были продолжены. В 1930–1935 г. были осуществлены многочисленные советские экспедиции на ледокольных пароходах «Г. Седов» под руководством О.Ю. Шмидта, «Таймыр» – А.М. Лаврова, «Русанов» – Р.Л. Самойловича, «Садко» – Г.А. Ушакова. Они принесли новые открытия островов, проливов, заливов и других территорий. В 1930–1932 гг. участники Североземельской экспедиции под руководством Г.А. Ушакова впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля.

В 1920–1930-е гг. началось регулярное освоение Северного морского пути. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» за одну навигацию прошёл от города Архангельска до Берингова пролива

Ученик: Одной из наиболее выдающихся страниц освоения Российского Севера можно назвать открытие и начало эксплуатации Северного морского пути. Он стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес для экономики многих стран мира. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км. В этом плане он обладает значительным преимуществом перед водными артериями, проходящими через широко используемые Суэцкий и Панамский каналы. Так, от Санкт-Петербурга до Владивостока дорога через Северный морской путь составляет 14 280 км., через Суэцкий канал — 23 200 км., а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км. Северный морской путь может служить кратчайшим транспортным маршрутом между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, поэтому, не исключено, что ему еще предстоит сыграть заметную роль в глобальных экономических процессах. Для Российского государства он имеет важное стратегическое значение, связанное с возможностью транспортировки из районов Крайнего Севера углеводородного и минерального сырья, а также снабжения этих районов техникой и продовольствием. На маршруте Северного морского пути сосредоточена целая сеть уникальных наблюдательных станций, без существования которых трудно представить жизнедеятельность не только отечественных, но и многих зарубежных научных сообществ, изучающих природные и климатические особенности Крайнего Севера.

Открытие Северного морского пути имеет долгую, многовековую предысторию. На ранних этапах колонизации Сибири по некоторым западным участкам этого маршрута совершали плаванья кочи новгородцев, а позднее — поморов. Эти отважные первопроходцы обладали уникальными практическими навыками, позволявшими совершать в экстремальных климатических условиях Севера дальние плаванья на небольших, хрупких судах. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана, в XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В XVI-XVII вв. активно осваивался участок Северного морского пути — от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «мангазейский морской ход»).

Учитель: Во второй половине 1930-х гг. для сбора информации о ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации. На рубеже 1930–1940-х годов ледовая авиаразведка стала основным методом наблюдений за арктическими льдами. Артур Николаевич Чилингаров,— известный исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский учёный-океанолог, государственный и политический деятель (депутат Госдумы РФ от НАО начиная с 1993 года). Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации (один из четырёх человек, удостоенных этих высших званий как СССР, так и России). Доктор географических наук, член-корреспондент РАН. Президент Государственной полярной академии.

Изучение Арктики продолжается и в настоящее время, например, работают научные станции на дрейфующих льдинах, осуществляются регулярные плавания по трассе Северного морского пути.

Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются  учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:

Иметь опыт туристских походов 1 кат. сложности;

Принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;

Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.

В анкете есть три обязательных вопроса:

Чем удивительна эта точка Земли – Северный полюс?

Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?

Есть ли у Вас собственная большая мечта – «Ваш полюс»?

Кроме того, в анкете есть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ «творческое задание» – воображаемый дневник вашей будущей экспедиции. Представьте, что вы уже идете на лыжах к Северному полюсу. Придумайте, что происходит с вами, о чем вы думаете, чего боитесь, какая природа вас окружает, как вы устраиваете ночлег, как готовите еду, как выбираете путь, кто ваши товарищи, что вы знаете о ваших руководителях – Матвее Шпаро и Борисе Смолине, о других знаменитых полярниках?

В этом году 9 молодежная российская экспедиция состоится с 02 по 13 августа 2016г. на ледоколе «50-лет Победы».
 

Все желающие могут принять участие в интернет викторине «Знаешь ли ты Арктику?» по электронному адресу: http://cognita.ru/arctic. и получить сертификат участника или победителя викторины.

 

Закрепление

Проведение викторины «Знаешь ли ты Арктику?»

Кому принадлежит Арктика и нужна ли виза, чтобы туда попасть?

Как переводится слово «Арктика»?

Что входит в состав Арктики? (острова, материки, части океанов)

Какие моря входят в состав Арктики?

Какие острова разделяют Карское и Баренцево моря?

Море, омывающее остров Гренландия?

Почему Баренцево море не замерзает?

Почему северные олени пасутся ближе к морю?

Назовите полярного грызуна, который питается мхом, зимой живет под снегом?

Современник мамонта, доживший до наших дней в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?

Кто из исследователей Арктики совершил экспедицию на «Фраме», предварительно вморозив судно в полярные льды?

Почему белые медведи не употребляют пингвинов в пищу?

Начальник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс»?

Название первого советского ледокола достигшего берегов Арктики?

Памятник, какому животному, обитающему в белом море, установлен в Архангельске?

Почему скопления птиц называют «птичьими базарами»?

Какие растения встречаются в Арктике?

К какому отряду относится арктическое животное «морской заяц»?

Какие полезные ископаемые добывают на шельфе Северно-Ледовитого океана?

Какие страны мира владеют прибрежными пространствами Арктики?

 

Нарисуем эмблему АРКТИКИ.

/Работа выполняется в группах/

…………

Подведение итогов урока.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.