Конспект урока-конференции «Лесная зона России»

5
0
Материал опубликован 28 January 2016 в группе

 

Козлова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов 
МОУ «Пригородная СОШ»
Гатчинского района 
Ленинградской области

 

 

Окружающий мир

4 класс

УМК "Школа России"

Урок-конференция «Лесная зона России» 

(Презентация учащимися проекта «Лесная академия»). 

Цель: формирование ключевой компетентности (информационной, коммуникативной, экологической), повышение экологической грамотности учащихся через формирование представлений о роли леса в жизни человека и природы.

Задачи, направленные на формирование предметных знаний, умений и способов деятельности:

Познакомить с особенностями растительного и животного мира лесов России;

Выявить экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека;  

Задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий:

Метапредметных:

Создать условия для развития у учащихся навыков познавательной деятельности, для формирования умения систематизировать полученную информацию;  

Личностных:

Создать условия для развития у учащихся умения представлять результаты своей работы, для формирования положительной мотивации на решение проблем, для развития коммуникативных навыков, для воспитания чувства уважения к товарищам.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, ПК, презентации учащихся.

Самостоятельная деятельность учащихся: работа с источниками информации, поиск  информационного и иллюстративного материала, оформление материалов по изучаемой проблеме в форме презентации в среде Microsoft Office Power Point 2007.

Роль учителя: создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождать их в процессе проектной деятельности, обучать их взаимодействию друг с другом.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся по теме урока.

Учитель: Уважаемые коллеги Лесной академии! Я приветствую вас на нашей конференции. До создания Лесной академии нас с вами интересовал вопрос: «Что такое лесная зона?». Вот ваши ответы (слайд №1 презентации учителя).

Ответы со слайдов читают дети:

«Лесная зона – это место, где растут деревья».

«Лесная зона – это дом животных».

«Лесная зона – это чистый воздух».

Учитель: Ответы правильные, но очень краткие.

Учитель: На вопрос «Что я хочу узнать о зоне лесов России?» ваши ответы были такими (слайд №2 презентации учителя).

Ответы со слайдов читают дети:

«Я хочу узнать, какие растения растут в лесу?».

«Я хочу узнать, какие животные живут в лесу?».

«Мне интересно, где в России находится зона лесов?»

«Мне интересно знать, как лес влияет на жизнь людей?»

Учитель: Интересующие вас вопросы повторялись, поэтому мы и создали научный институт «Лесная академия» и разделились на кафедры (слайд №3 презентации учителя). Каждая кафедра изучала свою проблему, результаты своих исследований сотрудники кафедр отразили в презентациях.

II.Постановка темы и целей урока

Учитель:Как вы думаете, какова тема нашей конференции? Какие вопросы мы должны обсудить?

Дети: тема конференции «Лесная зона России». (по гиперссылке «стрелка» появляется слайд №4 презентации учителя). Мы поделимся теми выводами, к которым пришли, изучая проблемы на своих кафедрах. Узнаем ответы на вопросы, которые нас интересовали ещё до создания Лесной академии.

III. Презентации учащихся

1. Выступление кафедры «Географы зоны лесов России» с проектом «Географическое положение лесной зоны России»

Проблемный вопрос: 

 «Как географическое расположение зоны лесов (тайги, смешанных и широколиственных лесов) повлияло на климатические условия в этой зоне?»

Знакомство с географическим положением лесной зоны 

 и климатическими условиями

Дети: Наша кафедра «Географы лесной зоны России» (слайд №3 презентации «Географы лесной зоны России») занималась изучением географического положения зоны лесов и её климатических условий. Мы искали ответ на вопрос: «Как географическое расположение зоны лесов повлияло на климатические условия в этой зоне?». Что же мы узнали?

Слайд №4 презентации «Географы лесной зоны России». Ученик рассказывает и показывает границы лесной зоны России на карте.

Лесная зона занимает самую большую территорию нашей страны. Она находится южнее зоны тундры и расположена большей частью на Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Лесная зона расположена в умеренном поясе, значит, здесь ярко выражены все четыре времени года. Для этой зоны характерны холодная зима и тёплое лето. В лесной зоне выпадает много осадков в виде дождя и снега. На карте зона лесов обозначена зелёным цветом

Слайд №5

Работая с картой наша кафедра обратила внимание на то, что в лесной зоне три части: самая большая – тайга (она закрашена тёмно-зелёным цветом), есть ещё смешанные леса (цвет тоже зелёный, но светлее), и ещё одна часть этой природной зоны – широколиственные леса (зелёный цвет самый светлый).

Слайд №6

Тайга протянулась от западных границ России до Тихого океана и от границ тундры до южной части Сибири. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, так как тайга находится южнее тундры. Но зима в тайге очень холодная. Здесь тоже, как и в тундре, есть многолетняя мерзлота. Весной почва прогревается медленно. Но летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. В Восточной Сибири холоднее, чем в западной. Зимой в Восточной Сибири до - 45 градусов, летом – до +20 градусов. А в Западной Сибири зимой до - 250, летом – до +250.

В северной части тайги холоднее, чем в южной.

Слайд №7

Южнее тайги расположены смешанные леса. Зима здесь мягче, чем в тайге. Многолетней мерзлоты нет.

Ещё теплее в широколиственных лесах.

Закрепление знаний о географическом положении и климате лесной зоны.

Слайд №8 (слайд №8)

Мы изучали географическое положение и климат лесной зоны России.

Ответьте на наши вопросы:

Где находится зона лесов относительно тундры?

Сколько частей в лесной зоне России? Назови их.

В каком лесу России климат суровее? Почему? (после ответов учащихся на слайде появляется правильный ответ в целях проверки)

2. Выступление кафедры «Флора лесной зоны России» с проектом «Растительный мир зоны лесов России»

Проблемный вопрос: 

«Какие растения растут в зоне лесов (в тайге, смешанных и широколиственных лесах) и почему деревья в разных частях лесной зоны отличаются друг от друга?»

Знакомство с растениями леса

Слайд №9

Наша кафедра «Флоры лесов России» работала над проблемным вопросом: «Какие растения растут в зоне лесов (в тайге, смешанных и широколиственных лесах) и почему деревья в разных частях лесной зоны отличаются друг от друга?

Слайд №10

Как уже говорили географы, большая часть России - это зоны лесов. Леса бывают разных видов хвойные, широколиственные, мелколиственные и смешанные. Почему они такие разные? В каждом лесу очень много разновидностей деревьев и им нужна подходящая местность и климатические условия. Например, в тайге холодные зимы, весной почва прогревается медленно. Поэтому там больше растут хвойные деревья с мощными корнями.

Чем теплее климат, тем больше появляется лиственных деревьев. Вместе с хвойными они образуют зону смешанных лесов. Самыми теплолюбивыми являются деревья широколиственного леса.

О растительности тайги

Слайд №11

Тайга… Огромный хвойный лес. Там очень много деревьев.

Слайд № 12

Например: ель, сосна, лиственница, пихта, кедр (кедровая сосна). Это хвойные деревья. Их листья – всегда зелёные хвоинки. У них мощные корни.

Некоторые из них выглядят очень интересно.

У ели хвоинки короткие, расположены по одиночке и густо покрывают ветки, шишки вытянутые. В еловом лесу темно и влажно. А у сосны хвоинки длинные, сидят на ветках парами, шишки короткие, округлые. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта похожа на ель, но хвоинки у неё плоские, снизу имеют 2 ряда белых полосок. Шишки у пихты растут вверх. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают только чешуйки, а на ветках остаются стерженьки, словно пики.

Все эти деревья менее требовательны к теплу, поэтому они хорошо растут в северной части России.

О растительности смешанных лесов

Слайд №13

Южнее тайги зима гораздо мягче, климат теплее, поэтому дальше расположены смешанные леса. В них растут и хвойные и лиственные деревья. Чаше всего встречаются мелколиственные деревья. К ним относятся: берёза, осина, ольха и многие другие (сотрудники кафедры «Флоры зоны лесов России» демонстрирую иллюстрации берёзы, осины и ольхи из атласа- определителя Т.А. Козловой, Сивоглазова В.И. «Растения леса»). Это хорошо знакомые нам растения. Они приспособились к климатическим условиям средней полосы России. Эти деревья, в отличие от хвойных, на зиму сбрасывают листву.

Слайд №14

Далее к югу от смешанных лесов, раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями. К ним относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. (Сотрудники кафедры «Флоры зоны лесов России» демонстрирую иллюстрации дуба, клёна, липы, ясеня и вяза из атласа- определителя Т.А. Козловой, Сивоглазова В.И. «Растения леса»). Этим деревьям необходимо больше тепла и влаги, в отличие от хвойных деревьев.

Эти леса очень красивые не только летом, но и особенно осенью.

Закрепление знаний о растениях лесной зоны

Мы изучали, какие растения растут в зоне лесов и почему деревья в разных частях лесной зоны отличаются друг от друга.

Выполните наши задания по этой проблеме:

Выбери правильный ответ:

№1. В каком ряду правильно расположены части лесной зоны пронумерованные на карте?.

А 1.Смешанные леса. 2. Тайга. 3. Широколиственные леса.

Б 1. Широколиственные леса. 2. Смешанные леса. 3. Широколиственные леса.

В 1. Тайга. 2. Смешанные леса. 3. Широколиственные леса.

(Ответ: В)

№2. Какие деревья характерны для тайги?

А Ель

Б Дуб

В Кедровая сосна

Г Липа

Д Лиственница

Е Пихта

(Ответ: ель, кедровая сосна, пихта).

Почему? (Эти деревья менее требовательны к теплу, поэтому они хорошо растут в северной части России).

№3. Какие деревья не характерны для широколиственных лесов?

А Сосна

Б Дуб

В Клён

Г Вяз

Д Пихта

Е Ясень

Ответ: сосна, пихта – хвойные деревья.

3. Выступление кафедры «Зоологи зоны лесов России» с проектом «Животные лесной зоны России»

Проблемный вопрос: 

 «Какие животные обитают в зоне лесов (в тайге, смешанных и широколиственных лесах)? Как животные приспособились к жизни в лесной зоне?»

Знакомство с животными лесной зоны

Переход к презентации «Животные лесной зоны» Слайд №1

Наша кафедра занималась изучением животных, обитающих в лесной зоне. Мы выясняли, какие животные обитают в зоне лесов (в тайге, смешанных и широколиственных лесах) и как они приспособились к жизни в лесной зоне?

Слайды №№ 2-4

Один из представителей зоны лесов – волк. Волк похож на высокую собаку, только хвост у него опущен книзу, а у собаки поднят вверх. Цвет шерсти - от серо-жёлтого до чёрного.

По характеру волк - настоящий хищник, поэтому многие и не любят его. Но люди забывают, что он близкий родственник нашего верного друга - собаки. Питаться волк может не только мясом крупных животных- оленей, лосей, коров, но и лягушками, насекомыми, даже плодами и ягодами, а в крайних случаях - древесными почками и мхом.

В поисках добычи волки пробегают до 50 километров без отдыха. Бегут волки, ставя лапы след в след так, что кажется, что пробегал один волк.

Нападают волки в основном только на слабых и больных зверей, которые заражают всю стаю, поэтому волков ещё называют санитарами леса.

Слайды №№ 5-7

Белки. Их характерные особенности – кисточки на концах ушей и длинный, пушистый, широкий и лёгкий хвост.

В нашей стране белки живут везде, где есть лес. Они устраивают себе жилища в дуплах или сами делают себе гнёздо, оно называется гайно. Оно сплетено из прутьев и похоже на шар, внутри подстилка из мха и листьев. В таком гнезде даже в стужу тепло:+18...+20 градусов. Гнездо, как правило, имеет два выхода – главный и запасной. В морозы белки закладывают их мхом. У белки обычно много таких домиков: для детёнышей, для сна и чтобы спрятаться от непогоды. В сильную непогоду, бывает, собираются несколько зверьков, которые спят, согревая друг друга.

Если увидите на сучке сухой гриб – знайте, это белкины запасы. Иная хлопотунья на зиму до двух тысяч грибов заготовляет. Запасает белка на зиму и орехи, жёлуди, шишки – складывает их в ямку, загоняет зубами их поглубже в землю, засыпает землёй и листьями.

Слайды №8 - 9

не зря называют лесным великаном – это самое крупное животное средней полосы России. Его высота превышает 2 метра, вес – 500 кг. Внешность лося довольно своеобразна: большая вытянутая голова, большие (до 25 см) уши, широкие плоские рога, похожие на ладонь с раздвинутыми пальцами.

А врагов у лося не мало. Кроме человека, который охотится за ним из-за ценной шкуры и мяса, это: волк, медведь, рысь, росомаха. От медведя и волка лось защищается с помощью крепких, острых копыт, а против рыси и росомахи он беззащитен. Эти хищники прыгают на зверя с деревьев и вонзают свои когти в шею зверя

Закрепление знаний о животных лесной зоны

Отгадайте наши загадки:

На слайдах № 10, 11, 12, 13 появляются загадки о животных. Проверка ответов осуществляется путём появления на слайдах изображений соответствующих животных:

Слайды №8 - 9 презентации кафедры «Зоологи лесной зоны России»

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(лось)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким предметам;

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом

(белка)

Как она приспособилась к жизни в зимнем лесу? (Белки устраивают себе жилища в дуплах или сами делают себе гнездо, оно называется гайно. Оно сплетено из прутьев и похоже на шар, внутри подстилка из мха и листьев. В таком гнезде даже в стужу тепло:+18...+20 градусов. В морозы белки закладывают выходы из гнезда мхом).

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть.

( волк)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(сова)

4. Выступление кафедры «Экологи зоны лесов России» с проектом «Экологические проблемы лесной зоны России»

Проблемные вопросы: 

«Какое значение лес имеет для человека? Какие экологические проблемы возникли в лесной зоне? Как предотвратить экологические проблемы?»

Знакомство с экологическими проблемами лесной зоны

Переход к презентации «Экология лесной зоны России»

Слайд №1

Мы изучили значение леса для человека и экологические проблемы зоны лесов России. В результате мы пришли к следующим выводам:

Слайд №2

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность он шумит.

Слайд №3

Человек любит бродить по лесу, отдыхать в лесу. Значит, лес – место отдыха для человека.

В лесу много лекарственных растений. Значит, лес – это источник лекарств, то есть аптека для человека.

Человеку необходима мебель, а её изготавливают из древесины. Из дерева строят дома. Значит, лес – это источник древесины.

Чтобы обогревать дом в деревне, человек заготавливает дрова. Значит, лес – это источник топлива.

В лесу растут не только деревья, но и различные кустарники, ягоды, травы, грибы. В лесу живут различные звери, насекомые, птицы. Значит, лес – это дом для растений, грибов и животных.

Лесные растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Листья деревьев выделяют в воздух особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии. Там, где растёт лес, не мелеют реки. Лес защищает почвы от ветра, корни растений не дают почвам разрушаться. Значит, лес- это защитник воздуха, водоёмов и почв.

Но человек не всегда помнит об этом.

Слайд №4

Экологические проблемы, возникающие в лесной зоне, связаны с вырубкой лесов.

Лес уничтожается, животные и растения лишаются своего дома, исчезают лекарственные растения, ягоды, грибы, человек лишает себя полезных прогулок по лесу, сокращает возможности использовать древесину в строительных целях и для отопления домов. Вырубка лесов у рек грозит обмелением рек, вырубки вдоль полей – разрушением почв, вырубки около городов – загрязнением воздуха.

Слайд №5

Как же предотвратить экологические проблемы?

Вырубленные леса надо обязательно восстанавливать.

Шире использовать макулатуру для изготовления бумаги и картона.

Вовремя вывозить и полностью использовать заготовленную древесину.

Не вырубать леса по берегам рек, вокруг городов, лесные полосы вдоль полей.

Слайд №6

Экологические проблемы лесов связаны и с браконьерством. Из-за неумеренной охоты были почти полностью истреблены лось, кабан, соболь. Таким животным, как рысь, глухарь, рябчик, по-прежнему угрожает опасность.

Откройте учебник на стр. 109. Под особой охраной находятся животные и растения Красной книги: венерин башмачок, женьшень, утка-мандаринка, амурский тигр, зубр, филин, жук- олень, жук-красотел. Запомните их.

Для сохранения многих видов растений и животных в лесной зоне созданы заповедники, например: Приокско-Террасный.

Охрана лесов – обязанность государства, но жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу.

Слайд №7 Самый страшный враг леса – пожар. Он может быть вызван ударом молнии или самовозгоранием торфа в жаркую погоду. Но чаще всего виновник пожара - человек.

На стр. 111 учебника познакомьтесь, как нужно разводить костёр, чтобы не стать виновником такой беды, как пожар.

Слайд№8

Мусор, который оставляет за собой человек, - ещё один враг леса. Помните: в лесных зонах запрещено мусорить. Если каждый будет мусорить, то леса России превратятся в груду мусора.

Закрепление знаний о значении леса и экологических проблемах 

в лесной зоне России

Слайд №9

Мы познакомили вас с экологическими проблемами лесов России, ответьте теперь на наши вопросы. Вопросы поочерёдно появляются на слайдах. Сотрудники кафедры «Экологи лесной зоны» озвучивают их. Проверка осуществляется с помощью гиперссылок на предыдущие слайды.

IV. Рефлексия урока (оценка, проекта, осмысление своей работы в проекте, оценка презентаций, свои впечатления)

Достигнута ли цель проекта?

Что вам запомнилось в работе над проектом?

Что в следующий раз вы сделали бы по-другому?

Что было самым сложным, трудным?

Какие советы вы хотели бы дать своим товарищам?

V. Задание на дом

Стр. 98-111, чтение текста, подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя», в тетради на стр.стр.28, нарисовать рисунки: 1 ряд – «Жизнь тайги», 2 ряд - «Жизнь смешанных лесов», 3 ряд – «Жизнь широколиственных лесов»

 

Источники, используемые при подготовке к уроку:

  • Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение.
  • Моя Родина – Россия: комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2009.
  • Клепинина З.А. Энциклопедия тайн и чудес: Тайны окружающего мира. 500 загадочных фактов из жизни растений, животных и не только… - М.: Ювента, 2005.
  • Серебряный пояс России/ Авт.-сост. Н.А.Сырейщиков, Л.А.Задоя. – СПб.:  Дрофа, 2006.
  • Ленинградская область: История и современность. – СПб.: Лики России, 1997.
  • Т.А. Козлова, Сивоглазов В.И. Растения леса: Твой первый атлас-определитель. – М.: дрофа, 2007.
  • С.Никулина «Русский лес»
  • Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /сст., авт. вступ. ст., кммент. и и слов Ю. Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
  • https://ru.wikipedia.org/

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1453905331.ppt (№ 3 Актуализация знаний.ppt)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/n1453905378.ppt (Географы и Фло... детей № 1.ppt)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/q1453905427.ppt (Животные презе... детей № 2.ppt)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/b1453905467.ppt (Экология Презе... детей № 3.ppt)



 

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1453983394.doc (№ 1 Проект лесная академия.doc)

Комментарии

Интересный урок.

13 February 2016

Наталья Николаевна, спасибо за публикацию. Очень хороший, насыщенный информацией урок.

18 February 2016