12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козлова Наталья Николаевна172
Россия, Ленинградская обл., посёлок Новый Свет

 

Козлова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов 
МОУ «Пригородная СОШ»
Гатчинского района 
Ленинградской области

 

 

Окружающий мир

4 класс

УМК "Школа России"

Урок-конференция «Лесная зона России» 

(Презентация учащимися проекта «Лесная академия»). 

Цель: формирование ключевой компетентности (информационной, коммуникативной, экологической), повышение экологической грамотности учащихся через формирование представлений о роли леса в жизни человека и природы.

Задачи, направленные на формирование предметных знаний, умений и способов деятельности:

Познакомить с особенностями растительного и животного мира лесов России;

Выявить экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека;  

Задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий:

Метапредметных:

Создать условия для развития у учащихся навыков познавательной деятельности, для формирования умения систематизировать полученную информацию;  

Личностных:

Создать условия для развития у учащихся умения представлять результаты своей работы, для формирования положительной мотивации на решение проблем, для развития коммуникативных навыков, для воспитания чувства уважения к товарищам.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, ПК, презентации учащихся.

Самостоятельная деятельность учащихся: работа с источниками информации, поиск  информационного и иллюстративного материала, оформление материалов по изучаемой проблеме в форме презентации в среде Microsoft Office Power Point 2007.

Роль учителя: создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождать их в процессе проектной деятельности, обучать их взаимодействию друг с другом.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся по теме урока.

Учитель: Уважаемые коллеги Лесной академии! Я приветствую вас на нашей конференции. До создания Лесной академии нас с вами интересовал вопрос: «Что такое лесная зона?». Вот ваши ответы (слайд №1 презентации учителя).

Ответы со слайдов читают дети:

«Лесная зона – это место, где растут деревья».

«Лесная зона – это дом животных».

«Лесная зона – это чистый воздух».

Учитель: Ответы правильные, но очень краткие.

Учитель: На вопрос «Что я хочу узнать о зоне лесов России?» ваши ответы были такими (слайд №2 презентации учителя).

Ответы со слайдов читают дети:

«Я хочу узнать, какие растения растут в лесу?».

«Я хочу узнать, какие животные живут в лесу?».

«Мне интересно, где в России находится зона лесов?»

«Мне интересно знать, как лес влияет на жизнь людей?»

Учитель: Интересующие вас вопросы повторялись, поэтому мы и создали научный институт «Лесная академия» и разделились на кафедры (слайд №3 презентации учителя). Каждая кафедра изучала свою проблему, результаты своих исследований сотрудники кафедр отразили в презентациях.

II.Постановка темы и целей урока

Учитель:Как вы думаете, какова тема нашей конференции? Какие вопросы мы должны обсудить?

Дети: тема конференции «Лесная зона России». (по гиперссылке «стрелка» появляется слайд №4 презентации учителя). Мы поделимся теми выводами, к которым пришли, изучая проблемы на своих кафедрах. Узнаем ответы на вопросы, которые нас интересовали ещё до создания Лесной академии.

III. Презентации учащихся

1. Выступление кафедры «Географы зоны лесов России» с проектом «Географическое положение лесной зоны России»

Проблемный вопрос: 

 «Как географическое расположение зоны лесов (тайги, смешанных и широколиственных лесов) повлияло на климатические условия в этой зоне?»

Знакомство с географическим положением лесной зоны 

 и климатическими условиями

Дети: Наша кафедра «Географы лесной зоны России» (слайд №3 презентации «Географы лесной зоны России») занималась изучением географического положения зоны лесов и её климатических условий. Мы искали ответ на вопрос: «Как географическое расположение зоны лесов повлияло на климатические условия в этой зоне?». Что же мы узнали?

Слайд №4 презентации «Географы лесной зоны России». Ученик рассказывает и показывает границы лесной зоны России на карте.

Лесная зона занимает самую большую территорию нашей страны. Она находится южнее зоны тундры и расположена большей частью на Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Лесная зона расположена в умеренном поясе, значит, здесь ярко выражены все четыре времени года. Для этой зоны характерны холодная зима и тёплое лето. В лесной зоне выпадает много осадков в виде дождя и снега. На карте зона лесов обозначена зелёным цветом

Слайд №5

Работая с картой наша кафедра обратила внимание на то, что в лесной зоне три части: самая большая – тайга (она закрашена тёмно-зелёным цветом), есть ещё смешанные леса (цвет тоже зелёный, но светлее), и ещё одна часть этой природной зоны – широколиственные леса (зелёный цвет самый светлый).

Слайд №6

Тайга протянулась от западных границ России до Тихого океана и от границ тундры до южной части Сибири. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, так как тайга находится южнее тундры. Но зима в тайге очень холодная. Здесь тоже, как и в тундре, есть многолетняя мерзлота. Весной почва прогревается медленно. Но летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. В Восточной Сибири холоднее, чем в западной. Зимой в Восточной Сибири до - 45 градусов, летом – до +20 градусов. А в Западной Сибири зимой до - 250, летом – до +250.

В северной части тайги холоднее, чем в южной.

Слайд №7

Южнее тайги расположены смешанные леса. Зима здесь мягче, чем в тайге. Многолетней мерзлоты нет.

Ещё теплее в широколиственных лесах.

Закрепление знаний о географическом положении и климате лесной зоны.

Слайд №8 (слайд №8)

Мы изучали географическое положение и климат лесной зоны России.

Ответьте на наши вопросы:

Где находится зона лесов относительно тундры?

Сколько частей в лесной зоне России? Назови их.

В каком лесу России климат суровее? Почему? (после ответов учащихся на слайде появляется правильный ответ в целях проверки)

2. Выступление кафедры «Флора лесной зоны России» с проектом «Растительный мир зоны лесов России»

Проблемный вопрос: 

«Какие растения растут в зоне лесов (в тайге, смешанных и широколиственных лесах) и почему деревья в разных частях лесной зоны отличаются друг от друга?»

Знакомство с растениями леса

Слайд №9

Наша кафедра «Флоры лесов России» работала над проблемным вопросом: «Какие растения растут в зоне лесов (в тайге, смешанных и широколиственных лесах) и почему деревья в разных частях лесной зоны отличаются друг от друга?

Слайд №10

Как уже говорили географы, большая часть России - это зоны лесов. Леса бывают разных видов хвойные, широколиственные, мелколиственные и смешанные. Почему они такие разные? В каждом лесу очень много разновидностей деревьев и им нужна подходящая местность и климатические условия. Например, в тайге холодные зимы, весной почва прогревается медленно. Поэтому там больше растут хвойные деревья с мощными корнями.

Чем теплее климат, тем больше появляется лиственных деревьев. Вместе с хвойными они образуют зону смешанных лесов. Самыми теплолюбивыми являются деревья широколиственного леса.

О растительности тайги

Слайд №11

Тайга… Огромный хвойный лес. Там очень много деревьев.

Слайд № 12

Например: ель, сосна, лиственница, пихта, кедр (кедровая сосна). Это хвойные деревья. Их листья – всегда зелёные хвоинки. У них мощные корни.

Некоторые из них выглядят очень интересно.

У ели хвоинки короткие, расположены по одиночке и густо покрывают ветки, шишки вытянутые. В еловом лесу темно и влажно. А у сосны хвоинки длинные, сидят на ветках парами, шишки короткие, округлые. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта похожа на ель, но хвоинки у неё плоские, снизу имеют 2 ряда белых полосок. Шишки у пихты растут вверх. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают только чешуйки, а на ветках остаются стерженьки, словно пики.

Все эти деревья менее требовательны к теплу, поэтому они хорошо растут в северной части России.

О растительности смешанных лесов

Слайд №13

Южнее тайги зима гораздо мягче, климат теплее, поэтому дальше расположены смешанные леса. В них растут и хвойные и лиственные деревья. Чаше всего встречаются мелколиственные деревья. К ним относятся: берёза, осина, ольха и многие другие (сотрудники кафедры «Флоры зоны лесов России» демонстрирую иллюстрации берёзы, осины и ольхи из атласа- определителя Т.А. Козловой, Сивоглазова В.И. «Растения леса»). Это хорошо знакомые нам растения. Они приспособились к климатическим условиям средней полосы России. Эти деревья, в отличие от хвойных, на зиму сбрасывают листву.

Слайд №14

Далее к югу от смешанных лесов, раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями. К ним относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. (Сотрудники кафедры «Флоры зоны лесов России» демонстрирую иллюстрации дуба, клёна, липы, ясеня и вяза из атласа- определителя Т.А. Козловой, Сивоглазова В.И. «Растения леса»). Этим деревьям необходимо больше тепла и влаги, в отличие от хвойных деревьев.

Эти леса очень красивые не только летом, но и особенно осенью.

Закрепление знаний о растениях лесной зоны

Мы изучали, какие растения растут в зоне лесов и почему деревья в разных частях лесной зоны отличаются друг от друга.

Выполните наши задания по этой проблеме:

Выбери правильный ответ:

№1. В каком ряду правильно расположены части лесной зоны пронумерованные на карте?.

А 1.Смешанные леса. 2. Тайга. 3. Широколиственные леса.

Б 1. Широколиственные леса. 2. Смешанные леса. 3. Широколиственные леса.

В 1. Тайга. 2. Смешанные леса. 3. Широколиственные леса.

(Ответ: В)

№2. Какие деревья характерны для тайги?

А Ель

Б Дуб

В Кедровая сосна

Г Липа

Д Лиственница

Е Пихта

(Ответ: ель, кедровая сосна, пихта).

Почему? (Эти деревья менее требовательны к теплу, поэтому они хорошо растут в северной части России).

№3. Какие деревья не характерны для широколиственных лесов?

А Сосна

Б Дуб

В Клён

Г Вяз

Д Пихта

Е Ясень

Ответ: сосна, пихта – хвойные деревья.

3. Выступление кафедры «Зоологи зоны лесов России» с проектом «Животные лесной зоны России»

Проблемный вопрос: 

 «Какие животные обитают в зоне лесов (в тайге, смешанных и широколиственных лесах)? Как животные приспособились к жизни в лесной зоне?»

Знакомство с животными лесной зоны

Переход к презентации «Животные лесной зоны» Слайд №1

Наша кафедра занималась изучением животных, обитающих в лесной зоне. Мы выясняли, какие животные обитают в зоне лесов (в тайге, смешанных и широколиственных лесах) и как они приспособились к жизни в лесной зоне?

Слайды №№ 2-4

Один из представителей зоны лесов – волк. Волк похож на высокую собаку, только хвост у него опущен книзу, а у собаки поднят вверх. Цвет шерсти - от серо-жёлтого до чёрного.

По характеру волк - настоящий хищник, поэтому многие и не любят его. Но люди забывают, что он близкий родственник нашего верного друга - собаки. Питаться волк может не только мясом крупных животных- оленей, лосей, коров, но и лягушками, насекомыми, даже плодами и ягодами, а в крайних случаях - древесными почками и мхом.

В поисках добычи волки пробегают до 50 километров без отдыха. Бегут волки, ставя лапы след в след так, что кажется, что пробегал один волк.

Нападают волки в основном только на слабых и больных зверей, которые заражают всю стаю, поэтому волков ещё называют санитарами леса.

Слайды №№ 5-7

Белки. Их характерные особенности – кисточки на концах ушей и длинный, пушистый, широкий и лёгкий хвост.

В нашей стране белки живут везде, где есть лес. Они устраивают себе жилища в дуплах или сами делают себе гнёздо, оно называется гайно. Оно сплетено из прутьев и похоже на шар, внутри подстилка из мха и листьев. В таком гнезде даже в стужу тепло:+18...+20 градусов. Гнездо, как правило, имеет два выхода – главный и запасной. В морозы белки закладывают их мхом. У белки обычно много таких домиков: для детёнышей, для сна и чтобы спрятаться от непогоды. В сильную непогоду, бывает, собираются несколько зверьков, которые спят, согревая друг друга.

Если увидите на сучке сухой гриб – знайте, это белкины запасы. Иная хлопотунья на зиму до двух тысяч грибов заготовляет. Запасает белка на зиму и орехи, жёлуди, шишки – складывает их в ямку, загоняет зубами их поглубже в землю, засыпает землёй и листьями.

Слайды №8 - 9

не зря называют лесным великаном – это самое крупное животное средней полосы России. Его высота превышает 2 метра, вес – 500 кг. Внешность лося довольно своеобразна: большая вытянутая голова, большие (до 25 см) уши, широкие плоские рога, похожие на ладонь с раздвинутыми пальцами.

А врагов у лося не мало. Кроме человека, который охотится за ним из-за ценной шкуры и мяса, это: волк, медведь, рысь, росомаха. От медведя и волка лось защищается с помощью крепких, острых копыт, а против рыси и росомахи он беззащитен. Эти хищники прыгают на зверя с деревьев и вонзают свои когти в шею зверя

Закрепление знаний о животных лесной зоны

Отгадайте наши загадки:

На слайдах № 10, 11, 12, 13 появляются загадки о животных. Проверка ответов осуществляется путём появления на слайдах изображений соответствующих животных:

Слайды №8 - 9 презентации кафедры «Зоологи лесной зоны России»

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(лось)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким предметам;

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом

(белка)

Как она приспособилась к жизни в зимнем лесу? (Белки устраивают себе жилища в дуплах или сами делают себе гнездо, оно называется гайно. Оно сплетено из прутьев и похоже на шар, внутри подстилка из мха и листьев. В таком гнезде даже в стужу тепло:+18...+20 градусов. В морозы белки закладывают выходы из гнезда мхом).

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть.

( волк)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(сова)

4. Выступление кафедры «Экологи зоны лесов России» с проектом «Экологические проблемы лесной зоны России»

Проблемные вопросы: 

«Какое значение лес имеет для человека? Какие экологические проблемы возникли в лесной зоне? Как предотвратить экологические проблемы?»

Знакомство с экологическими проблемами лесной зоны

Переход к презентации «Экология лесной зоны России»

Слайд №1

Мы изучили значение леса для человека и экологические проблемы зоны лесов России. В результате мы пришли к следующим выводам:

Слайд №2

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность он шумит.

Слайд №3

Человек любит бродить по лесу, отдыхать в лесу. Значит, лес – место отдыха для человека.

В лесу много лекарственных растений. Значит, лес – это источник лекарств, то есть аптека для человека.

Человеку необходима мебель, а её изготавливают из древесины. Из дерева строят дома. Значит, лес – это источник древесины.

Чтобы обогревать дом в деревне, человек заготавливает дрова. Значит, лес – это источник топлива.

В лесу растут не только деревья, но и различные кустарники, ягоды, травы, грибы. В лесу живут различные звери, насекомые, птицы. Значит, лес – это дом для растений, грибов и животных.

Лесные растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Листья деревьев выделяют в воздух особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии. Там, где растёт лес, не мелеют реки. Лес защищает почвы от ветра, корни растений не дают почвам разрушаться. Значит, лес- это защитник воздуха, водоёмов и почв.

Но человек не всегда помнит об этом.

Слайд №4

Экологические проблемы, возникающие в лесной зоне, связаны с вырубкой лесов.

Лес уничтожается, животные и растения лишаются своего дома, исчезают лекарственные растения, ягоды, грибы, человек лишает себя полезных прогулок по лесу, сокращает возможности использовать древесину в строительных целях и для отопления домов. Вырубка лесов у рек грозит обмелением рек, вырубки вдоль полей – разрушением почв, вырубки около городов – загрязнением воздуха.

Слайд №5

Как же предотвратить экологические проблемы?

Вырубленные леса надо обязательно восстанавливать.

Шире использовать макулатуру для изготовления бумаги и картона.

Вовремя вывозить и полностью использовать заготовленную древесину.

Не вырубать леса по берегам рек, вокруг городов, лесные полосы вдоль полей.

Слайд №6

Экологические проблемы лесов связаны и с браконьерством. Из-за неумеренной охоты были почти полностью истреблены лось, кабан, соболь. Таким животным, как рысь, глухарь, рябчик, по-прежнему угрожает опасность.

Откройте учебник на стр. 109. Под особой охраной находятся животные и растения Красной книги: венерин башмачок, женьшень, утка-мандаринка, амурский тигр, зубр, филин, жук- олень, жук-красотел. Запомните их.

Для сохранения многих видов растений и животных в лесной зоне созданы заповедники, например: Приокско-Террасный.

Охрана лесов – обязанность государства, но жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу.

Слайд №7 Самый страшный враг леса – пожар. Он может быть вызван ударом молнии или самовозгоранием торфа в жаркую погоду. Но чаще всего виновник пожара - человек.

На стр. 111 учебника познакомьтесь, как нужно разводить костёр, чтобы не стать виновником такой беды, как пожар.

Слайд№8

Мусор, который оставляет за собой человек, - ещё один враг леса. Помните: в лесных зонах запрещено мусорить. Если каждый будет мусорить, то леса России превратятся в груду мусора.

Закрепление знаний о значении леса и экологических проблемах 

в лесной зоне России

Слайд №9

Мы познакомили вас с экологическими проблемами лесов России, ответьте теперь на наши вопросы. Вопросы поочерёдно появляются на слайдах. Сотрудники кафедры «Экологи лесной зоны» озвучивают их. Проверка осуществляется с помощью гиперссылок на предыдущие слайды.

IV. Рефлексия урока (оценка, проекта, осмысление своей работы в проекте, оценка презентаций, свои впечатления)

Достигнута ли цель проекта?

Что вам запомнилось в работе над проектом?

Что в следующий раз вы сделали бы по-другому?

Что было самым сложным, трудным?

Какие советы вы хотели бы дать своим товарищам?

V. Задание на дом

Стр. 98-111, чтение текста, подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя», в тетради на стр.стр.28, нарисовать рисунки: 1 ряд – «Жизнь тайги», 2 ряд - «Жизнь смешанных лесов», 3 ряд – «Жизнь широколиственных лесов»

 

Источники, используемые при подготовке к уроку:

  • Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение.
  • Моя Родина – Россия: комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2009.
  • Клепинина З.А. Энциклопедия тайн и чудес: Тайны окружающего мира. 500 загадочных фактов из жизни растений, животных и не только… - М.: Ювента, 2005.
  • Серебряный пояс России/ Авт.-сост. Н.А.Сырейщиков, Л.А.Задоя. – СПб.:  Дрофа, 2006.
  • Ленинградская область: История и современность. – СПб.: Лики России, 1997.
  • Т.А. Козлова, Сивоглазов В.И. Растения леса: Твой первый атлас-определитель. – М.: дрофа, 2007.
  • С.Никулина «Русский лес»
  • Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /сст., авт. вступ. ст., кммент. и и слов Ю. Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
  • https://ru.wikipedia.org/

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1453905331.ppt (№ 3 Актуализация знаний.ppt)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/n1453905378.ppt (Географы и Фло... детей № 1.ppt)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/q1453905427.ppt (Животные презе... детей № 2.ppt)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/b1453905467.ppt (Экология Презе... детей № 3.ppt)



 

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1453983394.doc (№ 1 Проект лесная академия.doc)

Опубликовано в группе «Применение метода проектов в урочной и внеурочной деятельности.»


Комментарии (2)

Надежда, 13.02.16 в 20:19 0Ответить Пожаловаться
Интересный урок.
Панкова Ирина Николаевна, 18.02.16 в 20:13 0Ответить Пожаловаться
Наталья Николаевна, спасибо за публикацию. Очень хороший, насыщенный информацией урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.