Конспект урока русского языка «Приставки на -З-, -С-» (5 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №34" города Набережные Челны
Предмет: русский язык
Тема: «ПРИСТАВКИ НА –З-,-С-»
Тип урока: рефлексия Класс: 5
Урок составили учителя русского языка и
литературы Васильева Елена Владимировна
МБОУ «СОШ №34» г. Набережные Челны
тел. 906-330-32-88;
эл.почта: lena-va@inbox.ru
г. Набережные Челны, 2024
Технология деятельностного метода.
Тип урока: рефлексия
Основные цели:
1) Тренировать умение находить в словах орфограмму «Приставки на –з-,-с-», объяснять различие в написании.
2) Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднения на основе рефлексивного самоанализа.
3) Повторить и закрепить в устной и письменной речи способы образования слов с данной орфограммой, включением их в словосочетания, предложения, текст.
4) Формировать информационную, речевую компетенции обучающихся посредством работы над текстом.
5) Способствовать развитию коммуникативных, познавательных логических универсальных учебных действий.
Оборудование: интерактивная доска Smart, презентация.
Демонстрационный материал
1) План работы на уроке рефлексии:
Подготовка к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа № 1.
Самопроверка самостоятельной работы № 1 по образцу.
Самопроверка самостоятельной работы № 1 по эталону дл самопроверки (1-4)
Фиксация места и причины затруднения или фиксация отсутствия затруднений.
Постановка цели деятельности.
Работа над ошибками или работа с дополнительными заданиями.
Самостоятельная работа № 2 и самопроверка по эталону для самопроверки (1-4)
Повторение.
Подведение итогов.
2). Алгоритм самопроверки работ и работы над ошибками (распечатать).
3). Таблица «Как писать без ошибок»
4). Таблица «Образование слов приставочным способом»
5). Алгоритм образования слов с приставками
6). Образец выполнения домашней работы (начало урока).
7). Карточка с заданиями для актуализации.
8). Образец выполнения самостоятельных работ № 1, № 2.
Раздаточный материал
Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.
Таблица результатов.
Карточка для этапа рефлексии.
Ход урока
Мотивация к коррекционной деятельности.
На доске эталоны. На столах самостоятельные работы № 1, 2.
На доске карточка со стихотворением:
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без- ,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-
Перед согласными глухими
Быстро сменят З на С.
Здравствуйте, дети. Когда мы анализируем наши дела, наши трудности и сложности, мы ищем пути выхода из проблем. Так всю жизнь. Так и в русском языке. Над какой темой вы работали на наших последнем уроке? (Правописание приставок на –з ,-с)
Это тема показалась вам сложной? (Нет)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
На доске алгоритмы и правила:
Алгоритм № 1 ПРИСТАВКИ НА З-,С-
… ЗВОНКИЙ З
израсходовать, возглавить раззадорить низвергаться |
…С
ГЛУХОЙ
истратить воскликнуть рассказать ниспадать |
Алгоритм № 2
Если корень начинается с з или с, не потеряйте вторую букву з или с!
БЕЗзвездный
БЕСсонный
РАСсветает
РАСсказывает
РАСсматривает
ИСследователь
Алгоритм № 3
Приставки з-не бывает!
Сжечь; Сбить; Свезти; Сжевать; Сдерживаться; Сделать
Запомни слова, в которых буква з входит в состав корня:
Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово здание?
Всё учти, продумай, взвесь.
Не свихнись на слове здесь.
Помни все условия,
Чтоб написать здоровье.
Чтобы смысл не повредить
З нельзя в них отделить.
Здесь, здоровье, здание (и все однокоренные слова, образованные от них).
Можете ли вы утверждать, что все хорошо усвоили эту тему? (Чтобы ответить на этот вопрос, надо проверить себя.)
Верно, сегодня у нас очередной урок анализа своих знаний. Какая задача стоит перед каждым из вас? (Проверить, как усвоена тема, если есть затруднения, то выяснить их причины, найти выход из затруднения.)
Приступим к работе.
В данном тексте есть слова на данное правило? Найдите еще слова с приставками. Возникли бы у вас затруднения при написании этих слов. Почему?
Какие правила вы применяли при выполнении домашнего задания (учебник стр. 175, упр. 426.) (Вспоминали правило правописания приставок, отличие от слов, где буквы входят в состав корня, а кажутся приставкой, где употребляется только приставка –с ).
- Ребята, разгадайте морфологические шарады и объясните правописание приставок на изученную орфограмму.
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
(Рассказчик)
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В цело м – по мне на уроке пойдете.
(Расписание)
Какие слова вызвали затруднения? Почему?
С какой целью выполняли задание? (Чтобы использовать в самостоятельной работе.)
Для чего необходима самостоятельная работа? (Проверить, поняли ли мы, как нужно писать слова с данной орфограммой, проверить и понять, есть ли затруднения, потренироваться в отработке заданий, вызвавших затруднения).
Что вы будете использовать? (Эталон, правило.)
Ученики открывают задания самостоятельной работы № 1 (5-7 минут).
Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 1.
Задание № 1. Диктант на замену. Образец: Ночь без звезд – беззвездная ночь
Даль без предела -
Труд без пользы -
Вахта без смены -
Жидкость без цвета -
Пропасть без дна -
Рыцарь без страха -
Человек без жалости -
Задание № 2
Вставьте пропущенные буквы.
Бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…сильный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давать.
Задание № 3
Выборочно- распределительный диктант.
Выпишите слова с приставкой С- в один столбик, а с двухвариантными приставками на З-/С- в другой.
Летнее солнце безжалостно жгло землю. Сильный ветер сгибает деревья. Облако растаяло и исчезло в глубокой синеве неба. Туман сгущался над берегами.
Задание 4*
Раскройте скобки:
Рас(с)читывать, вос(с)тание, мировоз(з)рение, рас(с) вет, воз(з)вание, без(з)вездный, рас(с)чет, рас(с)четливый, рас(с)ориться.
Что теперь вы должны сделать? (Мы должны проверить по образцу.)
Вывешивается образец проверки работ:
Задание № 1.
Даль без предела -беспредельная
Труд без пользы - бесполезный
Вахта без смены -бессменная
Жидкость без цвета - бесцветная
Пропасть без дна - бездонная
Рыцарь без страха - бесстрашный
Человек без жалости - безжалостный
Задание № 2
Бесшумный, беззвучный, беспокойный, безграмотный, бесславный, бесполезный, безжалостный, бездомный, беззвездный, бессильный, безвкусный, бесконечный, бессердечный, сделать, сдавать.
Задание № 3
Безжалостно
Сгибает Исчезло
Сгущался Растаяло
Задание № 4
Рассчитывать, восстание, мировоззрение, рассвет, воззвание, беззвездный, расчет, расчетливый, рассориться.
Как будете фиксировать результат (Если правильно написали приставку или корень слова, поставим «+» , если нет, то «?».)
Кто допустил ошибку в задании 1? (2?, 3?)
3. Локализация индивидуальных затруднений
- Что теперь вы должны сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)
С какой целью? (Это нам поможет убедиться, что нет затруднений, а если есть, то понять, в каком месте и по какой причине они возникли.)
Какое правило на задания 1-3? (В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными –С. Приставки – з не бывает, только с-.)
Примечание: НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА С НАЧАЛЬНОЙ БУКВОЙ -З- В КОРНЕ И ТЕ, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ПРИСТАВКИ – С (Здоровье, здесь, здание.)
- А на задание 4? (Удвоенные согласные в этих словах на стыке двух морфем – приставки и корня. Для правильного написания необходимо разбирать слово по составу. 2. Необходимо помнить, что в словах расчет и расчетливый корень – чет.)
Кто зафиксировал затруднения пошагово? В каком месте затруднение? Почему у вас возникло затруднение?
Кто все сделал правильно, включая задание под *? Что вы можете сказать? (У нас нет затруднений)
4. Коррекция выявленных затруднений.
Ребята. Вы выяснили, у кого есть затруднения, а у кого нет.
Сформулируйте цель те, у кого не возникло затруднений. (Будем выполнять дополнительное задание или задание повышенной сложности.)
Какой следующий шаг делают те, у кого есть затруднения? (Исправить ошибки, используя эталон для самопроверки.)
Задания для учеников, не допустивших ошибок:
Диктант на распространение (распространяемое слово должно иметь изучаемые приставки)
Мир строит – война ….
Умел ошибиться, сумей и ….
Маленькое дело лучше большого ……
Глупый осудит, а умный …
В умной беседе ума набраться, в глупой свой……
Тренировочная работа:
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.
…горбленный, …горел, бе…кровный,в..летел, …дание, ра…красить, ни…вергать, …дравствуйте, …делать, ра…гребать, бе…молвный …доровье
После выполнения тренировочных заданий учащиеся проводят самопроверку:
Сгорбленный, Сгорел, беСкровный, вЗлетел, Здание, раСкрасить, ниЗвергать, Здравствуйте, Сделать, раЗгребать, беЗмолвный, Здоровье
Вы самостоятельно исправили ошибки. Какой вы сделали вывод? (Необходимо все время проговаривать позиции правила, использовать пошагово алгоритм правила)
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
Проговорите еще раз алгоритм образования, к примеру, слов с помощью приставок на –з. –с (Дети проговаривают)
Работа в группах
- Рассмотрите рисунок. В каком царстве живут сестрички? Докажите свою точку зрения. Обоснуйте свое решение. Сформулируйте правило о правописании приставок.
П ридумайте и запишите сказку по картинкам.
Ответ:
Сестрички вз, раз, из живут в замке, на флагах которого написаны буквы ж, в, г.
Сестрички ис, рас, нис живут в замке, на флагах которого написаны буквы п, с, к, т.
Правило: в приставках на з-с перед звонкими согласными пишется з, перед глухими – с. Например, восход, разбег, исход, беззаботный.
С казка.
Две королевы.
В одном королевстве, которым правила Королева З, жили-были приставки ВОЗ-, НИЗ- И ИЗ-. Весело жилось этим милым крошкам в королевстве красавицы З. Все вокруг звонко пели и смеялись. У всех был отличный слух и звонкие голоса.
Однажды малышки ВОЗ-, НИЗ- И ИЗ- отправились путешествовать. Долго они шли по белу свету и оказались у ворот мрачного города. За воротами кто-то шипел и свистел. Ветер, гуляя над этим городом, уныло шелестел иссохшей листвой. Постучали они и услышали странный свистящий голос: «Кто там?». ВОЗ-, НИЗ- И ИЗ- звонко представились и спросили, можно ли войти. Им открыла грустная Королева С. Она предупредила, что если приставки войдут в ворота, то они изменят свой облик, так как это царство глухих звуков и звонкие звуки здесь не любят. ВОЗ-, НИЗ- И ИЗ- подумали и согласились войти.
Их сразу окружили местные жители и стали их освистывать. ВОЗ-, НИЗ- И ИЗ- пытались им рассказать о себе, но те их не слышали, потому что были глухими.
Устали они от этого свиста и шума и решили вернуться в королевство З, потому что непоседливость приставок не позволяет им сидеть на месте и они постоянно ходят из одного королевства в другое. Находясь рядом со звонкими жителями, ВОЗ-, НИЗ- И ИЗ- звенят буквой З. А если рядом оказываются глухие жители, приставки начинают свистеть: «ВОС-, НИС- И ИС».
Вот так и живут они до сих пор…
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 2.
Задание № 1.
…данный, …дутый, …битый, не…гибаемый, …береженный, …горяча.
Задание № 2. Распределите все слова по группам, обозначьте цифрами слова каждой группы: 1, 2, 3, 4 и т.д.
Бе..конечный, в..порхнуть, ра..валиваться, пред..стория, без..нтересный, ра…мешивать, пред…явить, от..ехал.
Задание № 3.
В..крикнуть, и..кусать, и..чезать, и..портить, в..дыхать.
После выполнения работы учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки:
Объяснение |
Правило |
Задание 1 Сданный, сдутый, сбитый, несгибаемый, сбереженный, сгоряча. |
ПРИСТАВКА С- ПИШЕТСЯ ЕДИНООБРАЗНО (ТОЛЬКО С) ПЕРЕД ЛЮБОЙ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОГЛАСНОЙ. |
Задание 2 1. БеСконечный, вСпорхнуть, раЗваливаться, раЗмешивать; 2. предЪявить, отЪехал; 3. предЫстория, безЫнтересный, |
1. Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с 2. После приставки на согласную, перед Е,Е,Ю,Я пишется Ъ. 3. После приставки на согласную, если корень начинается с и, происходит замена на Ы |
ВСкрикнуть, иСкусать, иСчезать, иСпортить, вЗдыхать. |
Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с |
Кому удалось справиться с затруднениями?
На доске фиксируется количество справившихся и количество ребят, у которых затруднения еще присутствуют.
7. Включение в систему знаний и повторение.
А сейчас я предлагаю вам выполнить задание в формате ЕГЭ
Задание 1. Укажите строчки, где во всех словах на месте пропуска пишется буква –з.
ра…жевать, ра…бушеваться, бе…донный, бе…заветный
бе..заботный, …балансировать, ра…целовать, бе..грамотный
бе…жалостный, …десь, …дравница, чре..мерный
бе…молвный, …брошенный, ра…хвалить.
Задание 2. Укажите строчки, где во всех словах на месте пропуска пишется буква –с.
ра…сечь, ра…цвел, во…стать, …близиться
бе…просветный, ра…щепить, …доровье, бе…брежный
бе…примерный, в…плеск, …беречь, …зание
…бегать. …делка. …держать, и…пещренный
Задание 3 (работа в парах).
Объясните соседу по парте значение следующих выражений:
Во…прянуть духом - ?
И…покон веков - ?
Ра…водить руками - ?
Ра…хлебывать кашу - ?
…ходить с ума - ?
…биться с ног - ?
…бивать с толку - ?
К какой теме мы обратимся на следующем уроке? (К теме «Фразеологизмы».)
8. Рефлексия деятельности на уроке
- Какова была цель урока? (Закрепить изучение орфограммы.)
- Какую цель ставили перед собой ученики, которые допустили ошибки в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась, научиться применять правило.)
- Как исправляли ошибки? (Определяли место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях.)
- Оцените свою деятельность на уроке.
Карточка для этапа рефлексии
1.У меня сегодня все получилось. Я не допускал ошибок -___________
2.Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (указать количество) _____
3. Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (указать количество)_________
4.Я выполнил дополнительное задание __________________________________________
5.В дополнительном задании я допустил ошибки __________________________________
6.Мне необходимо поработать над: ______________________________________________
9. Домашняя работа – дифференцированная:
Сочинение-миниатюра на тему: «Как я первый раз выступал в роли учителя в младших классах и объяснял своим ученикам правописание з и сна конце приставок»
Н а сервисе LearningApps необходимо найти интерактивные задания конкретного автора, нужно ввести в поле поиска фамилию.
Задание. Маркированный текст "Найди ошибки в тексте". Внимательно прочитай текст и выдели слова, в которых допущены ошибки, щелкнув по ним левой клавишей мыши.
Литература
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
Малюнина В.А. Олимпиады по русскому языку. 5-6 классы.- М.: ВАКО, 2010
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.-М.: АЗЪ, 1995.
Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах: учебное пособие. – Ростов на Дону: Легион, 2012
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская и др.-М.: Просвещение, 2019.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1991.
Раздаточный материал
Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 1.
Задание № 1. Диктант на замену. Образец: Ночь без звезд – беззвездная ночь
Даль без предела -
Труд без пользы -
Вахта без смены -
Жидкость без цвета -
Пропасть без дна -
Рыцарь без страха -
Человек без жалости -
Задание № 2
Вставьте пропущенные буквы.
Бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…сильный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давать.
Задание № 3
Выборочно- распределительный диктант.
Выпишите слова с приставкой С- в один столбик, а с двухвариантными приставками на З-/С- в другой.
Летнее солнце безжалостно жгло землю. Сильный ветер сгибает деревья. Облако растаяло и исчезло в глубокой синеве неба. Туман сгущался над берегами.
Задание 4*
Раскройте скобки:
Рас(с)читывать, вос(с)тание, мировоз(з)рение, рас(с) вет, воз(з)вание, без(з)вездный, рас(с)чет, рас(с)четливый, рас(с)ориться.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 2.
Задание № 1.
…данный, …дутый, …битый, не…гибаемый, …береженный, …горяча.
Задание № 2. Распределите все слова по группам, обозначьте цифрами слова каждой группы: 1, 2, 3, 4 и т.д.
Бе..конечный, в..порхнуть, ра..валиваться, пред..стория, без..нтересный, ра…мешивать, пред…явить, от..ехал.
Задание № 3.
В..крикнуть, и..кусать, и..чезать, и..портить, в..дыхать.