12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Михальчук Светлана Николаевна32

Форма 1К

Технологическая карта урока

ФИО педагогического работника Михальчук Светлана Николаевна

Должность, место работы учитель БОУг.Омска «СОШ №33»

Тема занятия Правописание приставок на З-С

Предмет, класс русский язык, 5 класс

Учебник М.М.Разумовская, С.И. Львова и др.

 

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

1. Подготовить рабочее место.

2. Иметь положительный эмоциональный настрой на урок.

1. Развивать навык самоорганизации и саморегуляции.

2. Развивать личностные УУД (показатель достижения цели:

а) положительный эмоциональный настрой учащихся; метод обнаружения - визуальный;

б) интеллектуальный настрой учащихся на урок; метод обнаружения – рефлексия в конце урока – «Было ли на уроке интересно?»)

1. Слово учителя:

- напоминание учащимся о том, что они должны проверить состояние своего рабочего места, указание на то, что должно быть на парте.

-тест на настроение.(Ребята, перед вами лежат кружочки: красный, синий, зелёный. Красный означает, что у вас радостно на душе, зеленый, что немного грустно, а синий – это потеря интереса ко всему происходящему. Поднимите, пожалуйста, ваши кружочки, и мы посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок. Посчитаем количество кружочков, а в конце урока сравним, изменилось ли ваше настроение)

-о ценности материала, который предстоит изучить.

(Сегодня мы продолжим изучение правописания приставок. Прочные навыки их правописания позволят вам справиться с одним из заданий экзаменационного теста в 9 классе. Внимание, работоспособность, целеустремленность и, конечно же, хорошее настроение помогут вам в этом. На этапе закрепления материала я предложу вам аналог этого экзаменационного задания, и у вас появится возможность проверить свою подготовку, и, возможно, с гордостью произнести: « Я справился с заданием!», «Я смогу его выполнить на экзамене!»)

 

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

1.Усвоение опознавательных признаков изучаемой орфограммы.

2. Умение осуществлять правильный выбор согласной (-з-с) на конце приставки

1. Формирование представления об опознавательных признаках изучаемой орфограммы.

2. Формирование навыка осуществления правильного выбора согласной буквы в приставках на-з-с

Опознавательный признак изучаемой орфограммы:

-приставки на з-с пишутся и произносятся одинаково (расписание, бездонное)

- слияние при произношении звуков на стыке приставки и корня (бессонный, расчет)

Алгоритм осуществления правильного выбора согласной буквы в приставках на –з-с:

выделить в слове приставку

посмотреть на букву согласного звука после приставки

если глухой согласный, то писать -с, если звонкий - з

На доске:

Лингвистические задачи:

-из слова ра…жечь возьмите приставку -из слова распорядок возьмите приставку

-из слова гадать – корень -из слова сказка возьмите корень

-и окончание из слова справка - из слова докладчик возьмите суффикс

Какое слово получилось? Какое слово получилось?

разгадка рассказчик

-Приставки в этих словах имеют прямое отношение к теме нашего урока. Но речь пойдет не только о приставках раз-рас, а о всех приставках, которые заканчиваются на буквы з- с.

Давайте сформулируем и запишем тему урока.

Сегодня мы с вами должны разгадать от чего зависит, какая согласная пишется в этих приставках.

Почему в словах разжечь и разгадка мы пишем в приставке –З, а в словах распорядок и рассказчик – С? Поможет нам ответить на вопрос материал для наблюдений в учебнике (стр114).

Чтение материала; обдумывание.

- Какие вопросы возникли у вас после прочтения?

Если вопросов нет, то учитель просит назвать условия, при которых ученик может легко воспользоваться правилом.(уметь разбирать слово по составу, знать глухие и звонкие согласные, знать сами приставки на з-с)

-Четко сформулируйте правило

-Выделите главную информацию (записываю её на доске в свободной форме и предлагаю логически выстроить пошаговые действия, т.е. составить алгоритм.(работа в парах или группах)

Составление алгоритма. Подбор примеров.

Первичное закрепление. Пользуясь алгоритмом, выполните задание. Комментирование.(упр.345)

Учебная задача:

Прочитайте слова. Почему они распределены в 3 столбика?

Безграничный беззвездный расчет

Распахнуть рассвет бесшумный

Исправить бессонный безжизненный

Фиксация затруднения: в словах первого столбика приставки пишутся и произносятся одинаково, во втором – произносится долгий звук – пишутся две з или две с , в третьем произносится долгий шипящий.

Что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибку в написании, если вам встретятся слова из второго и третьего столбика? (подобрать однокоренные)

Выполнение упражнения 348(сложнее) или 349 – по выбору учащегося.

Распределительный диктант( по вариантам или мальчики-девочки)

Реакция на вопросы учителя в желании ответить –в виде поднятых рук или отдельных реплик без поднятой руки, что также свидетельствует о заинтересованности; в задаваемых учителю вопросах, в отсутствии нарушений дисциплины.

Оценка деятельности «Вы очень наблюдательны», «Мне приятно с вами работать»

Отдельным уч-ся: «Я думаю, что ты справишься», «У тебя все получится»

Проговаривание этапов деятельности , движение к цели-результату: «Мы хорошо справились с учебной задачей, быстро составили алгоритм, безошибочно выполнили упражнение, а значит, на шаг приблизились к цели нашего урока.

 

Закрепление учебного материала:

Постановка учебной цели перед учащимися.

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель

Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала.

Определение:

1) степени усвоения опознавательных признаков изучаемой орфограммы:

- знаю теорию, но не могу применить её на практике;

- знаю теорию и могу применить её на практике;

- могу выступить в роли консультанта для товарища;

2) скорости нахождения в тексте слов с данной орфограммой.

3) степени сформированности умения осуществить правильный выбор согласной буквы в приставках на з-с

- знаю отдельные шаги алгоритма (какие именно);

- знаю все шаги алгоритма, но не помню их последовательность;

- знаю все шаги алгоритма, их последовательность, но не могу применить на практике;

- знаю все шаги алгоритма, их последовательность, могу применить на практике;

- могу выступить в роли консультанта для товарища;

4) скорости применения алгоритма в практике правописания.

Создать условия для качественного и осознанного закрепления учащимися изученного материала и сформированных навыков.

Заполнение листов самопроверки:

Задание

Вывод

Сформулируй письменно опознавательный признак изученной орфограммы:

_________________________________________

_________________________________________

Выдели его графически в словах бесшумный, разжимать, расставить, искусать, вздыхать, распилить, рассудить, восстание.

Проверка:

 

Обведи нужную цифру кружком:

1) знаю теорию, но не могу применить её на практике;

2) знаю теорию и могу применить её на практике;

3) могу выступить в роли консультанта для товарища.

Найди в упр. № 346 слова с данной орфограммой. Засеки время выполнения.

Проверка…

___ минут – медленно

___ минут – средняя скорость;

___ минут – высокая скорость

Отметь качество выполнения задания – сколько было правильно написанных слов!

Воспроизведи по памяти изученный алгоритм.

Выполни задание: выписать слова с приставками на з-с. Засеки время выполнения.

Воссиять, расчистить, сгинуть, надписать, возгордиться, надпилить, чрезмерный, вспорхнуть, подскочить, сделать.

Проверка…

1) знаю отдельные шаги алгоритма (какие именно);

2) знаю все шаги алгоритма, но не помню их последовательность;

3) знаю все шаги алгоритма, их последовательность, но не могу применить на практике;

4) знаю все шаги алгоритма, их последовательность, могу применить на практике;

5) могу выступить в роли консультанта для товарища.

___ минут – медленно

___ минут – средняя скорость;

___ минут – высокая скорость

Подведение итогов. Фиксирование личного результата.

Индивидуальные тестовые задания (аналогичные экзаменационным –В-3)

Например: из предложений 15-16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой звук».

(15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16) Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжелых струях реки».

Работы сдают на проверку учителю.

 

5. Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

1. Осуществить индивидуальную коррекцию знаний, умений и навыков, недостаточно сформированных на данном уроке (по результатам заполнения листов самопроверки).

Упр.348 или 349.(по выбору); индивидуальные задания различной степени сложности.

В конце урока учащиеся заполняют анонимную анкету и поднимают карточку настроения.

Мне было интересно:

В самом начале урока.

Во время проверки ДЗ.

Во время изучения нового материала.

Во время закрепления изученного нового материала.

Во время обсуждения нового ДЗ.

 

 

6

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.