Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Правописание приставок на з-с»
Форма 1К
Технологическая карта урока
ФИО педагогического работника Михальчук Светлана Николаевна
Должность, место работы учитель БОУг.Омска «СОШ №33»
Тема занятия Правописание приставок на З-С
Предмет, класс русский язык, 5 класс
Учебник М.М.Разумовская, С.И. Львова и др.
Этапы работы |
Содержание этапа |
|||||||||
1. Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной); • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) |
1. Подготовить рабочее место. 2. Иметь положительный эмоциональный настрой на урок. 1. Развивать навык самоорганизации и саморегуляции. 2. Развивать личностные УУД (показатель достижения цели: а) положительный эмоциональный настрой учащихся; метод обнаружения - визуальный; б) интеллектуальный настрой учащихся на урок; метод обнаружения – рефлексия в конце урока – «Было ли на уроке интересно?») 1. Слово учителя: - напоминание учащимся о том, что они должны проверить состояние своего рабочего места, указание на то, что должно быть на парте. -тест на настроение.(Ребята, перед вами лежат кружочки: красный, синий, зелёный. Красный означает, что у вас радостно на душе, зеленый, что немного грустно, а синий – это потеря интереса ко всему происходящему. Поднимите, пожалуйста, ваши кружочки, и мы посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок. Посчитаем количество кружочков, а в конце урока сравним, изменилось ли ваше настроение) -о ценности материала, который предстоит изучить. (Сегодня мы продолжим изучение правописания приставок. Прочные навыки их правописания позволят вам справиться с одним из заданий экзаменационного теста в 9 классе. Внимание, работоспособность, целеустремленность и, конечно же, хорошее настроение помогут вам в этом. На этапе закрепления материала я предложу вам аналог этого экзаменационного задания, и у вас появится возможность проверить свою подготовку, и, возможно, с гордостью произнести: « Я справился с заданием!», «Я смогу его выполнить на экзамене!») |
|||||||||
3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала |
1.Усвоение опознавательных признаков изучаемой орфограммы. 2. Умение осуществлять правильный выбор согласной (-з-с) на конце приставки 1. Формирование представления об опознавательных признаках изучаемой орфограммы. 2. Формирование навыка осуществления правильного выбора согласной буквы в приставках на-з-с Опознавательный признак изучаемой орфограммы: -приставки на з-с пишутся и произносятся одинаково (расписание, бездонное) - слияние при произношении звуков на стыке приставки и корня (бессонный, расчет) Алгоритм осуществления правильного выбора согласной буквы в приставках на –з-с: выделить в слове приставку посмотреть на букву согласного звука после приставки если глухой согласный, то писать -с, если звонкий - з На доске: Лингвистические задачи: -из слова ра…жечь возьмите приставку -из слова распорядок возьмите приставку -из слова гадать – корень -из слова сказка возьмите корень -и окончание из слова справка - из слова докладчик возьмите суффикс Какое слово получилось? Какое слово получилось? разгадка рассказчик -Приставки в этих словах имеют прямое отношение к теме нашего урока. Но речь пойдет не только о приставках раз-рас, а о всех приставках, которые заканчиваются на буквы з- с. Давайте сформулируем и запишем тему урока. Сегодня мы с вами должны разгадать от чего зависит, какая согласная пишется в этих приставках. Почему в словах разжечь и разгадка мы пишем в приставке –З, а в словах распорядок и рассказчик – С? Поможет нам ответить на вопрос материал для наблюдений в учебнике (стр114). Чтение материала; обдумывание. - Какие вопросы возникли у вас после прочтения? Если вопросов нет, то учитель просит назвать условия, при которых ученик может легко воспользоваться правилом.(уметь разбирать слово по составу, знать глухие и звонкие согласные, знать сами приставки на з-с) -Четко сформулируйте правило -Выделите главную информацию (записываю её на доске в свободной форме и предлагаю логически выстроить пошаговые действия, т.е. составить алгоритм.(работа в парах или группах) Составление алгоритма. Подбор примеров. Первичное закрепление. Пользуясь алгоритмом, выполните задание. Комментирование.(упр.345) Учебная задача: Прочитайте слова. Почему они распределены в 3 столбика? Безграничный беззвездный расчет Распахнуть рассвет бесшумный Исправить бессонный безжизненный Фиксация затруднения: в словах первого столбика приставки пишутся и произносятся одинаково, во втором – произносится долгий звук – пишутся две з или две с , в третьем произносится долгий шипящий. Что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибку в написании, если вам встретятся слова из второго и третьего столбика? (подобрать однокоренные) Выполнение упражнения 348(сложнее) или 349 – по выбору учащегося. Распределительный диктант( по вариантам или мальчики-девочки) Реакция на вопросы учителя в желании ответить –в виде поднятых рук или отдельных реплик без поднятой руки, что также свидетельствует о заинтересованности; в задаваемых учителю вопросах, в отсутствии нарушений дисциплины. Оценка деятельности «Вы очень наблюдательны», «Мне приятно с вами работать» Отдельным уч-ся: «Я думаю, что ты справишься», «У тебя все получится» Проговаривание этапов деятельности , движение к цели-результату: «Мы хорошо справились с учебной задачей, быстро составили алгоритм, безошибочно выполнили упражнение, а значит, на шаг приблизились к цели нашего урока. |
|||||||||
Закрепление учебного материала: Постановка учебной цели перед учащимися. Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала. |
Определение: 1) степени усвоения опознавательных признаков изучаемой орфограммы: - знаю теорию, но не могу применить её на практике; - знаю теорию и могу применить её на практике; - могу выступить в роли консультанта для товарища; 2) скорости нахождения в тексте слов с данной орфограммой. 3) степени сформированности умения осуществить правильный выбор согласной буквы в приставках на з-с - знаю отдельные шаги алгоритма (какие именно); - знаю все шаги алгоритма, но не помню их последовательность; - знаю все шаги алгоритма, их последовательность, но не могу применить на практике; - знаю все шаги алгоритма, их последовательность, могу применить на практике; - могу выступить в роли консультанта для товарища; 4) скорости применения алгоритма в практике правописания. Создать условия для качественного и осознанного закрепления учащимися изученного материала и сформированных навыков. Заполнение листов самопроверки:
Подведение итогов. Фиксирование личного результата. Индивидуальные тестовые задания (аналогичные экзаменационным –В-3) Например: из предложений 15-16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой звук». (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16) Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжелых струях реки». Работы сдают на проверку учителю. |
|||||||||
5. Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); |
1. Осуществить индивидуальную коррекцию знаний, умений и навыков, недостаточно сформированных на данном уроке (по результатам заполнения листов самопроверки). Упр.348 или 349.(по выбору); индивидуальные задания различной степени сложности. В конце урока учащиеся заполняют анонимную анкету и поднимают карточку настроения. Мне было интересно: В самом начале урока. Во время проверки ДЗ. Во время изучения нового материала. Во время закрепления изученного нового материала. Во время обсуждения нового ДЗ. |
6