Урок по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста» (11 класс)

2
0
Материал опубликован 6 November 2019

Приложение № 1.4


Методическая разработка урока по русскому языку

«Учимся писать сочинение – рассуждение. Анализ публицистического текста.» – 11 класс (Подготовка к ЕГЭ – часть2)


Методические задачи

Создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями построения сочинения в форме ЕГЭ

Планируемые результаты и уровень освоения

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Личностные:

Стремятся к речевому совершенствованию, имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей, проявляют способность к самооценке.

Предметные: владеют всеми видами речевой деятельности; понимают содержание устных и письменных сообщений, владеют навыками информационной переработки текста; способны свободно и правильно излагать свои мысли; соблюдать нормы построения текста; выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль.

Метапредметные:

познавательные – адекватно понимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации отбора на определенную тему; способны свободно и правильно излагать свои мысли.

регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.

коммуникативные – осуществляют коммуникативно – целесообразные действия с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой – либо задачи, участие в спорах, обсуждениях.


Ход урока


Организационный момент. Постановка целей.

Здравствуйте, ребята.

Тема нашего урока «Учимся писать сочинение – рассуждение. Анализ публицистического текста.» Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за все 10 лет вашей учебы в школе, но и будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений. На выполнение 2 – х частей экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).

Сочинение – рассуждение – часть 2 задание 25. Написание сочинения – рассуждения вызывает у выпускников наибольшие затруднения.

Сегодня на уроке мы попробует выработать алгоритм работы и методические приемы, которые помогут справиться с этой частью экзаменационной работы.

Этап актуализации знаний. Кластер.

Я предлагаю вам подумать над словами Чтение – Вдумчивое (осмысленное) чтение – Начитанность

- Какие ассоциации возникают у вас?

- Можно ли поставить знак равенства между этими понятиями?

3. Работа с текстом

Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (выразительное чтение текста)

Вопросы классу:

- О чем этот текст?

В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждается взятой в библиотеке книгой?»

(1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

(3) Иногда казалось, что война идет всегда, что отец целую вечность на фронте.

(8) Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

(22) Закончив читать её, я с надеждой, отправился в библиотеку.

- Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство» (предложение 9)

1. неизменность

2. верность

3. твердость

4. неподвижность

- Укажите предложение, в котором, средством выразительности речи является эпитет.

1. Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно театральные кулисы.

2. Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

3. Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.

4. Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывала безмерные дали, расступались облачные небеса.

- Замените разговорное слово «послонялся» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом.

Проблематика текста

- А как вы понимаете, что такое проблема текста?

- Давайте послушаем, как толкуется это слово в словаре (подготовленный ответ ученика).

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблеме можно определить, как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.

- Какие проблемы ставит перед читателем автор?

1. Проблема роли книг в жизни человека, ценности литературы. (Какова роль книг в жизни человека? Ив чем заключается сила их воздействия?)

2. Проблема заинтересованного, вдумчивого (осмысленного) чтения. (Почему книги нужно читать с интересом?)

Идея текста

- Какова основная идея писательского высказывания?

- Что хотел своим читателям автор, создавая этот текст?

- Как определяет автор понятие временности, постоянства?

Авторская позиция

- Скажите, какова позиция автора в данном тексте? Каким образом он выражает свое отношение?

1. Литература дает человеку колоссальный опыт жизни, учит пониманию жизни. Книги формируют личность.

2. Полюбить литературу можно, только если читать с интересом, внимательно, обращая внимание на детали, уметь удивляться искусству писателя и искренне радоваться предстоящему чтению.

Аргументация собственной позиции

Цель – убедить в чем – либо, укрепить или изменить свое мнение.

Схема рассуждения

Тезис – Аргументация – Вывод

Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументация _ доказательство, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.

Аргументы «За» должны быть:

- правдивыми, опираться на авторитетные источники;

- доступными, простыми, понятными;

- отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «Против»:

- должны убеждать в том, что аргументация автора неубедительна;

- опровержения должны бать тактичны подчеркнуто корректны, чтобы ваша позиция выглядела убедительно, пишите (когда это возможно) «Мы»

- Мы все об этом слышали…

- Наше будущее зависит …

- Мы не можем остаться равнодушными …

- Проблемы, с которыми сталкивается общество…

- Это влияет на всех нас…

Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам:

- Трудно не согласиться с автором в том, что …

- Автор прав, утверждая, что …

- Справедливо утверждение автора о том, что …

- Мне (нам) близка мысль писателя о том, что…

Если вы отстаиваете точку зрения автора исходного текста, выберите следующие речевые структуры:

- Трудно согласиться с автором в том, что …

- Позиция писателя, на наш взгляд, противоречива…

- Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что…

Используйте вопросы для обозначения мысли, например,

- Неужели это применимо для нашего общества?

- Может ли мне кто – либо сказать…

- Таким образом вы заставляете читателя рассуждать вместе с вами.

Методические рекомендации по предупреждению типичных ошибок.

- Не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи: «В этом тексте говорится …», «Автор этого текста пишет…» и т. д.

Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные.

- Не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте, анализируйте.

Несколько советов в работе над сочинением

Памятка

План сочинения ЕГЭ

Структура сочинения состоит из следующих разделов:

Вступление

Проблема

Связка

Комментарий (1-й пример) + пояснение к комментарию + связка

Комментарий (2-й пример) + пояснение к комментарию + связка

Позиция автора – как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме (1 – 2 предложения)

Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)

- 1 – 2 предложения: объяснить свое согласие с мнением автора, сформировать тезис, который будет доказывать аргументами в следующем абзаце.

Заключение

Используйте следующие слова:

К тому же;

В тоже время;

Тем не менее;

Хотя, даже;

Несмотря на то, что;

Вместо того

Используйте слова, представляющие разные точки зрения:

С одной стороны, с другой стороны

В этом случае, в другом случае

Это может означать

Трудно не согласиться

Работа в группах

Сейчас вы приступаете к самому ответственному этапу работы – формированию собственных тезисов. Класс делится на 3 группы.

Первая группа должна сформулировать и прокомментировать проблемы, поставленные автором.

Вторая группа будет формулировать тезисы, в которых выразит позицию автора.

Третья группа должна будет выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимы2 аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом.

Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинения.

- Учимся записывать свои работы как единое целое.

6. Рефлексия

_ Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился?

- Какие трудности вы испытывали в работе?

- Дать оценку работ и комментарий к каждой основной1 части.

7. Итог урока и домашнее задание

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.



(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.(4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно.(5)Не было безнадёжности.(6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди.(7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным.(8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве?(10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою?(11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?(12)Не помню.

(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи.(14)Счастлив и просветлён.

(15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.(16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки.(17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах.(18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр, чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза.(19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

(20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно.(21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

(22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.

(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».

(24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться...

(По А. Лиханову)


Лиханов Альберт Анатольевич - современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества - становление характера подростка -проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации